Единство физиологических и психических функций организма в условиях профессиональной деятельности

Большое влияние на биологическую сторону труда оказывает совершенствование его организации и техники. В зависимости от функционального напряжения организма человека в труде различают мышечную и нервную нагрузки (рис.1). Последняя, проявляется в виде мыслительной, эмоциональной нагрузки на органы чувств. Под влиянием научно-технического прогресса доля мышечных нагрузок сокращается, а нервно-психических и эмоциональных возрастает, но биологическая основа труда всегда представляет собой единство физиологических и психических функций человека.

Единство физиологических и психических функций организма в условиях профессиональной деятельности - student2.ru

Рис 1. Биологическая сторона труда

При управлении высокоскоростной техникой человеку нередко приходится работать в таких условиях, которые превосходят возможности его воспринимающих аппаратов. Так, при полете со скоростью, в три раза превышающей скорость звука, у пилота создается своеобразная иллюзия: он видит на уровне самолета те предметы, которые находятся уже на расстоянии 100 м позади него. Эта иллюзия обусловлена тем, что скорость зрительного восприятия отстает от скорости самолета. И пока данная особенность не была учтена, она была одной из основных причин столкновений в воздухе. Но при полете со сверхзвуковыми скоростями изменяются условия не только зрительного восприятия, но и других психических процессов, что необходимо учитывать при конструировании самолетов, космических кораблей.

При космическом полете условия деятельности человека настолько своеобразны, что возникают вопросы о том, что может и чего не сможет сделать человек во время полета, какова его роль в управлении кораблем, какие задачи целесообразно ему поручать и т.д. Чтобыответить на них, нужно знать, как изменяются психические и физиологические функции человека при перегрузке, невесомости, в замкнутом пространстве и т.д.

Знание физиологических и психических функций необходимо при разработке и конструировании приборов, пультов управления железнодорожного, автомобильного, подводного и надводного транспорта, электростанций, заводских цехов. В решение всех вопросов приспособления техники к человеку большой вклад вносит инженерная психология - одна из самых молодых отраслей психологии.

Физиология труда - это часть общей физиологии, изучающая закономерности и особенности функционирования всех систем человеческого организма в процессе труда. Самостоятельной она стала в начале XX в. Первые лаборатории в нашей стране возникли в 20-30-е годы.

В центре внимания физиологов труда - проблема утомления. Они изучают его физиологическую сущность и разрабатывают меры, способствующие снижению утомления и ограничению его вредного воздействия на организм человека. Основоположником физиологии труда был наш соотечественник И.М.Сеченов. Большой вклад в дальнейшее развитие этой отрасли физиологии внесли выдающиеся ученые: И.П.Павлов, Н.Е.Введенский, А.А.Ухтомский, М.И.Виноградов, П.К. Анохин и другие.

Психология труда является отраслью общей психологии, отделившейся также в начале нашего века. Она изучает психологическую сущность трудовой деятельности, особенности психических процессов (внимание, память, мышление и т.д.), состояний и свойств личности (характер, темперамент, способности) работающего человека. Важнейшая проблема психологии труда - это разработка научных основ профессионального отбора лиц, имеющих необходимые качества илиих задатки, которые могут быть развиты в процессе обучения.

Изучением межличностных отношений в процессе производства и разработкой мер, направленных на формирование трудовых коллективов с благоприятным социально-психологическим климатом,занимается социальная психология.

Таким образом, работающий человек находится в центре внимания многих специалистов, занимающихся проблемами физиологии и психологии труда, инженерной и социальной психологии, антропометрии и эргономики, а также комплексной отрасли науки – психофизиологии профессиональной деятельности.

2. Предмет исследования и задачи курса «Психофизиология профессиональной деятельности»

В современном обществе возрастает роль знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Психофизиология трудовой деятельности - это особая комплексная отрасль науки, изучающая в единстве фундаментальные явления функционирования и формирования человека как субъекта труда (рис.2). Особое внимание она уделяет исследованию психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.), а также обоснованию путей, методов и средств совершенствования деятельности.

Единство физиологических и психических функций организма в условиях профессиональной деятельности - student2.ru

Рис.2. Взаимосвязь психофизиологии с другими науками, изучающими человека в процессе труда

Основными задачами психофизиологии профессиональной деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам:

1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.);

2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;

3) психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, адаптация к труду);

4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс и др.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;

5) психофизиологические закономерности формирования специалиста.

Утверждение, что «…психика человека проявляется и формируется в деятельности, развитие личности происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности...» является доказанным и приобрело силу аксиомы.

Труд (его содержание, условия, цели) должен способствовать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами.

Наши рекомендации