Принятая структура компетенций
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психология одаренности
Направление подготовки:
050400.62 «Психолого-педагогическое образование»
Профиль подготовки:«Психология образования»
Квалификация (степень) выпускника:бакалавр
Пермь
ПГГПУ
Рецензент:
(уч. степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О)
Автор-составитель: доктор психол. наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Т.М. Хрусталева.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология одаренности» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»
Дисциплина входит в профессиональный цикл,
относится к вариативной части,
является обязательной дисциплиной.
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов повышения квалификации и т.д.
Согласовано с деканом обучающего факультета:
Декан:____________________________________(Н.А. Кирилова)
Согласовано: Учебно-методическое управление: «___» __________________2013 г. ______________________________ | Рекомендовано кафедрой: Протокол № _______ «___» ________________2013 г. Зав. кафедрой _______________ |
Содержание
1. Цель изучения дисциплины:................................................................................. 4
2. Место дисциплины в структуре ООП:............................................................ 5
3. Требования к результатам освоения дисциплины:........................... 5
3.1. Принятая структура компетенций .............................................................................. 5
3.2. Соотнесение разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций......................................................... 7
4. Объем дисциплины...................................................................................................... 8
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы............................................................... 8
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы....................................... 8
5. Содержание дисциплины....................................................................................... 9
5.1. Программа дисциплины................................................................................................. 9
5.2. Содержание семинарских и практических занятий.............................................. 14
6. Формы и методы обучения.................................................................................. 21
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 22
7.1. Методические рекомендации...................................................................................... 22
7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов...................... 24
7.3. План-график самостоятельной работы студентов............................................... 25
7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению........................................................................................................................... 26
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины....................................................................................... 29
8.1. Основная литература.................................................................................................... 29
8.2. Дополнительная литература....................................................................................... 29
8.3. Учебно-методические материалы.............................................................................. 31
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы) 32
8.5. Материально-техническое обеспечение:................................................................. 32
9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации................................................................................. 33
9.1. Содержание и формы проведения входного контроля.......................................... 33
9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний.................................................. 35
9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации................................................. 39
1. Цель изучения дисциплины:
Целью дисциплины является формирование у студентов систематизированных представлений о сущности, структуре, видах и природе одаренности, о факторах, условиях, закономерностях функционирования и развития в контексте успешности разных видов деятельности; рассмотрение основных проблем изучения одаренности человека и индивидуально-психологических характеристик одаренных детей. Освоение дисциплины «Психология одаренности» способствует подготовке студентов к самостоятельной психолого-педагогической деятельности, повышает их конкурентноспособность и готовность к активному высокопроизводительному труду.
Основными задачами курса являются:
· Формирование у студентов системы знаний об основных направлениях и этапах становления психологии одаренности в отечественной и зарубежной науке.
· Создание четкой картины развития психологии одаренности на современном этапе с выявлением узловых моментов в системе разнообразных теоретических концепций и эмпирических знаний.
· Ознакомление студентов с основными подходами в исследовании проблем идентификации, изучения и развития одаренности.
· Формирование особого способа мышления будущего психолога с позиций методологии и теории развития индивидуальности человека и ведущих принципов отечественной психологии способностей и одаренности.
· Ознакомление с методологией и методами диагностики одаренности, развитие методической оснащенности студентов.
· Приобретение студентами навыков планирования и интерпретации результатов эмпирических исследований одаренности, овладение ими методологией анализа эмпирического материала.
· Формирование психологической готовности для создания систем психолого-педагогического сопровождения развития способностей и одаренности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Учебный курс «Психология одаренности» предназначен для студентов психологических специальностей. Входит в вариативную часть профессионального цикла, является обязательной дисциплиной (Б3.В.ОД).
Для освоения дисциплины «Психология одаренности»студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:
· общая и экспериментальная психология,
· психология личности,
· психология развития
· теории обучения и воспитания,
· психология дошкольника,
· психология детей младшего школьного возраста,
· психология подростка,
· интегральная индивидуальность и ее развитие.
Освоение дисциплины «Психология способностей»является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
· психология социальной работы,
· психология семьи,
· клиническая психология детей и подростков,
· развитие детей в семьях различного типа,
· психология индивидуальных различий.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Принятая структура компетенций
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 050400.62 «Психолого-педагогическое образование». Профиль подготовки: «Психология образования»:
ОПК-1: способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях
ОПК-3: готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии одаренности; ориентироваться в научных психологических школах и концепциях развития одаренности в отечественной и зарубежной науке; иметь представление о понятии, природных основах, видах и признаках одаренности; знать теоретико-методологические основы изучения способностей и одаренности в русле интегрального исследования индивидуальности человека и основные исследования одаренности, выполненные в Пермской психологической школе; ориентироваться в закономерностях и условиях развития одаренности в онтогенезе.
Уметь: анализировать и сопоставлять психологические теории развития представлений об одаренности; использовать полученные теоретические знания для решения прикладных проблем; выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей его индивидуального развития; диагностировать индивидуально-психологические особенности с целью идентификации одаренности; планировать и осуществлять психологические исследования одаренности на основе учения об интегральной индивидуальности человека.
Владеть:инструментами решения исследовательских и прикладных задач в области психологии одаренности, выявлять их основания, анализировать истоки, прогнозировать возможные перспективы развития психологической реальности и т.д.; владеть комплексом знаний, необходимых для понимания сущности, структуры, идентификации и направлений развития одаренности на разных этапах онтогенеза, создания системы психолого-педагогического сопровождения развития одаренности; быть готовым к преподаванию курса «Психология одаренности» в целом и отдельных его разделов в профессиональных учебных заведениях.