Использование символов градусов при интерпретации карты рождения
Планеты в карте рождения (включая Солнце и Луну) представляют основные функции, действующие во всякой организованной системе деятельности. будь то Галактика, Солнечная система, клетка, атом, или растение, животное и человек. Все это - организованные целые, можно даже сказать - органические, если мы хотим подчеркнуть, что Вселенная
и все составляющие ее целые - живые. Можно даже распространить представление об органическом целом, если не об организме, на нацию и более или менее устойчивые и обладающие самоподдержанием институты.
Говорим ли мы о жизни в универсальном или в более ограниченном, биологическом смысле, в любом случае там, где есть целое, части которого определены и находятся в относительно устойчивом взаимодействии, мы можем выделить несколько существенных функций, действующих независимо. Астрология имеет возможность найти соответствия для всех взаимосвязанных способов действия в любом организованном целом в десяти фундаментальных функциях, представленных планетами.
Эти функции имеют фундаментально одинаковый характер во всех организованных системах, от атома до человека, от нации до Галактики, но действуют они на различных уровнях, оперируя с бесконечным множеством разнообразных субстанций (физических или суперфизических) и порождая огромное разнообразие актуальных результатов. Но как бы то ни были разнообразны эти результаты. Юпитер всегда соответствует функциональной способности к расширению, Сатурн - способности ясного определения и поддержания структуры организма. Солнце - источник силы, энергией которого питается деятельность всех или большинства частей организма; Луна символизирует способность организма приспосабливаться к окружению и распределять энергию Солнца между частями организма, которые в ней нуждаются, в тех формах и тогда, когда они в ней нуждаются. Марс представляет собой способность мобилизовать энергии для достижения желаемого результата; Венера устанавливает ценность того, к чему стремится, или чего избегает, того, что его привлекает или отталкивает. Меркурий обозначает средства и методы внутренней и внешней коммуникации, все, что устанавливает связи и ассоциации. Три транссатурновые планеты - Уран, Нептун, Плутон - относятся к более таинственной способности, содержащейся в живых целых, в частности, в человеке, но возможно, что и во всех космических и микрокосмических организмах - способности к трансформации себя и перехода собственных границ и пределов; эту способность следует понимать как отклик на призыв "большего Целого", в пределах которого меньшее целое действует в качестве органической части, отзывающейся на изменения в большем Целом. Живой организм подвержен мутациям в своем зародыше, если его вид либо приспосабливается к новым условиям в биосфере, либо предпринимает новый шаг в предначертанной ему эволюции. Индивидуальный человек в еще большей степени способен к трансформации своей наследственной природы, вдохновляемый видением и примером Аватара (божественного Проявления), возвещающего новую фазу человеческой и планетарной эволюции. Уран относится к откровению новой цели или архетипа, Нептун - к растворению старых структур, личных и социальных; Плутон обозначает хаотическое состояние, содержащее латентные предпосылки будущей организации.
Десять планет представляют функциональные деятельности определенного
характера, подобно тому, как различные органы тела осуществляют различные биологические деятельности. Астрологические аспекты между планетами в карте рождения показывают, как эти десять основных функций связаны друг с другом в данном человеке, на биологическом и психологическом уровнях; с точки зрения "гуманистической" астрологии, аспекты показывают, какие межпланетные отношения наиболее плодотворны для творческой актуализации потенциальных возможностей.
Как же получить хотя бы намек на особые качества деятельности планет? Если Юпитер представляет функцию расширения и возможность роста власти и авторитета, что содержится в этих экспансионистских и предпринимательских тенденциях, которыми до известной степени обладает каждый живой организм? Традиционный астролог будет говорить о "силе" планеты в соответствии с системой "достоинств", основанной на понятиях о владении, экзальтации, положении в доме пр. Но "сила" - это не качество. Тип деятельности, например, может быть сильным, но саморазрушительным, или наоборот, достигать своих целей мягко, хотя и настойчиво. То, что кажется "слабостью", в особых условиях может вести к успеху, если дает возможность быть чувствительным в сонастроенности на высшие Силы.
Многое в традиционной астрологии кажется, так сказать, "двумерным", основанным на суждениях типа "да-нет". Если же астрология не ориентируется на одни лишь события, а пытается указывать индивидуумам на значимое и важное, ей нужно третье измерение. Для раскрытия более тонких характеристик планетарных деятельностей использовалась различная техника, напр., "арабские части". Но мне кажется, что во многих случаях, хотя и не во всех, рассмотрение символа градуса, в котором находится каждая из планет, добавляет информацию, которая незаменима ничем, если только умно пользоваться ею и понимать ее ограничения. Прежде всего нужно иметь в виду, что таким образом обнаруживается не столько то, каков человек есть, сколько, каким он может быть. Это один из моментов, отличающих гуманистическую астрологию от различных форм предсказательства. Гуманистический астролог занимается не тем, как человек функционирует, и не выискиванием его "сильных" и "слабых" сторон. Он не "анализирует" клиента или своих ближних; его задача - помочь людям лучше понять себя и стать более "целостными" , более интегрированными, и исполнить предназначение своего рождения - свою индивидуальную судьбу в определенное время и в определенном социопланетарном окружении.
Таким образом, символ градуса, в котором находится определенная планета, может быть использован не для того, чтобы сказать человеку:
"Твой Марс функционирует таким-то образом; тебе следует это знать и что-то сделать с этим". Гуманистический астролог скажет так: "Таков тип или качество сознания и поведения, которое проявится наилучшим образом, когда действует твой Марс. Возможно, что он и действует таким образом, когда ты даешь ему проявляться спонтанно, а может быть это качество лишь скрыто присутствует в твоей природе. Оно может стать более зрелым, более богатым, найти большее выражение, стать
более сознательным, если только под "сознательностью" не иметь в виду интеллектуализацию, гордыню, или, в отрицательном плане, страх и моральную скованность".
Во многих случаях символ указывает на качество, которое индивидуум не имел возможности применить в действии данной функции.
Рассмотрим в качестве примеров символы, связанные с Солнцем в картах рождения нескольких людей, карты рождения которых я рассматривал в брошюре "Первые шаги в изучении карты рождения" (включена в качестве раздела в книгу "Астрология, направленная на личность: новый подход к значению и использованию карты рождения, 1972"). Типичный случай негативного подхода демонстрируется в карте царя Николая Л, расстрелянного после революции в России. Солнце находится в 28 градусе (27° 46') Тельца в IX доме, практически в соединении с МС. Символ - "Женщина, прошедшая "перемену жизни" испытывает новую любовь", в комментарии речь идет о необходимости для индивидуума открыть свое сознание для возможности новых начал, подняться над биологическими ограничениями и т. п. "Биологические" можно заменить "культурными", "традиционными", потому что здесь мы имеем дело с картой человека, который был национальным символом старой России. Он представлял культуру правящего класса, который, столкнувшись с необходимостью перемен, не смог обновить свое отношение к жизни, не смог "подняться" над устаревшими формами жизни и использовать свою власть позитивным образом. Положение ретроградного Сатурна в IV доме в оппозиции к Меркурию в Х доме (который управляет Асцендентом - Девой) показывает, почему был избран негативный подход. Сатурн один находится в нижней полусфере в квадрате с соединением Венеры и Урана в Раке и в тригоне к группе Юпитер-Луна и Нептун. Однако возможно, что человек с приблизительно такой же картой рождения использовал бы все эти напряжения для высвобождения позитивного потенциала, своего Солнца.
Солнце в IX доме также в карте Г. Форда (7° 6' Льва); символ интересен в этом примере возможностью покачать необходимость выходить за рамки буквального понимания, извлекая существенное значение.
"Активист, распространяющий анархические идеалы". Форд, разумеется, не был ни анархистом, ни коммунистом, но он революционизировал человечество всего земного шара внедрением техники массового производства автомобилей. Ключевое слово, указывающее на катаболичность действия, имеет здесь смысл, что распространение автомашин в значительной степени послужило разрушению старого образа жизни и морали. Луна в этой карте только что прошла фазу полнолуния и находится в 11° Водолея - "В тихий час человек получает внутреннее озарение, которое может изменить его жизнь". То, что вдохновило Г.Форда, безусловно изменило его жизнь, как и жизнь биллионов других людей. Квинтил солнца и Юпитера в 20° Весов - хорошее предвестие социального успеха. Это могло указывать на социальное расширение, творчество и использование энергии квадрата между Юпитером и Ураном в VII доме. Символ, соответствующий Юпитеру (21° Весов) - "воскресная толпа на пляже".
На ином уровне существования и сознания можно интерпретировать символ градуса Солнца в карте Шри Ауробиндо. Великий индийский вождь, йог, поэт и философ, юбилей которого недавно отмечался по всему миру, в течение 40 лет интенсивной внутренней концентрации искал способы физического проявления нового типа трансформирующей духовной энергии. Символ его Солнца (23° Льва) - "В цирке наездница без седла показывает свое опасное искусство" - символ отваги и стойкости в управлении мощными энергиями того, что он называл "витальными энергиями человеческого существования". В этой карте Солнце близко к восхождению. Юпитер же в 13°, 5 Льва практически на Асценденте (12° 27'). Символ Юпитера говорит о жажде самоактуализации и о попытке духовного Существа полностью проявить свою силу. Символ Асцендента ("Старый капитан в кресле-качалке") может показаться неясным. Однако в определенное время своей жизни Ауробиндо был одним из пионеров движения за освобождение Индии от англичан, и понадобился кризис (год в тюрьме), чтобы показать этому бескомпромиссному вождю, что дело его жизни - не внешнее поле деятельности, а интенсивная внутренняя концентрация, в которой он провел последние 40 лет жизни, общаясь лишь с горсткой людей. Символ Луны также значим в этой карте: "Старый мост над прекрасным потоком, все еще используемый": Ауробиндо возвращался к источникам величия и духовности Индии, давая новые интерпретации древним Ведам, священным книгам прошлых тысячелетий. Древняя традиция помогала перейти пропасть между человеческим и божественным. Ауробиндо, таким образом, связывал будущее с прошлым, формулируя философию и создавая способ жизни, в котором человек может актуализировать полный потенциал своего существа. Символ указывает также на проявление способности Ауробиндо приспосабливаться к окружению и распространять свою "солнечную" отвагу. В карте крупного немецкого оккультного философа, педагога и художника, Рудольфа Штейнера, Солнце находится в 9° 20' Рыб - "Авиатор летит сквозь закрывающие Землю тучи". Здесь подразумевается возможность мастерского контроля над энергиями, позволяющего проникнуть в затянутое тучами поле существования и идти к определенной цели, ориентируясь на внутреннее чувство направления. Оппозиция Солнца к ретроградному Сатурну в квадрате к Урану указывает, что для достижения жизненной цели понадобится много мужества и самотрансформирующей силы.
Следует иметь в виду, что комментарии, которыми я сопровождаю описание символов, подходят не ко всем случаям.
Еще один интересный случай - трагический философ, Фр. Ницше, Солнце которого находится в карте рождения в 22° 7' Весов ("Крик петуха возвещает рассвет"). В некогда знаменитой пьесе Э. Ростана петух, являющийся главным персонажем. Не только приветствует рассвет, но охвачен уверенностью, что это он заставляет Солнце подняться. Ницше был одним из первых поэтом-провидцем-философом, предвещавшим появление нового типа человека и новой цивилизации. Его жизнь трагически закончилась тем, что мы называем болезнью, а его страстные, весомо падающие слова вызвали деструктивные силы во многих; однако
сквозь и поверх этой деструктивное™ он был вес же первовестником многого, что приняло более позитивные формы после его смерти. Марс в этой карте рождения, кульминирующий в Х доме и управитель Асцендента Скорпиона, расположен в 28° Девы ("Плешивый человек, захвативший власть") подчеркивает "волю к власти" во времена кризиса. Интересно, что когда я писал свои комментарии к символам, я не знал, что управляющая планета Нищие, Марс, находится в этом месте.
Количество примеров можно умножать, но я думаю, что тех, что уже приведены, достаточно для демонстрации того, как применять символы, доходя до существенногоих значения, вомногих случаях игнорируя поверхностное - в самой формулировке,как и комментариях. Наиболее существенны символы, относящиеся к Солнцу, Лунеили Асценденту, если только не идет речь о какой-то специальной проблеме. Еще раз подчеркну, что символ укачивает скорее не, на то, что есть, а на то, что может быть развито для полной реализации потенциальностей рождения.
Так, если бы Ницше в юности обратился к астрологу, пользующему сабианскими символами, ему сказали бы, что провозвестие нового типа социального и личного развития присуще его природному темпераменту и индивидуальной судьбе. Оппозиция Плутона (тогда еще не открытого) к Солнцу показывает, сколь глубокой и неукротимой была эту предопределенность сущностной природы и ее трагическими импликациями. 'Такова была судьба Ницше, потенциально щизофреническая, если рассматривать ее с точки зрения нормального здравого смысла. Такой была его дхарма. Оппозиции Марса и Юпитера, Меркурия и Урана, Плутона и Солнца составляли трудную проблему для того, что Юнг называет "личной интеграцией"; и она не облегчалась квадратом Венеры в IX доме к восходящей Луне в Стрельце на 9° - "социальная забота" и помощь менее развитым. Эти аспекты дают силу, и Ницше действительно нуждался в глубоком источнике внутренней силы, чтобы бороться с предрассудками и общепринятыми интеллектуальными ценностями. Индийский бог Шива - разрушитель и одновременно преобразователь; считается, что он впитывает своим телом яды, порождаемые его катаболистической деятельностью. Такова судьба истинных пионеров во времена социальной кристаллизации и вульгаризации, времена, требующие дезинтеграции.
При глубоком рассмотрении карты рождения рассмотрение символов градусов для всех планет безусловно полезно. Во многих случаях рассмотрение этих точек, к которым следует добавить четыре угла и Пар Фортуна, ведет к возникновению некоего общего смысла, может быть несколько абстрактного и трудно передаваемого. Это похоже на звучание сложного аккорда, "тонами" которого являются отдельные рассмотренные качества. Так, встречая человека впервые, мы ясно интуитивно чувствуем, что это за человек, ощущаем его "вибрацию", может быть, даже чувствуем, что может этот человек значить в нашей жизни. Равным образом рассмотрение символов, соответствующих карте рождения, дает общее ощущение качества бытия человека. Это то, что я называю "холистическим" (целостным) ощущением. Оно может
появиться просто при рассмотрении карты в целом внутренним взором".
Что касается символов для "углов" карты, то сложность здесь, разумеется, в том, что мы не всегда знаем точный момент рождения. "Ректификация" редко ведет к большой точности, потому что возникает множество вариантов, из которых трудно выбрать, тем более, что разные авторитеты предлагают разные методы ректификации. Каждый из углов характеризует архетипическим образом одну из основных четырех психических функций или способов бытия), которые Юнг описывал, в особенности в книге "Психологические типы": интуиция, ощущение, чувствование и мышление". С Асцендентом я связываю интуицию, с надиром - чувствование, с десцендентом - ощущение, с зенитом - мышление.
В связи с обычной неуверенностью в моменте рождения, я возьму в качестве примера собственную карту рождения, хотя я и противник опубликования человеком своей карты рождения, по крайней мере, точного момента первого вздоха или Асцендента. Однако в моем случае эта информация не раз публиковалась несмотря на мои просьбы не делать этого, к тому же в моем возрасте и положении это мало что значит. Мой Асцсндент - 14° Стрельца, МС - 12° Весов (Солнце 3° Овна, Луна 25° Водился). Я постараюсь в качестве примера того, что может делаться, проинтерпретировать соотношения между четырьмя символами углов и характером психической деятельности в моем случае, стараясь быть по возможности объективным, насколько это возможно к концу длинной и полной жизни, прожитой с точки зрения поиска значения.
Можно подойти к интерпретации двумя путями. Первый состоит в том, чтобы просто отнести каждый из четырех видов психической деятельности к символу соответствующего градуса. Тогда моя интуиция должна быть отнесена к символу "великая пирамида и сфинкс". Это предполагает укорененность в том, что эти древнейшие египетские символы могут значить для интерпретируемого. Для меня это означает древнюю мудрость, которая сумела сформулировать настроенность на космический порядок и воплотить ее в массивных и совершенно символических структурах. Это означает обладание определенного рода скрытым, оккультным знанием в качестве "фона" для интуиции. Но символ реально указывает не столько на сутцествование такого знания, сколько на то, что мне следует развивать свою интуицию в направлении, имеющем отношение к типу мудрости, которым располагали люди, создавшие египетские пирамиды.
Асцендент более, чем какой-либо иной астрологический фактор, указывает тип опыта, в котором можно лучше всего постичь свою индивидуальную уникальную судьбу. Таким образом, символ моего асцендента говорит мне, что если я хочу обнаружить, что же я реально такое, обнаружить мою архетипическую самость, я должен стремиться к собиранию опыта, соотносимого с качеством знания, мудрости или силы, символизируемым пирамидами и сфинксом. Это все, на что символ указывает; вряд ли стоит связывать с ним какие-то более конкретные чары и говорить о буквальной связи моей индивидуальности с египетской традицией
или теми, кто ею доныне располагает. Ясно, что этот градус зодиака может быть найден во множестве карт рождения, и многие индивидуумы с таким асцендентом имеют или не имели в прошлом никакого сознательного отношения к древней мудрости или тому, что сейчас называется "эзотеризмом". Однако значимость символа состоит в том, что он указывает направление к стремлению достичь чего-то, выходящего за пределы поверхностных моментов социально-культурного окружения повседневной жизни.
Символу, связанному с моим надиром (12° Овна - "Образующая треугольник летящая стая диких гусей") я посвятил сравнительно длинный комментарий, полагая, что до сих пор он интерпретировался неадекватно. В этом символе следует подчеркивать не "дикость" гусей, но более глубокие факторы, в частности регулярный, связанный с временами года, характер отлета гусей, указывающий на планетарные перемены, а также геометрическую фигуру, образуемую летящей стаей. Символ гуся - очень древний, в древней Индии "Хамса" относилась не только к гусю, но и к человеческой душе. Интересно, что слово "Хамса" я выбрал для журнала, который основывал в 1920-21 годах, ничего не зная о том, что он относится к символу моего IV дома.
Вершина IV дома, астрологический надир - точка личных основ. В более глубоком смысле это также центр шара, на поверхности которого мы живем. В этой точке и через четвертый дом индивидууму дан опыт укорененности в том, что представляется ему опорой и безопасностью -его земля, его дом, все, что вносит свою лепту в интеграцию и силу его личности. Что же говорит летящая стая гусей о моем "процессе чувствования" и чувства личной интеграции? Очевидно то, что может давать мне конкретный опыт укорененности и безопасности, но основано на определенной земле, определенной душе и не следует начать этого в определенном доме. Это скорее находится в своего рода надземном инстинкте, настроенном на ритм планетарных факторов. Также можно отметить, что чувства должны управляться своего рода "групповой формацией", а не действовать на собственно индивидуальной основе; их действие должно соответствовать крылоподобной треугольной форме, имеющей своей основой безличный, "небесный" порядок. В комментарии сказано: "Символ относится к Душе-сознанию, визуализируемой ориентированным к нему умом". Но в рассматриваемой карте рождения идет речь конкретно о чувствовании. То, что называют "душой", по крайней мере без заглавной буквы, основано на чувствовании; чувства -прямое, более или менее спонтанное выражение спонтанной оценки человеком его опыта. Душа, таким образом, относится к целостности человека, к его сознаванию себя целым, его "Я". Символ, очевидно, хорошо соответствует этому, и соответствует моей жизни. Я никогда не чувствовал себя укорененным на определенной земле или привязанным к определенному дому. Я оставил все, связанное с наследственной традицией, культурой и языком, как только к этому представилась возможность в 21 год, позже я часто переезжал с места на место по Америке, часто действительно следуя сезонным ритмам. Чувство безопасности и обеспеченности, которое я когда-либо испытывал, было связано с ощущением
"центра" и органической принадлежности к группе, действующей с позиций надличной, "космической" необходимости - своего рода духовный инстинкт, которому нельзя не подчиниться.
Символ для десцендента (14° Близнецов) формулируется так: "Преодолевая физическое пространство и социальные различия, два человека общаются телепатически"; он связывается со способностью преодолевать ограничения существования в теле. Может показаться неясным, как этот символ проясняет "ощущение" как мою психическую функцию, Однако он хорошо соответствует общей картине, которая возникает и уже очерчена символами асцендента и надира. Ощущение возникает из контакта между телом человека и различными другими физическими объектами или их эманациями. Символ же, говорящий о телепатическом общении, подчеркивает нефизический контакт. Разумеется, сегодня никто не знает точно, как действует телепатия, но с точки зрения символического значения ясно, что имеется в виду трансцендентный тип взаимодействия скорее между умами, чем между телами. Следовательно, можно понять это так, имеет место или должен иметь место процесс ментализации физических отношений, придающий большое значение ментальной коммуникации, нежели данным, предоставляемым физическими ощущениями. Можно даже предположить здесь указание на развитие тонких ощущений и раппорта с индивидуумами, которых я никогда физически не видел. Символ, конечно, не говорит ничего о том удастся ли мне эта попытка. То, что в том же градусе расположен Нептун, подчеркивает потенциальность трансценденции, о которой говорит символ. Он также вводит и другие элементы, касающиеся близких отношений, которые я установил и поддерживал, о которых не место говорить здесь, но которые придают дополнительное значение символу "летящей стаи". Это связано с подчеркиванием "отказа от обладания" в человеческих отношениях в новую эпоху. Это также объясняет мою привязанность к музыке и к астрологии; мне кажется очевидным, что вопреки плохо переданной традиции 19 века, астрология, со всем ее неточным и запутанным символизмом, с ее универсальными мистическими притязаниями, столь несоответствующими резко-озаряющему и революционизирующему характеру Урана, управляется Нептуном, а не Ураном.
Символ МС (12° Весов) - "Шахтеры выходят .на поверхность из глубокой угольной шахты". Уголь был основным источником энергии и тепла для западного общества в течение длительного времени, до начала широкого использования нефти. И уголь и нефть - остаточные продукты того, что когда-то было множеством живых организмов. Шахтеры-угольщики, символически говоря, спускаются в глубины коллективного бессознательного и выносят из его темных и потенциально опасных проходов то, чтобы создать тепло, энергию и электрический свет для людей. Символ находится в оппозиции с 12° Овна, как "общественная жизнь" (X дом) и находится в оппозиции с "личной жизнью" (IV дома). Личное чувство трансценденции и инстинктивная опора на космический порядок должны быть поляризованы социокультурной задачей извлечения из глубины древнечеловеческого прошлого материала, при-
годного для порождения коллективной энергии и просвещенной ментальности. МС символизирует индивидуальное "достижение (а само это слово этимиологически связано с латинским "капут" - голова) в цикле личной деятельности.
Из рассмотрения четырех символов углов возникает определенная картина. Подчеркну еще раз, что это предначертание или судьба, которой я мог следовать, путь актуализации моего потенциала. Никакой астролог не мог бы сказать по карте рождения, насколько я преуспею в реализации этих внутренних потенциальностей - во всяком случае это невозможно на чисто астрологических основаниях. Но попытки определить успех или неудачу - вообще не дело астролога. Его задача - помогать клиентам (и себе, разумеется) в достижении более сознательного, более уверенного и более объективного (тем самым и "безличного") подхода к проблемам, с которыми они сталкиваются. Наиболее важные и критические проблемы связаны с пониманием - интуитивным, эмоциональным, конкретным в личных отношениях, и обретаемым свободным и просвещенным умом - кто ты, чего жизнь, судьба. Бог ожидают от тебя.
В рассмотрении символов четырех "углов" карты рождения можно также прибегнуть к четырем вопросам, рассмотренным в предыдущей главе: что, в каком направлении, как и для чего. В этом случае лучше, начав с асцендента (что) двигаться в десценденту (куда), поскольку первый вопрос после "что", который приходит в голову - во всяком случае, в мою, - это вопрос, куда ведет данная ситуация.
Карта рождения относится к "ситуации", поскольку она обусловлена определенным временем и местом рождения, и поскольку человек рождается в определенном социально-культурно-национальном организме. В моем случае это - Франция. Ситуация рождения должна иметь какое-то значение; в некотором совершенно реальном значении "я" являюсь этим значением. Если в сознании, которое говорит "я", нет осведомленности об этом значении, значит нет конкретного, работающего знания о том, кто или что "я" есть. В сознании нет сознания сознающего. Существо любого человеческого "я" - потенциальное осознание своего сознания; во-вторых - осознание того, почему сознане таково. Внутреннее стремление к этому "почему" в любых обстоятельствах делает живой организм "человеческим", в противном случае он остается особью животного рода с неиспользованными потенциальностями.
Возвращаясь к моему гороскопу, мы находим, что ответ на "что" дается символом "Великая пирамида и сфинкс". Это не слишком ясный ответ для многих, хотя этот символ и подразумевает многое, что может стать явным в правильном опыте индивидуализации. Я хочу подчеркнуть здесь, что астролог не должен проинтерпретировать все клиенту, потому что это лишит последнего возможности открытия в живом опыте интуиции, каково значение символа для него в определенный момент его жизни и в определенной ситуации. Каждый может придать символу свое собственное значение, и значение будет меняться по мере роста понимания и искусства интерпретации. Для кого-то пирамида может представлять собой могилу тщеславного фараона. Для оккультно настроенных
людей это - символ и место древних Посвящений. Сфинкс скрывает вход на символический Путь (испытаний), ведущий к великому опыту психической трансформации и восстановления потенциальности для того, кто лежит в трансе в саркофаге.
Опять же, символ для "Что" указывает лишь потенциальность определенного типа развертывания жизни; он не говорит "вот что ты такое", а указывает "такой путь божественного или космического предопределения, такова ситуация рождения, потенциальность которого может (а может и не) развернуться и свершиться". Она может развернуться лишь частично. Это не чары, не "наличность", а лишь потенциальность. Свершение", если оно есть, ведет к тому. что указывает символ десцендента -к способности коммуникации на сверхфизическом уровне, к установлению сознательного контакта с другими умами. Ничего не говорится о том, какими могут быть эти другие умы, или насколько адекватна коммуникация; может быть столько разрушительных факторов! Значимо то, что предполагаются результаты, дающие дополнительное значение ситуации "Пирамиды и сфинкса".
Следующий критический вопрос - как можно достичь этих результатов. Символ "летящей стаи гусей" кажется здесь немного дающим, однако, он все же содержит основной ключ, включающий указание: "Следуй космическому порядку собственной природы; сохраняй точное отношение (определяемое формой треугольника) со своими товарищами. Верь своему духовному инстинкту, будь осторожен, когда спускаешься отдохнуть, озеро - берегись охотника".
Наконец, последний ворос, почему я должен бороться всю свою жизнь? Каким будет применение моих достижений, если я чего-то достигну? Какова моя роль в великой драме человеческого существования? МС дает ясный ответ: "Будь как шахтер, спускающийся в глубины бессознательного, чтобы принести своему обществу и будущим поколениям то, что согреет и осветит их жизни".
Соотнесение этих четырех ответов дает ясную картину индивидуальной судьбы. Значение, которое может быть этому придано, естественно зависит от уровня и качества интерпретирующего сознания. Символ относится к качеству жизни, не к событиям, фокусируя универсальные значения на частных позициях. Говорится, что жизнь должна быть прожита "перед лицом Вечности". Вечность - что не всегда понимается западными мыслителями - означает целостность, полноту цикла, то, что я, вслед за гностической традицией называл Эоном, цикл в его сущностном единстве. Тот, кто "превосходит" время, скорее в своем расширенном восприятии охватывает целостность цикла своей жизни как личности, или, как Будда, в Душе-источнике - длинный ряд личностей, тот развил эоническое сознане. Он понимает значения и взаимосвязи всех фаз эволюции в центре сознания и силы. Это - истинно "пробужденный", истинно мудрый.
Размышление над символами и проживание символической жизни составляет путь - не единственный, разумеется, - настраивайте до некоторой степени на космическое сознание.
Символическая жизнь
Жизнь великих духовных персонажей, среди которых могут быть представители областей, не связываемых обычно с "духовностью", например, государственные деятели, поистине ритуален. Любое значительное событие в этих жизнях следует понимать как ритуальное действие, архетипический характер которого может быть обнаружен сознанием, которое способно видеть "сквозь" факты существования, воспринимая место, которое эти факты занимают в жизни человека, рассматриваемого как значимое целое. Жизнь значима, поскольку она ставит индивидуума и его социокультурное окружение в отношения, которые свершают эволюционные или исторические нужды человечества или какой-то его части. Чем больше существенна потребность, тем более ощутим архетипический характер событий и жизней.
В жизни человеческих существ, которые по праву именуются Аватарами или Божественными проявлениями, таких, как Гаутама Будда, Иисус Христос, Баха-у-лла, или даже Франциск Ассизский, каждое событие обладает символическим значением в свете особенностей данной личности, оплодотворяющей коллективный ум, возвышая до воли к трансформации и трансценденции миллионы людей. Их жизни ритуальны в том смысле, что каковы бы ни были поверхностные биографические факты, все значительные события имеют "сверхличное" значение как специфические фазы процесса развертывания в соответствии со структурными, космическими и эоническими принципами. Мы можем верить, что каждое движение в таких ритуальных жизнях предопределено; Иисус, как полагают, сказал: "Чтобы свершилось Писание". Но с понятием "предопределенности" нужно обращаться осторожно. Это не внешнее, навязанное индивидууму извне, то, что часто понимают под "судьбой". Аватар - это не "индивидуум" в обычном смысле слова, связываемом с "эго". Он сам есть тот порядок, та определенность, которая ритуалистически дает структуру жизненной протяженности тела и определяет функции и значение реакций, действий и чувствований и мыслей своего общества. Это воплощение принципа, деятельности, качества бытия, сверхлично определяемого требованиями врмени. В более широком смысле то, что он делает, спонтанно, это инстинктивный ответ на фундаментальные требования человеческой природы, когда для нее приходит время подчинить себя трансформирующей силе циклической эволюции, или, как можно сказать, - Воли Божьей.
В людях меньшего масштаба всегда налицо конфликт между сверхточным порядком - их "судьбой" - и реакциями личной эго-воли, в той или иной степени определяемости биологическими и психическими влечениями. То, что остается от этого конфликта в великих духовных персонах - например, искушение Иисуса, или первоначальное нежелание Будды учить других, - принимает формы, сами по себе архетипические, т. е. оказываются характерными проявлениями самой природы родового человека, хомо сапиенса, когда он сталкивается с возможностью сознательного становления большим, чем он есть как вид в земной биосфере. События, связываемые с этими внутренними конфликтами и искушениями,
"символичны"; каждое человеческое существо может пережить их в аналогичных обстоятельствах. В начале этой книги я говорил о разнице между фактами и символами. Мы всегда должны иметь дело с фактами, элементами актуального опыта, личными и коллективными. Но мы не должны останавливаться на восприятии, регистрации и классификации этих фактов. Мы можем пройти "сквозь" них к уровню восприятия понимания, на котором множество фактов может быть прямо и непосредственно (а не только интеллектуально) соотнесено с небольшим числом архетипов. Этот "трансфактуальный" процесс интуирования. а на более совершенной стадии - озарения, дает возможность сознанию постичь сущностное значение фактов, в особенности событий человеческой жизни, посвященной процессу трансформации. Такая "посвященная" жизнь в особенности прозрачна для значения. События, наполняющие годы такой жизни, "просветлены", прозрачны, они дают свету проходить через них. Жизнь - символическая жизнь.
В сущности, всякая жизнь до некоторой степени символичиа. Внешние события обнаруживают свою цель и функцию для ума, способного проникнуть сквозь видимость и интуировать порядок и значение целого. Если Веденная в целом есть "теофания" - проявление божественной гармонии и Власти то каждое человеческое существо потенциально есгь проявление одного частного аспекта Души, ищущей воплощения в определенном моменте Вселенной, чтобы установить специфические отношения с условиями, существующими в этом месте и в это время. Каждый человек есть или может быть "иерофантом" - буквально "священным" проявлением. Более того, родовая структура, например, сирени, и значимое место, которое она занимает в биосфере, оживают каждую весну, но цветок этого года не тот, что появлялся в прошлом или появится в будущем. Архетипическое тождество не исключает экзистенциальной разницы. Сущностная структура может циклически возвращаться, хотя актуальные события - всегда иные. Существует бесконечная возможность разрешения фундаментальных проблем существования.
Жить символической жизнью значит жить сверхлично, жить такой жизнью, в которой каждое событие может быть соотнесено с архетипом, и тем самым обретет "священный" характер. То, что мы называем "мигос" (я употребляю это слово в его греческом звучании, чтобы избежать распространенного словоупотребления: "А это все мифы!"), это последовательность событий, ясно воплощающих архетипический ряд фаз фундаментального жизненного процесса, включая метаморфозы и радикальные изменения уровня или мутации. Жизнь Иисуса Гаутами -"митос", миф в этом смысле слова. Сквозь актуальные события, о которых повествует традшщя - причем вовсе не обязательно, чтобы они были "подлинными", с точки зрения простого существования - проходит священный характер мифа. Когда великого персидского проповедника Баба-у-лла, которого последователи считают Божественной Манифестацией, Аватаром новой эры человеческой эволюции, бросили в огромную грязную цистерну, почти лишенную воздуха, закованного железными цепями вместе с полутора сотнями преступников, это событие имело
глубокое символическое значение. Исполнено символического значения также то, что в эту подземную темницу вели три ступени; что в течение четырехмесячного заключения этот сын персидского министра получил внутреннее откровение о своей миссии Девы, которая принесла в его сознание "воспоминание об имени Божьем" (его собственные слова) Это -священные события, как и распятие Иисуса; они приносят восприимчивому уму понимание того, что будут значить эти трагические факты для человечества в течение того исторического цикла, который они предвосхищают. (Баха-у-лла родился в Тегеране 12 ноября 1817 г., на восходе солнца. Когда умер его отец, двадцатидвухлетний юноша отказался принять правительственный пост. В 28 лет он был заключен в тюрьму за участие в деле Баба - персидского юноши, потомка Магомета, который в 1844 году проповедовал конец цикла ислама и появление великого деятеля, который откроет новую эру. Баба был казнен, как и тысячи его последователей).
Католики утверждают, что невозможно выяснить, где кончаются "реальные факты" и начинается "миф". Но экзистенциальные факты прошлого имеют для нас сегодня значение лишь постольку, поскольку мы можем обнаружить проявление архетипических принципов в их отношениях. Распятие Иисуса, как священное событие или миф, бросает свет Откровения на значение всей Эпохи Рыб, которая ныне приближается к концу. Жизнь Будды озаряет развитие цивилизации на большей части Азии после VI в. до н. э. И ныне, спустя две с половиной тысячи лет, в начале одного из "времен года" десятитысячелетнего цикла (связанного с появлением Будды) многочисленная американская и европейская молодежь вновь чувствует звучание великого призыва Посредника, Пробужденного. История, которой по большей части учат в наших университетах, по существу бессмысленна. Она занимается мелкими деталями профанических событий, отказываясь принять существование структурных циклических паттернов коллективного "органического" роста и заката обществ. Как говорит А. Тойыби в своей монументальной книге "Изучение истории", человеческие общества и культуры органичны и цикличны; поэтому изучение их должно предполагать обнаружение "митоса", мифа, который они воплощают. Значительный миф должен, разумеется, основываться на фактах существования, но факты -это только сырой материал, из которого должно быть извлечено значение. Без такого извлечения архетипа из экзистенции жизнь бессмысленна и пуста, если не "абсурдна" - столь распространенное слово среди так называемых "экзистенциалистов", чьи умы попали в плен профанического и хаотического
Значение астрологии в том, что она может трансформировать профаническое и священное, факты астрономии в откровение космического порядка, проявляющегося в клетке или человеке так же, как в Солнечной системе или Галактике. Пытаться превратить астрологию в "науку", основанную на эмпирических фактах и статистике - значит отрицать ее сущностную древнюю природу. Астрология имеет дело с "митосом" неба, ее элементы - архетипы. Прожить свою жизнь с точки зрения того что символически открывается в карте рождения, значит
встать на точку зрения "освящения" существования. Это не значит - чувствовать себя подавляемым "плохими" аспектами и благодетельствуемыми "хорошими". Это не значит избегать конфронтации с фактами существования, ища убежища в фантазии псевдо-оккультной "трансценденции". Жизнь требует принятия того, что есть, как оно есть; но это "есть" должно быть предназначенным для вечного.
К сожалению, и само слово "вечность" связывается эскапистски настроенными умами с жаждой преодолеть биологические ограничения и интеллектуальное давление; так "нирвана" в популярном представлении связывается с представлениями об отрицании и аннигиляции. Эти искажения связаны с самыми корнями глубочайших трагедий, ныне испытываемых человечеством. Сознание, способное воспринимать вечностную природу вещей и событий связывает все происходящее с определенными фазами больших или меньших циклов существования. Только при таком отношении к жизни изучение сабианских символов и их применение имеет смысл. Я не хочу утверждать, что 360 символов - совершенно адекватное выражение универсальных архетипических принципов. Но я полагаю, что в тех условиях и в то время, когда эти символы были получены, они имеют необычайное, поразительное значение. Их изучение и применение может помочь обнаружить ценности, обладающие философским духом и острым ощущением постоянной возможности обнаружения вечного в частном, священного под покровом профанического.
Наше западное общество переживает разложение великих Образов, некогда дававших архетнпическое значение его нередко трагическим начинаниям и фанатическим эскападам и революциям; оно загипнотизировано хаотической повседневностью почти сплошь профанической общественно» жизни. Обращение к архетипическому вызывает насмешку. Однако в последние годы намечается интерес к "вечным" ценностям или к тому, что выдастся за таковые. Все большее число индивидуумов стремится преобразовать свою жизнь в часто наивных попытках "вернуться к истокам" к тому, в чем они надеются обрести первоначальный творческий дух нашего общества, или даже к еще древним источникам. Это прекрасно само но себе, но архетипические принципы не найдешь в обращении к мифическому прошлому. "Вечное" - здесь и сейчас. Цикл -Эон окружает нас. Мы живем в нем, так же как пространство Галактики пронизывает каждую клетку нашего тела. Священное находится в профаническом, символическое - в реальном, нирвана - в самсаре. Различие создается нашим отношением к событиям, внешним и внутренним. Для сознания, обретшего понимание цикличности, все проникнуто магией вечности. Каждое событие принимается как необходимая фаза в ритуальном процессе существования, исполненного в каждом моменте внутреннего мира и значения.
Такова символическая жизнь или жизнь мудрости, потому что мудрость - это безусловно знание того, как Целое свершается в каждый момент через и посредством каждого акта жизни, если только эта жизнь, озаренная любовью без обладания, коренится в уверенности в порядке, красоте, ритмическом взаимодействии и гармонии уравновешивающих друг друга противоположностей, всего неразрушимо наличествующего здесь и теперь.