Тема 12. Проблемы, понятия и направления современной психологии
Общая характеристика бихевиоризма.Классический бихевиоризм. Необихевиоризм. Радикальный бихевиоризм. Социоибихевиоризм. Основные принципы, идеи, проблемы бихевиоризма. Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, А. Бандура. О развитии бихевиоризма. Критика бихевиоризма.
Модификации классического психоанализа.Глубинная психология как набор отдельных теорий. Методологическое принципы, заложенные в теории З. Фрейда. Понимание психического развития как мотивационного, личностного. Рассмотрение развития как адаптация к среде. Движущие силы развития – врожденные и бессознательные. Основные идеи и принципы гуманистического психоанализа Э. Фромма. Основные механизмы развития закладывают основы личности и ее мотивов. Детский психоанализ (А. Фрейд, М. Клейн, Д. Боулби). Г.С. Салливан о связи бихевиоризма и глубинной психологии. Трансактный анализ Э. Берна. Эго-психология Э. Эриксона. Теория структурного психоанализа Ж. Лакана.
Общая характеристика гештальтпсихологии.Постановка проблемы целостности. Развиваемые идеи. М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка, К. Левин в формировании методологического фундамента гештальтпсихололгии. Понимание психологического поля, изоморфизма (подобия) и феноменологии. Экспериментальные исследования познавательных процессов. Теория К. Левина. Уровень притязаний и аффект неадекватности. Процессы групповой динамики.
Общая характеристика гуманистической психологии.«Третья сила» в психологии. Основные принципы гуманистической психологии. Г. Олпорт о психологической интерпретации личности. Теория А. Маслоу. Пирамида потребностей. Способности самоактуализации как движущая сила развития личности. Основные признаки самоактуализирующейся личности. Метамотивация. Феноменологическая теория К. Роджерса. Терапия, центрированная на клиенте (индирективная). Психотерапевтическая концепция. Группы встреч (энкаунтергруппы). Логотерапия В. Франкла. Потребность личности выйти за пределы своей ограниченности. Ситуации смыслоутраты («экзистенциального вакуума»). Концепция смысла жизни. Классификация ценностей. Высшие смысло-жизненные ценности (ценности преодоления себя) и их реализация. Экзистенциальный анализ А. Лэнгле. Фундаментальные условия экзистенции («мочь быть» в мире, любить жизнь, иметь право быть собой, делать то, что нужно). Фундаментальные мотивации (принять и выдержать, переживание ценности жизни, оценка собственного поведения, внесение себя в жизнь). Структура личности.
Общая характеристика генетической психологии.Ж. Пиаже как основатель генетической психологии. Теория развития детского мышления. Особенности детского мышления (эгоцентризм, синкретизм, трансдукция, артифициализм, анимизм). Теория развития нравственности у детей Л. Колберга. Уровни развития нравственных суждений (доусловный, уровень традиционной нравственности, посттрадиционный). Теория перцептивных гипотез Д.С. Брунера.
Когнитивная психология.Психика как система когнитивных реакций, предназначенных для переработки информации. Микроструктурный анализ психических процессов. Д. Миллер и У. Найсер о познании реальности. К. Шеннон и его теория обнаружения сигнала. Теория личностных конструктов Г. Келли. Методический принцип репертуарных решеток.
Онтопсихология.Наука о бытии в психике. О. Менегетти – создатель онтопсихологии. понимание Ин-Се, монитора отклонений. Основные идеи и методы. Психосоматика. Человек как онто Ин-Се с константой «н». Концепция семантического поля. Имагогика (осознанный сон). Негативная психология. Практика онтопсихологии.
Трансперсональная психология.«Четвертая сила» в психология. С. Гроф об измененных состояниях сознания. Области психики, лежащие за пределами обычного опыта сознания (сенсорный барьер, индивидуальное бессознательное, уровень рождения и смерти, трансперсональная область). Трансперсональные явления. Психологическая эра исследований (Р. Олпорт, Т. Лири, Р. Метцнер). Мистические переживания и их свойства (единство, выход за пределы пространства и времени, глубоко позитивное мироощущение, чувство сакральности, объективность и реальность, парадоксальность, невыразимость, изменчивость, долгосрочные позитивные изменения настроения и поведения). Карты внутреннего пространства. Практика трансперсональной психологии. Ч.К. Тойч о программе усовершенствования.
Психосинтез.Многомерная концепция личности Р. Ассаджиоли как синтез достижений психосоматической медицины, психологии религии, изучения бессознательного, парапсихологии, индийской психологии, изучения духовного осознания, холистического подхода, психологии личности, антропологических исследований человека, социальной психологии, психиатрии, «активных методов» развития личности. Стадии достижения внутренней гармонии, истинной самореализации и правильных отношений с другими людьми (глубокое осознание совей личности, контроль над различными ее составляющими, реализация истинного «Я» - «раскрытие» или создание объединяющего «центра», писхосинтез: формирование или реконструкция личности вокруг этого нового «центра»). Психосинтез как метод психологического развития и самореализации, как метод лечения психических и психосоматических нарушений, как метод комплексного воспитания. Практика психосинтеза.
Основные научные школы и направления российской психологии.Естественнонаучное направление (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Гуманитарное направление (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин). Научные школы Б.Г. Ананьева – Б.Ф. Ломова, Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, Д.Н. Узнадзе.
Православная психология.Отличие святоотеческой психологии от научной (мирской). Предмет православной психологии. Врачевание души в православной психотерапии. духовное воздействие на человека. Задачи православной психотерапии. Духовное воздействие на человека. Задачи православной психотерапии. Святоотеческое учение о разумной, раздражительной и вожделевательной силах души. Святоотеческий подход к органам чувств. Состояния страсти и прелести в христианстве. Православная психология и современность (Ю.М. Зенько, Л.Ф. Шеховцова).
Развитие отечественной психологии в XXI веке.Когнитивный кризис в отечественной психологии. Мозаичность психологии. Логика развития российской психологии. Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев о будущем психологии. Современные научные школы отечественной психологии.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………….4
1. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ……………...…...7
Семинар 1. Общее представление о психологии как науке и практике…………7
Семинар 2. Объект и предмет психологии……………………………….………28
Семинар 3. Развитие представлений о предмете психологии…………………..34
Семинар 4. Развитие представлений о предмете психологии………..…………50
Семинар 5. Методологические принципы и методы научной
психологии………………………………………………………………………...57
Семинар 6. Понятие о психике…………………………………………………....80
Семинар 7. Возникновение и эволюционное развитие психики в
филогенезе………………………………………………………………………….91
Семинар 8. Возникновение, историческое развитие и структура сознания личности………………………………………………………………………………….113
Семинар 9. Соотношение индивидуального и общественного сознания……..127
Семинар 10. Общая характеристика и структура самосознания личности………………………………………………………………………………….138
Семинар 11. Нарушения сознания и самосознания личности…………………157
Семинар 12. Бессознательное в структуре психики человека…………………178
Семинар 13. Бессознательное в структуре психики человека…………………193
Семинар 14. Проблемы, понятия и направления современной психологии………………………………………………………………….........................200
Семинар 15. Проблемы, понятия и направления современной психологии…………………………………………………………………………………………208
Семинар 16. Проблемы, понятия и направления современной психологии….219
Примерный перечень тем рефератов……………………………………………226
2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………….231
3. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........232
4.ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ…………………………………………………....237.
5. программы дисциплины……………………………………………..240