Влияние этапа онкологического заболевания на психику больного
Установлено, что психологические и психопатологические особенности при онкологической патологии зависят от этапа основного заболевания. Е. Ф. Бажин и А. В. Гнездилов выделяют следующие шесть этапов:
1) поликлинический (диагностический);
2) этап «поступления в клинику»;
3) предоперационный (предлечебный);
4) послеоперационный;
5) этап выписки из стационара;
6) катамнестический этап.
Рассмотрим их по порядку.
1. Для поликлинического (диагностического) этапа, начинающегося с первых контактов больного с онкологической службой, и даже раньше - с момента направления больного к онкологам для осмотра и решения вопроса о госпитализации, характерным считается тревожно-депрессивный синдром. По данным Е. Ф. Бажина и А. В. Гнездилова, его частота составляет 56 %. При этом типичными являются следующие реакции: общее беспокойство, выраженная тревога, ощущение полнейшей безнадежности и бесперспективности существования, мысли о неизбежности скорой и мучительной смерти.
У тех пациентов, преморбид которых отличается чертами активности, в клинической картине обычно преобладают тревога и страх, в то время как у пассивных, астеничных субъектов на первый план выступает депрессивная симптоматика.
Второе место по частоте возникновения на «диагностическом» этапе принадлежит психогении, выражающейся в развитии дисфорического синдрома, проявляющегося в тоскливо-злобном настроении. Больные становятся мрачными, раздражительными, иногда без малейшего повода проявляют вспышки ярости, гнева, злобы, которые могут сопровождаться агрессией, направленной на ближайшее окружение (семью, сотрудников по работе, а также медицинский персонал).
Третье место по частоте возникновения принадлежит тревожно-ипохондрической и астено-ипохондрической симптоматике. Первая из этих реакций характеризуется тревожным напряжением с постоянной фиксацией внимания на самочувствии, в особенности на ощущениях. Больные все время ищут и «находят» особые «неполадки» в организме, обычно ссылаясь при этом на какие-то неотчетливые, неопределенные ощущения, которые ими интерпретируются как катастрофически быстрое распространение опухоли по всему телу, безнадежная запоздалость диагностики и т. п.
2. На этапе «поступления в клинику» происходит некоторое
снижение тяжести (интенсивности) переживаний. Это в сущест
венной мере связано с построением компенсаторной системы
психологической защиты типа: «Я болен, возможно, у меня да
же рак, но теперь, я нахожусь в специальной больнице под на
блюдением квалифицированных врачей, которые сделают все,
чтобы мне помочь».
3. На предоперационном (предпечебном) этапе наблюдается
резкий подъем интенсивности психогенных переживаний. В
рамках тревожно-депрессивного синдрома преобладающим ста
новится страх возможной гибели в процессе операции. Иногда
на этом этапе наблюдаются параноидные расстройства в виде
«бредоподобных идей преследования и отношения».
4. На четвертом, «послеоперационном» этапе снижается
степень выраженности всех отрицательных переживаний боль
ных и происходит своеобразное «психологическое облегчение»,
а преобладающим психопатологическим синдромом становится
астено- ипохондрический.
5. Этап выписки из стационара не имеет выраженных спе
цифических психопатологических феноменов.
6. На катамнестическом этапе около двух третей пациен
тов имеют особые нарушения психического состояния. Внешне
они проявляются как стремление к самоизоляции. Отношение к
привычным и прежде любимым развлечениям становится резко
негативным. Попытки со стороны близких людей как-то «рас
шевелить» больного, как правило, не имеют никакого успеха.
Особенно отрицательное отношение вызывают те ситуации, которые связаны с сильными эмоциональными переживаниями. Утрачивается интерес и к внутрисемейным делам. В переживаниях больного постоянно звучат депрессивные ноты, связанные не только с наличием онкологического заболевания, но и его последствиями - инвалидизацией, утратой привлекательности и т. п. Особенно болезненными являются переживания, относящиеся к интимной сфере, в связи с чем больному необходима семейная поддержка.
Роль семейной поддержки возрастает в случаях появления у онкологически больных психологических проблем и психических расстройств. Купирование психопатологических: симптомов и синдромов и адаптация больных к новому для них статусу онкологически больного эффективнее проходит в семьях с благоприятными отношениями.
Причем лица, получающие химиотерапию, нуждаются в более теплом отношении со стороны членов семьи, по сравнению с пациентами, перенесшими оперативное вмешательство по поводу опухолей. При мастэктомии у жен существенна роль психологической помощи со стороны мужа.