Общая схема возрастного развития от рождения до начала юности
Возрастной период | Социальная ситуация развития | Ведущая деятель-ность | Основные новообразования | Становление жизненного мира | ||
Центральное новообразова-ние | Другие важнейшие новообразования | |||||
Новорож-денность (1— 2мсс.) | Полная биологи- ческая зависимость от матери | - | - | Комплекс оживления | Сохраняется первичный (простой и легкий) жизненный мир | |
Младенчест- во (до 1 года) | Общая жизнь ребенка с матерью (ситуация «Мы») | Непосред- ственно- эмоциональ- ное общение с матерью | Потребность в общении со взрослым | Дифференцирован-ные ощущения и эмоциональные состояния. Восприя-тие объектов. Автономная речь. Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание) | Появляется трудность внешнего мира. Дифференцируются линии развития простого и «как бы легкого» (трудность незначима) и простого и трудного жизненного мира. Первая преобладает | |
Раннее детство (1 — 3 года) | Познание мира окружа-ющих вещей, совместная деятельность со взрослым | Предметно- Манипуля-тивная деятельность | Сознание «я сам» | «Аффективное» восприятие объектов и ситуаций. Развитая активная речь. Наглядно-действен-ное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и вос-произведение. Непроизвольное вни- мание | Продолжаются две ранее выделившиеся линии развития. Доля детей с линией онтогенеза простого и трудного жизненного мира (со значимой труднос-тью) возрастает | |
Дошкольное детство (3—7 лет) | Познание мира человеческих отношений и их имитация | Сюжетно- ролевая игра | Соподчинение мотивов. Самосознание | Сформированная правильная речь. Развитая непроизвольная память; начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление; в конце периода переход к словесному мышлению Творческое воображение | Появляется сложность внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира взрослого человека. Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми слож- ностью и трудностью) | |
Дифференциация перцептивных и эмоциональных процессов. Расширение круга эмоций. Эмоциональная регуляция поведения | ||||||
Младший школьный возраст (7—11 лет) | Социальный статус школьника (ситуация обучения) | Учебная деятель-ность | Произволь-ность. Чувство компетент-ности | Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность). Анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Адекватная самооценка. Обобщение пережи- ваний, логика чувств и появление внутренней жизни | Закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза в связи с развитием мотивов учения | |
Подростко- вый возраст (11— 15 лет) | Эмансипация от взрослых и группиро-вание | Интимно-личностное общение со сверст-никами | Чувство взрослости (младший подростковый возраст). «Я-концепция» (старший подростковый возраст) | Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восприятия и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками | Линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы | |
Старший школьный возраст (16— 17 лет) | Первоначаль- ный выбор жизненного пути | Учебно- профессио- нальная деятельность | Самоопределение | Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Мировоззрение. Нравственная устойчивость поведения | Происходит окончательное становление типов жизненного мира |
Приложение ко II разделу