Организационные основы антитеррористической деятельности
Главные субъекты процесса организации антитеррористической деятельности и их функции:
1) Президент РФ определяет:
- основные направления государственной политики в области противодействия терроризму; компетенцию федеральных органов исполнительной власти; принимает решение о формировании органов, координирующих антитеррористическую деятельность или отдельные наиболее серьезные и особо важные контртеррористические операции.
2) Главный руководящий орган, принимающий основные решения по долговременной и текущей работе по противодействию терроризму – Национальный антитеррористический комитет (НАК), в соответствии с Указом президента РФ от 15.09.2006 г. имеет следующий состав:
Председатель НАК – директор ФСБ РФ;
Заместитель Руководителя Администрации президента;
Министр внутренних дел РФ;
Заместитель директора ФСБ РФ;
Заместитель Председателя Совета Федерации РФ;
Заместитель Председателя Государственной Думы РФ;
Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
Министр РФ по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций;
Министр иностранных дел РФ;
Министр здравоохранения РФ;
Министр связи РФ;
Министр промышленности и торговли;
Министр энергетики РФ;
Министр юстиции России;
Директор ФСО России;
Директор СВР России;
Руководитель Росфинмониторинга;
Начальник генерального штаба ВС РФ;
Заместитель секретаря Совета Безопасности РФ.
3) Правительство РФ:
- определяет компетенцию федеральных органов власти, руководство которых в области противодействия терроризму оно осуществляет;
- организует разработку и осуществление мер по предупреждению и ликвидации последствий терактов.
4) Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
5) Указанные выше органы в целях координации деятельности по противодействию терроризму по решению Президента РФ могут формировать органы для реализации соответствующих антитеррористических решений.
В субъектах РФ созданы антитеррористические комиссии. Председателем антитеррористической комиссии является руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Основные понятия, используемые в данной главе учебника
1) Терроризм. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального Закона от 06.03.2006 г. – терроризм определяется как «идеология насилия и попытка воздействия на принятие решений органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения или иными формами противоправных насильственных действий».
В этом определении не точно использован термин «идеология», поскольку это понятие означает «систему идей, принятых в каком-либо философском учении или социальном строе, религии, искусстве, морали»[50].Разумеется, идеология терроризма как система античеловеческих взглядов может быть у лидеров и вдохновителей терроризма, но у рядовых непосредственных исполнителей разнообразных террористических деяний, в подавляющем большинстве, отсутствуют даже разрозненные идеологические воззрения.
В связи с этим в определение терроризма после слов «терроризм – идеология насилия и … включить союз (или)». После этой редакции определение терроризма будет охватывать не только практические деяния террористов, но и деятельность их идеологов, содержащих такие деяния как «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности» или «публичное оправдание терроризма» (ст. 205.2 УК РФ).
Однако мнение комментаторов Федерального закона С.Ю. Сапрыкина, Ю.Г. Байбакова и В.Д. Иванова о недопустимости приведенного выше определения терроризма (без предложенной нами редакции), в связи с невозможностью применения ст. 205 УК РФ к преступникам в случае «отсутствия у них идеологии насилия»[51], представляется ошибочным по нескольким основаниям.
Во-первых, в УК РФ в настоящее время нет понятия терроризма. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. осуществлена обоснованная редакция ст. 205 УК РФ и обобщенный термин «терроризм» заменен на конкретный и соответствующий диспозиции этой нормы термин – «террористический акт». Поэтому теоретическое определение терроризма, приведенное в одном федеральном законе, не влияет на практическое использование конкретных (юридических) норм, содержащихся в другом федеральном законе (УК РФ), выполняющего иные правовые функции.
Во-вторых, соответствующие нормы УК РФ предусматривают уголовную ответственность за конкретные террористические деяния, определяемые такими понятиями как «террористический акт», «захват заложника», «вооруженный мятеж» и т.д., а не за обобщенное понятие «терроризм».
В-третьих, приведенное в Федеральном законе общее понятие терроризма, но в предложенной нами редакции, фактически охватывает все преступления террористической направленности, включенные в УК РФ.
2) В ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 26.03.2006 г. сформулировано понятие «террористическая деятельность», включающее в свое содержание:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а также участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих необходимость осуществления такой деятельности.
3) Одним из основных терминов теории противодействия терроризму является понятие контртеррористической операции, которое определяется как комплекс специальных оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. В этом определении вновь повторяется устойчивая ошибка Законодателя, когда вся многочисленная совокупность (группа) преступлений террористического характера подменяется всего лишь одним деликтом – террористическим актом (ст. 205 УК РФ). Поэтому в приведенном выше определении вместо термина «террористический акт» необходимо использовать значительно более широкое понятие – преступления террористической направленности. Следует отметить, что контртеррористическая операция по своему объему значительно шире чем разработанная криминалистами тактическая операция, поскольку в первую из них входят не только оперативно-розыскные и следственные действия, но и главным образом, войсковые, оперативно-боевые и иные мероприятия.