Вопрос №2: Проблема соотношения обучения и развития в отечественной и зарубежной психологии.

План:

1) Основные понятия

2) Проблема соотношения обучения и развития в отечественной психологии

3) Проблема соотношения обучения и развития в зарубежной психологии

4) Авторы

5) Список литературы

1. Обучение (Л.С.Выготский)- движущая сила психического развития.

Развитие (по Пиаже)- это переход от низший стадии к высшей.

Зона ближайшего развития (Л.С. Выготский)- уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности

Зона актуального развития (Л.С. Выготский)- представляет собой совокупность знаний, умений и навыков ребенка, которыми он владеет на высоком уровне в данный момент времени.

2. В отечественной психологии эта проблема была впервые сформулирована Л. С. Выготским в начале 30-х гг. Он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив, что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового в развитии. Введенное им понятие «зона ближайшего развития» раскрывает это общее теоретическое положение: ребенок, обучаясь с помощью взрослого, успешно начинает выполнять то, чего он до этого не мог выполнить самостоятельно. Мера этой помощи (способность ее воспринять) выступает как показатель потенциальных возможностей ребенка к обучению. То, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, характеризуется Л. С. Выготским как «зона актуального развития».

Интенсивные исследования отечественных психологов в 40 — 60-е гг. способствовали дальнейшей разработке проблемы О. и Р. прежде всего по линии выявления условий, при которых обучение становится развивающим, определения конкретных форм обучения, обеспечивающего более высокое умственное развитие детей различного школьного возраста в условиях как индивидуальных, так и групповых экспериментов (с целыми классами). При этом одни психологи придавали решающее значение изменению содержания образования (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов), другие достигали развивающего эффекта обучения г. о. посредством усовершенствования методов обучения (Л. В. Занков), третьи пытались средствами обучения изменить способы умственной деятельности школьников и тем самым повысить эффективность усвоения (Н. А. Менчинская, Б. Н. Богоявленский, Е. Н. Кабанова-Меллер и др.).

3. Между обучением и развитием отсутствует связь (Ж.Пиаже). Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается. А относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае "идет в хвосте развития", оно как бы надстраивается над созреванием. Согласно этой теории, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния;

Обучение и развитие - тождественные процессы (У. Джемс, Э. Торндайк и др.). Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. При этом Э. Торндайк не видел разницы между обучением человека и обучением животного, отрицал роль сознания в обучении.

Между обучением и развитием существует тесная связь (К. Коффка). Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования. Данная теория разводит процессы обучения и развития и вместе с тем устанавливает их взаимосвязь (развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие).

4. Авторы: Л.С. Выготский, Ж.Пиаже, К.Коффка, У.Джеймс, Э.Торндайк, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков

5. Список литературы:

1.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976

2. http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/30-voprosy-k-jekzamenu-po-discipline-psihologija/603-problema-obuchenija-i-psihicheskogo-razvitija-v.html

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Наши рекомендации