Особенности личности партнеров с различными чертами характера
Рассмотрим только те черты характера, от которых зависит картина делового общения. Будем рассматривать их как контрастные пары.
3.1. Доминантность-недоминантность
Доминантный человек:
при обращении не заботится о том, поймут ли его, уместно ли то, о чем говорит; не чувствует себя обязанным отвечать;
так как намерен повлиять на вас, оценивает только степень вашей податливости;
ведет себя жестко, напористо, легко перебивает, не дает перебивать себя; объясняя, втолковывает; ему легко свернуть разговор на полуслове;
вас вынуждает испытывать муки повторов, подбора слов, борьбы с искажениями вашей мысли;
нелегко признает свои ошибки;
если между вами разлад, то он язвительно насмешлив, резок и груб, презрительно замкнут.
Отношение к доминантному человеку:
если он неумен и самовлюблен, то подчас невыносим;
если наделен благородством и великодушием, то становится любимцем, поскольку доминанты умеют принимать решения и брать на себя ответственность.
Как строить общение с доминантным человеком?
Если вы тоже доминантный человек, то может возникнуть вражда.
Он будет уважать вас, если вы проявите выдержку и не поддадитесь его влиянию. Надо дать ему возможность проявить свою доминантность, спокойно держаться независимой точки зрения. Не надо пресекать и высмеивать используемые им силовые приемы. И тогда он постепенно умерит свой натиск.
Недоминантный человек:
застенчив, при обращении чувствует себя просителем, обременяющим неуместными вопросами;
отвечает незамедлительно из желания не обидеть и не разозлить;
уступчив, легко теряется, не позволяет перебивать вас, дает перебивать себя;
при ссоре либо теряется, либо перестает владеть собой и бросается в атаку.
Отношение к недоминантному человеку:
если вы сами недоминантный человек, то вам импонирует его деликатность и предупредительность;
если же вы доминантный человек, то вам его поведение кажется угодливостью и вызывает глухое раздражение.
Как строить общение с недоминантным человеком?
Его надо подбадривать и поощрять (лучше взглядом). Нельзя кричать и унижать его достоинство. Эти приемы воздействия приводят к закреплению недоминантности, несамостоятельности и малодушия. Поскольку он склонен перекладывать свою ответственность на других, ему надо дать почувствовать свою правоту и возможность принимать решения.
Мобильность-ригидность
Мобильный человек (соответствует подвижности сангвиника):
легко переключается на общение от других занятий, легко отвлекается от вас, но по первому зову он опять с вами;
его речь быстрая, торопливая, а высказывания неряшливые, так как полагает, что вы его и так поймете; прощается так же легко;
скучает на вашей длинной реплике, старается закончить за вас фразу, торопит с ответом;
при решении проблему ему в голову приходят десяток версий.
Ригидный человек (соответствует медлительности флегматика):
необходимо время для включения в беседу (доделывает прежнее дело), но раскрутившись, также основателен в общении;
слушает внимательно, говорит не спеша, вдумчиво, мысли излагает подробно, фразами старается точно передать смысл, но порой топчется на месте; не любит торопливого и небрежного прощания;
детализирует уже принятое решение.
Отношение к людям обоих типов:
Недопустима оценка «кто лучше?», надо использовать достоинства каждого типа. Пусть мобильные фонтанируют идеи, а ригидные оценивают эти идеи и реализуют их, доводя дело до конца.
Как строить общение с ними?
При общении с мобильным вначале следует подстроиться под его темп, пусть это даже несколько снижает содержательность контакта, а затем постепенно замедлить скорость и с помощью вопросов уточнить начало разговора.
Общаясь с ригидным, можно только ставить задачу долготерпения.
Экстраверт-интроверт
Экстраверт (общительный, как холерик и сангвиник):
основная жизненная ориентация – на окружающий мир вещей и людей;
расположен к общению как к таковому и когда ему легко, и когда тяжело; для этого ему нужен скорее кто-нибудь, чем кто-то конкретный;
он не считает, что кто-то может его не понять (других он оценивает как себя), а если не понимает, то, значит, не хочет понять;
вести с ним все этапы контакта легко: ему нравится выказывать симпатию партнеру, к которому он подстраивается, перестраивая диалог;
в случае ссоры «не держит камень за пазухой», но может посплетничать за вашей спиной;
оценивает людей, прежде всего, с точки зрения коммуникабельности, делая из этого выводы об отношении к нему.
Интроверт(малообщительный, как флегматик и меланхолик):
основная жизненная ориентация – на собственный внутренний мир;
для него непрост сам переход от внутреннего диалога к внешней коммуникации; его затрудненное самовыражение приводит к повышению самоконтроля, что еще больше затрудняет самовыражение, поэтому ничего не остается, как «оставаться в себе», общаться с книгами и узким кругом лиц;
с трудом понимает другого, считая его загадкой, что порождает подозрительность и пристрастность в толковании чужих мыслей, например, теплоту воспринимает настороженно; но если поверил и привязался к человеку, то это надолго.
Отношение к обоим типам:
Каждый тип имеет свои достоинства, которые следует использовать. Без экстравертов не сложились бы взаимосвязи людей, без интровертов мы не узнали бы об интенсивной внутренней жизни и всепоглощающем творчестве.
Как строить общение с ними?
При общении с экстравертом не надо разрушать естественную для него атмосферу, а его перехлесты следует умеривать беззлобной иронией, к которой он чувствителен, так как боится быть смешным.
При общении с интровертом следует избегать панибратства и всякой личной тематики; держаться учтиво, но суховато; обсуждать профессиональные и абстрактные вопросы; стараться больше молчать и быть готовым к затяжным паузам в беседе.