Специфика литературной критики
Не претендует на полноту описания своего объекта, не стремится к объективности. Критик обязан высказывать свою точку зрения. Задача критика — формирование литературной репутации. Критик — квалифицированный читатель(отличается крупномасштабностью суждений). У него не та аудитория – не массовый читатель. Критик преимущественно рассуждает о героях или акцентировано пересказывает сюжет, суждения о героях и об авторской идее (что хотел сказать автор). Критику и литературоведение сближает интерес к специфике писателя. Самый главный жанр критики — литературный портрет или монографическая рецензия. Отсутствие корректности в критике (связано с субъективностью суждения). В литературоведении: в научной работе лучше не употреблять оценочных слов; подчеркнутая вежливость. В критике: предельная откровенность, полемика. В XIX в. были ограничения: разделяли 2 понятия: 1)автор как человек, 2) автор как литератор. Русская критика по преимуществу сближалась с публицистикой. Критика оказывалась в привилегированном положении. Русская литература реализма сама стремилась стать социальной (публицистической). Установка писать о жизни, которая описана в произведении. Будучи публицистами, критики ощущали себя пропагандистами. Критика: для читателя и для писателя. Эпоха романтизма — для писателя. Корректорский и редакторский подход, критика на уровне слова. Эпоха реализма — критика работает для читателя (круг читателей расширяется в 1000 раз). Критик начинает заниматься просвещением и пропагандой своих идей. Разница в стиле критики: 1)критик-оратор (Пропаганда своих идей. 60е гг. ХIХ в. и «перестройка» — большой интерес к критике), 2) В начале ХХ в. и в наше время критика выполняет другую функцию: это проводник, помогающий определить, что следует читать. Критика между журналистикой и наукой: 1)Эссе — чисто импрессионистический трактат. 2)Научный трактат — профессорская критика, оказывается близка к истории литературы. Жанры лит. критики: а) переписка, спор двух авторов(нач. 19в.), б)фельетонная форма(негодное пр-е подвергается пародии – осмеянию), в)статья – 1)рецензия(об отд. пр-и), 2)сопоставительная рецензия, 3)обзор(лит-ра за опр. период), 4)аналитические обзоры(ежегодн. обзоры – напр., Белинский), 5) Литературный портрет (творчество писателя в целом). Часто пишется к юбилею, к выходу собрания сочинений (жизненный путь, основные пр-ния). Часто обращаются к писателям прошлого, 6) Проблемная статья. Ставит какой-то вопрос, 7)Критическая монография. Ряд статей выстраивается в то, что можно назвать книгой.
Задачи текстологии
Текстология (термин введён Томашевским) — это критическое изучение текста писателя (рукописного и печатного), установление и издание канонического текста, изучение истории текста и, тем самым, творческой истории произведения. Занимается изучением лит. памятников, цель – установление подлинного текста, задача – рассказать, как получается окончательный вариант. Существует проблема подлинности текста: чем древнее текст, тем больше сложностей => Отсюда разделение на текстологию древней и новой литературы. Текстология др. лит-ры: связь с историей культуры и языка. Вопрос сохранности. Не дошли подлинники, только списки. Текстологически нужен аутентичный текст. Лихачёв: надо изучать историю текстов, а не генеалогию списков. Отец научной текстологии — Карл Лахманн. Ввёл метод общих ошибок (общие ошибки свидетельствуют о том, что списки либо переписаны один с другого, либо с общего оригинала).
Трудности: ошибки прочтения, переосмысления, запоминания и т.д. Любая конъектура доказывается, исправление даётся в авторских скобках. Издания, в которых воспроизводится внешний вид рукописи, называются факсúмиле. К текстологии древней литературы примыкает палеография, которая изучает памятники с целью прочтения, установления времени написания, иногда авторства и т.д. (для этого важны почерк, материал, чем писали, палимпсесты). Текстология нов. лит-ры: Тексты новой литературы искажены не радикально, а детально. Текстологические проблемы: автор не успел довести до конца правку; печатал пр-е в разных вариантах( закон последней авторской воли), цензура(самоцензура, цензура редактора). Ещё одна задача текстолога — исправление ошибок и опечаток. Если изменения в тексте велики, то печатаются 2 варианта, при этом вторым ставится последний. Отличие вариантов от редакции: если изменения по объёму превышают остальной текст, то речь идёт о разных редакциях, либо если из-за вариантов очень меняется смысл текста.
Задача разоблачения подделок. Подделки стихов распознаются достаточно легко, т.к. ритм каждого поэта индивидуален, подделать его практически невозможно. Лихачёв: поддельные тексты, созданные в древности, являются значимыми как памятники культуры своего времени. Мистификация — часть художественной практики, например, в романтическом направлении. Пример мистификации: Джеймс Макферсон в 18 в. написал стихи от имени Оссиана. Также текстологами зачастую решается вопрос атрибуции (авторства), который вообще скорее относится к биографике. Если текст подписан псевдонимом, буквой, не подписан совсем, автор отказался от текста и т.д., используют переписку, дневники, мемуары автора и его знакомых, перечни произведений. Если авторство сомнительно, ставится особая помета: Dubia. (или же атетеза – док-во неавторства). Текстологическая работа направлена на подготовку и публикацию текстов. Одна из задач научных изданий — служить эталоном, образцом для дальнейших перепечаток. Критические издания сопровождаются сокращённым справочным материалом. Научные издания в России: 1) полные академические собрания сочинений; 2) серия «Литературные памятники» — издание отдельных произведений, иногда лучше полного собрания сочинений; 3) «Библиотека поэта».