Ораторское искусство
Молчаливые паузы Сталина по сей день отзываются содроганием в воспоминаниях современников. Речи Гитлера доводили фанатичных слушательниц до оргазма. Своим ораторским искусством знамениты также Муссолини, Троцкий, Ленин... Фидель Кастро способен произносить шестичасовые речи на любые темы без всяких бумажек и едва ли не одним лишь этим продолжает на протяжении почти сорока лет удерживать в состоянии исступленного восторга десятимиллионный, полунищий народ.
Из сказанного следует: несомненное качество лидера — ораторское мастерство, артистичная, увлекательная декламация. Почему Брежнев, Горбачев, Ельцин, Черномырдин сделались посмешищем в глазах публики? Да потому, что и на малую толику не обладали этим даром... Эмоциональная, образная, богатая речь — бесспорно один из мощнейших рычагов управления массовым сознанием, обладающий эффектом воздействия, равным по силе влияния гипнотическому.
Как стать великим оратором? На наших тренингах “Гений общения” мы обучаем лидеров наиболее эффективным способам завоевывания аудитории. Здесь акцентируем внимание лишь на нескольких существенных моментах.
Прежде всего прочего: будьте самим собой!
Улыбнитесь. Глубоко вздохните. Начните медленно говорить.
Никогда не читайте свою речь, уткнувшись носом в бумаги. Чутко считывайте состояние своей аудитории.
Именно в правильном реагировании на реакцию зала и состоит искусство лидера как оратора. А это достигается очень непросто. Действенное слово всегда содержательно и многогранно. Различными своими гранями оно воздействует на разные стороны человеческой психики: на интеллект, на воображение, на чувство. Выступающий должен чувствовать, к какому именно восприятию в данный момент более склонны слушатели, и корректировать свое выступление в нужном направлении. Здесь кроме обучения необходима практика и, несомненно, — талант.
Налаживайте общение по основным вопросам. Говорите о том, что волнует вас и вашу аудиторию. Приводите примеры из повседневной жизни. Говорите о своем собственном опыте. Не будьте слишком академичны: вы рискуете потерять внимание аудитории.
Следует отметить также важность невербального общения с аудиторией. Этот вид общения подразумевает умение работать голосом, мимикой, жестами, взглядом. Использование разных голосовых режимов позволяет держать зал в постоянном эмоциональном напряжении. Здесь есть одна особенность: “Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали; нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали”. Но дело не только в перепадах громкости. Голос настоящего оратора должен соответствовать перестраиваемому музыкальному инструменту: нужны вариации по тональности, тембру, мелодической окраске.
В процессе выступления нужно менять темп речи. Начинать общение с аудиторией желательно в несколько замедленном темпе и негромко. По мере развития темы речь должна перемежаться голосовыми всплесками или в эмоционально значимых местах, или в особо важных для понимания. Следует также учитывать, что на слушателей гораздо сильнее действует интонационная последовательность, чем смысловая.
В ряде случаев большую смысловую нагрузку играет пауза в речи. Она может быть сделана или для осмысления присутствующими услышанного, или, наоборот, должна предварять особо важную информацию.
Взгляд выступающего оратора должен скользить по залу, как прожектор, выхватывающий своим лучом каждое лицо. Пробуйте чаще дарить своим слушателям улыбку (если только речь не идет о чем-то трагическом). Провоцирующая улыбка — прекрасный инструмент для вызова симпатии. Вы улыбнулись — и получили ответную улыбку. Все, контакт налажен. Хвалите других и делайте им комплименты. Ваш авторитет растет, если вы умеете отдавать должное другим. При этом будьте честны и искренни.
Не следует забывать о том, что разумная (не экзальтированная) жестикуляция может подчеркивать узловые моменты речи и усиливать эффективность выступления. Свое значение в психологии имеет и уровень, на котором работает жест: выше головы, на уровне груди и ниже. Желательно также воспользоваться возможностью ходить по залу или по сцене. Неподвижность выступающего не способствует удержанию внимания зала. Одновременная работа как зрительного, так и слухового анализаторов только улучшает восприятие происходящего.
Оратор должен помнить, что публичное выступление — это такая же импровизация, как и вся наша жизнь. Получите удовольствие. Развлекитесь. Когда вы чувствуете себя лучше, вы более эффективно общаетесь.
Основными разновидностями выступлений лидеров перед массами являются: • воодушевляющая речь (должна содержать в себе прямой призыв к чувствам);
• убеждающая речь (имеет своей целью решение конкретной задачи);
• призывающая речь (имеет своей конечной целью убеждение слушателей в необходимости некоего действия).
Все они относятся к разряду агитационных: лидер должен агитировать за себя, за свое движение, воодушевлять своих сторонников, нести свои идеи в массы, осуществлять агрессивную пропаганду. Естественно, что в реальности эти разновидности выступлений перекрывают друг друга, иногда используются комбинированно.
Говорите с вдвое большим напором, чем раньше. Говорите вдвое меньше и делайте вдвое больше пауз. Поначалу страшно делать это, но такой подход работает!
Выводы
• Необходимее качество лидера — ораторское мастерство, артистичная, увлекательная декламация.
• Успешные лидеры всегда тщательно готовятся к публичным выступлениям.
ТЕСТ “ВЛАСТВОВАТЬ ИЛИ ПОДЧИНЯТЬСЯ?”
Таблица 7
Вопросы | Варианты ответов | Баллы 2 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 |
Когда я нахожусь в группе людей, то само собой получается, что я становлюсь во главе их | Да | |
Не всегда | ||
Нет | ||
Меня считают человеком, которому обычно приходят в голову хорошие идеи, когда нужно решить какую-нибудь проблему | Да | |
Не уверен | ||
Нет | ||
Как правило, в моих конфликтах с другими я не бываю виноват | Да | |
По-разному | ||
Нет | ||
Когда мне достается роль руководителя, я воздерживаюсь от критики | Да | |
Иногда | ||
Нет | ||
Я делаю людям резкие критические замечания, если они того заслуживают | Да | |
Иногда | ||
Нет |
Таблица 7 (Продолжение)
Вопросы | Варианты ответов | Баллы 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 2 1 1 2 1 1 |
Я настаиваю, чтобы мои распоряжения строго выполнялись | Да | |
Иногда | ||
Нет | ||
Мне становится не по себе, если дело требует от меня действий, которые как-то повлияют на других людей | Да | |
Иногда | ||
Нет | ||
У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей | Да | |
Не уверен | ||
Нет | ||
Если я получаю нерациональное распоряжение «сверху», то | Всегда поступаю по-своему | |
Бывает по-разному | ||
Все равно выполняю его | ||
Меня смущает ситуация, когда мне кто-нибудь прислуживает | Да | |
Иногда | ||
Нет | ||
Думаю, что обо мне правильнее сказать, что я | Уверенный и спокойный | |
Инертный | ||
Энергичный и напористый | ||
Иногда я говорю посторонним людям то, что кажется мне важным, даже если они меня об этом не спрашивают | Да | |
Иногда | ||
Нет | ||
Даже если все против успеха какого-либо моего начинания, я все равно считаю, что надо рискнуть | Да | |
Иногда | ||
Нет |