Принятая структура компетенций

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психология одаренности

Направление подготовки:
050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки:«Психология образования»

Квалификация (степень) выпускника:бакалавр

Принятая структура компетенций - student2.ru

Пермь

ПГГПУ

Рецензент:

(уч. степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О)

Автор-составитель: доктор психол. наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Т.М. Хрусталева.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология одаренности» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»

Дисциплина входит в профессиональный цикл,

относится к вариативной части,

является обязательной дисциплиной.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов повышения квалификации и т.д.

Согласовано с деканом обучающего факультета:

Декан:____________________________________(Н.А. Кирилова)

Согласовано: Учебно-методическое управление: «___» __________________2013 г. ______________________________     Рекомендовано кафедрой: Протокол № _______ «___» ________________2013 г. Зав. кафедрой _______________

Содержание

1. Цель изучения дисциплины:................................................................................. 4

2. Место дисциплины в структуре ООП:............................................................ 5

3. Требования к результатам освоения дисциплины:........................... 5

3.1. Принятая структура компетенций .............................................................................. 5

3.2. Соотнесение разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций......................................................... 7

4. Объем дисциплины...................................................................................................... 8

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы............................................................... 8

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы....................................... 8

5. Содержание дисциплины....................................................................................... 9

5.1. Программа дисциплины................................................................................................. 9

5.2. Содержание семинарских и практических занятий.............................................. 14

6. Формы и методы обучения.................................................................................. 21

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 22

7.1. Методические рекомендации...................................................................................... 22

7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов...................... 24

7.3. План-график самостоятельной работы студентов............................................... 25

7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению........................................................................................................................... 26

8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины....................................................................................... 29

8.1. Основная литература.................................................................................................... 29

8.2. Дополнительная литература....................................................................................... 29

8.3. Учебно-методические материалы.............................................................................. 31

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы) 32

8.5. Материально-техническое обеспечение:................................................................. 32

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации................................................................................. 33

9.1. Содержание и формы проведения входного контроля.......................................... 33

9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний.................................................. 35

9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации................................................. 39

1. Цель изучения дисциплины:

Целью дисциплины является формирование у студентов систематизированных представлений о сущности, структуре, видах и природе одаренности, о факторах, условиях, закономерностях функционирования и развития в контексте успешности разных видов деятельности; рассмотрение основных проблем изучения одаренности человека и индивидуально-психологических характеристик одаренных детей. Освоение дисциплины «Психология одаренности» способствует подготовке студентов к самостоятельной психолого-педагогической деятельности, повышает их конкурентноспособность и готовность к активному высокопроизводительному труду.

Основными задачами курса являются:

· Формирование у студентов системы знаний об основных направлениях и этапах становления психологии одаренности в отечественной и зарубежной науке.

· Создание четкой картины развития психологии одаренности на современном этапе с выявлением узловых моментов в системе разнообразных теоретических концепций и эмпирических знаний.

· Ознакомление студентов с основными подходами в исследовании проблем идентификации, изучения и развития одаренности.

· Формирование особого способа мышления будущего психолога с позиций методологии и теории развития индивидуальности человека и ведущих принципов отечественной психологии способностей и одаренности.

· Ознакомление с методологией и методами диагностики одаренности, развитие методической оснащенности студентов.

· Приобретение студентами навыков планирования и интерпретации результатов эмпирических исследований одаренности, овладение ими методологией анализа эмпирического материала.

· Формирование психологической готовности для создания систем психолого-педагогического сопровождения развития способностей и одаренности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Учебный курс «Психология одаренности» предназначен для студентов психологических специальностей. Входит в вариативную часть профессионального цикла, является обязательной дисциплиной (Б3.В.ОД).

Для освоения дисциплины «Психология одаренности»студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

· общая и экспериментальная психология,

· психология личности,

· психология развития

· теории обучения и воспитания,

· психология дошкольника,

· психология детей младшего школьного возраста,

· психология подростка,

· интегральная индивидуальность и ее развитие.

Освоение дисциплины «Психология способностей»является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

· психология социальной работы,

· психология семьи,

· клиническая психология детей и подростков,

· развитие детей в семьях различного типа,

· психология индивидуальных различий.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». Профиль подготовки: «Психология образования»:

ОПК-1: способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях

ОПК-3: готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии одаренности; ориентироваться в научных психологических школах и концепциях развития одаренности в отечественной и зарубежной науке; иметь представление о понятии, природных основах, видах и признаках одаренности; знать теоретико-методологические основы изучения способностей и одаренности в русле интегрального исследования индивидуальности человека и основные исследования одаренности, выполненные в Пермской психологической школе; ориентироваться в закономерностях и условиях развития одаренности в онтогенезе.

Уметь: анализировать и сопоставлять психологические теории развития представлений об одаренности; использовать полученные теоретические знания для решения прикладных проблем; выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей его индивидуального развития; диагностировать индивидуально-психологические особенности с целью идентификации одаренности; планировать и осуществлять психологические исследования одаренности на основе учения об интегральной индивидуальности человека.

Владеть:инструментами решения исследовательских и прикладных задач в области психологии одаренности, выявлять их основания, анализировать истоки, прогнозировать возможные перспективы развития психологической реальности и т.д.; владеть комплексом знаний, необходимых для понимания сущности, структуры, идентификации и направлений развития одаренности на разных этапах онтогенеза, создания системы психолого-педагогического сопровождения развития одаренности; быть готовым к преподаванию курса «Психология одаренности» в целом и отдельных его разделов в профессиональных учебных заведениях.

Наши рекомендации