Наблюдение, измерение,эксперимент
наблюдение. В ряде наук это единственный эмпирич метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблюдения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии (науке о поведении животных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях. Наблюдение имеет огромное значение в физике, химии, биологии. С наблюдением связан так называемый идиографический подход к исследованию реальности. Последователи этого подхода считают его единственно возможным в науках, изучающих уникальные объекты, их поведен и историю.
Идиографический подход требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий. Он широко применяется в исторических дисциплинах. Важное значение он имеет и в психологии. Достаточно вспомнить такие исследования, как работу А.Р. Лурии "Маленькая книжка о большой памяти" или монографию З.Фрейда "Леонардо да Винчи".
Идиографическому подходу противостоит номотетический подход— исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов.
Наблюдение является методом, на основе которого можно реализовать или номотетический, или идиографический подход к познанию реальности.
1.Наблюдение-целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технич средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюден и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, "норм" условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от "нормальных". Наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприят.Эксперимент позволяет выявить причинные зависимости и ответить на вопрос: "Что вызвало изменение в поведении?". Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Главными особенности:
-непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
-пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюден;
-сложность (порой-невозможность) повторного наблюден. В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодейств наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие исследователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведен.
Ограниченность метода вызвала к жизни др, более "совершенные" методы эмпирич исследован: эксперимент и измерение (позволяют объективировать процесс, ибо они проводятся с использованием спец аппаратуры и способов объективной регистрации результатов в количественной форме).В отличие от наблюден и измерен, эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в спец созданных условиях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий.
2. Измерениепроводится как в естественных, так и искусственно созданных услов. Отличие измерения от эксперимента-исследователь стремится не воздействовать на объект, а регистрирует его характеристики такими, какими они являются "объективно", независимо от исследователя и методики измерен (последнее для ряда наук невыполнимо).
В отличие от наблюден-проводится в ходе приборно-опосредованного взаимодействия объекта и измерительного инструмента: естественное "поведение" объекта не модифицируется, но контролируется и регистрируется прибором. При измерении невозможно выявить причинно-следственные зависимости, но можно установить связи между уровнями разных параметров объектов. Так измерение превращается в корреляционное исследован.
Измерение определяют как некоторую операцию, с помощью котор вещам приписываются числа. С математич точки зрения это "приписывание" требует установления соответствия между свойствами чисел и свойствами вещей. С методической -это регистрация состояния объекта (объектов) с помощью состояний др объекта (прибора). При этом должна быть определена функция, связывающая состояния-объекта и прибора. Операция приписывания чисел объекту является вторичной: числовые значения на шкале прибора мы считаем не показателями прибора, а количественными характеристиками состоян объекта. Специалисты по теории измерений всегда большее внимание уделяли второй процедуре — интерпретации показателей, а не первой — описанию взаимодействия прибора и объекта. Операция интерпретации должна точно описывать процесс взаимодействия объекта и прибора, а именно-влияние характеристик объекта на его показания.
Измерение-эмпирический метод выявления свойств или состояний объекта путем организации взаимодействия объекта с измерительным прибором, изменения состояний котор зависят от изменения состояния объекта. Прибором может быть не только внешний по отношению к исследователю предмет. Напр, линейка-прибор для измерения длины. Сам исследователь может быть измерительным инструментом: "чел есть мера всех вещей". И действительно, ступня, палец, предплечье служили первичными мерами длины (фут, дюйм, локоть и пр.). Также и с "измерением" чел поведен: особенности поведения др исследователь может оценивать непосредственно-тогда он превращается в эксперта. Такой вид измерения сходен с наблюден. Но существует инструментальное измерен, когда психолог применяет какую-нибудь измерительную методику, напр тест на интеллект. В психологии под измерением понимают 2 совершенно различных процесса.
1. Психологическим измерением считают оценку величины тех или иных параметров реальности или оценку сходств и различий объектов реальности, котор производит испытуемый. На основании этих оценок исследователь "измеряет" особенности субъективной реальности испытуемого. В этом смысле "психологическое измерение" является задачей, данной испытуемому.
2. Психологич измерение во втором значении, о котором мы и будем говорить в дальнейшем, проводится исследователем для оценки особенностей поведения испытуемого. Это — задача психолога, а не испытуемого.
Наблюдение условно можно отнести к "пассивным" методам исследования. Действительно, наблюдая поведение людей или измеряя параметры поведения, мы имеем дело с тем, что нам предоставляет природа "здесь-и-теперь". Мы не можем повторно провести наблюдение в удобное для нас время и воспроизвести процесс по своей воле. При измерении мы регистрируем лишь "внешние" свойства;
зачастую, чтобы выявить "скрытые" свойства, необходимо "спровоцировать" изменение объекта или его поведения, сконструировав иные внешние условия.
3. Для установления причинно-следственных связей между явлениями и процессами проводится эксперимент. Исследователь старается изменить внешние условия так, чтобы повлиять на изучаемый объект. При этом внешнее воздействие на объект считается причиной, а изменение состояния (поведения) объекта-следствием.
Эксперимент является "активным" методом изучен реальности. Исследователь не только задает вопросы природе, но и "вынуждает" ее на них отвечать. Наблюдение и измерение позволяют ответить на вопросы: "Как? Когда? Каким образом?", а эксперимент отвечает на вопрос "Почему?".
Эксперимент-проведение исследований в спец созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называетсяэкспериментальным воздействием.Эксперимент-основной метод современного естествознания и естественнонаучно ориентированной психологии. В науч лит термин "эксперимент" применяется как к целостному экспериментальному исследованию-серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной экспериментальной пробе-опыту.
Наблюдение является непосредственным, "пассивным" методом исследования. Измерение-пассивный, но опосредованный метод. Эксперимент-активный и опосредованный метод изучения реальности.