Общая схема возрастного развития от рождения до начала юности

Возрастной период   Социальная ситуация развития Ведущая деятель-ность   Основные новообразования Становление жизненного мира    
Центральное новообразова-ние Другие важнейшие новообразования  
 
 
Новорож-денность (1— 2мсс.) Полная биологи- ческая зависимость от матери   -     -   Комплекс оживления     Сохраняется первичный (простой и легкий) жизненный мир  
Младенчест- во (до 1 года)   Общая жизнь ребенка с матерью (ситуация «Мы»)     Непосред- ственно- эмоциональ- ное общение с матерью   Потребность в общении со взрослым     Дифференцирован-ные ощущения и эмоциональные состояния. Восприя-тие объектов. Автономная речь. Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах (непроизвольное внимание) Появляется трудность внешнего мира. Дифференцируются линии развития простого и «как бы легкого» (трудность незначима) и простого и трудного жизненного мира. Первая преобладает    
Раннее детство (1 — 3 года)   Познание мира окружа-ющих вещей, совместная деятельность со взрослым   Предметно- Манипуля-тивная деятельность   Сознание «я сам»   «Аффективное» восприятие объектов и ситуаций. Развитая активная речь. Наглядно-действен-ное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и вос-произведение. Непроизвольное вни- мание   Продолжаются две ранее выделившиеся линии развития. Доля детей с линией онтогенеза простого и трудного жиз­ненного мира (со значимой труднос-тью) возрастает  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
Дошкольное детство (3—7 лет)   Познание мира человеческих отношений и их имитация   Сюжетно- ролевая игра   Соподчинение мотивов. Самосознание   Сформированная правильная речь. Развитая непроизвольная память; начало раз­вития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление; в конце периода переход к словесному мышлению Творческое воображение Появляется сложность внутреннего мира. Дифференцируются линии онтогенеза, ведущие к будущим различным типам жизненного мира взрослого человека. Преобладает линия развития сложного и трудного мира (со значимыми слож- ностью и трудностью)  
          Дифференциация перцептивных и эмоциональных процессов. Расширение круга эмоций. Эмоциональная регуляция поведения      
Младший школьный возраст (7—11 лет)     Социальный статус школьника (ситуация обучения)   Учебная деятель-ность     Произволь-ность. Чувство компетент-ности   Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность). Анализирующее вос­приятие; появление синтезирующего вос­приятия (в конце пе­риода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Адекватная самооценка. Обобщение пережи- ваний, логика чувств и появление внутренней жизни   Закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза в связи с развитием мотивов учения      
Подростко- вый возраст (11— 15 лет) Эмансипация от взрослых и группиро-вание Интимно-личностное общение со сверст-никами Чувство взрослости (младший подростковый возраст). «Я-концепция» (старший подростковый возраст)   Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восприятия и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками Линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы  
Старший школьный возраст (16— 17 лет)   Первоначаль- ный выбор жизненного пути   Учебно- профессио- нальная дея­тельность   Самоопределение   Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Мировоззрение. Нравственная устойчивость поведения Происходит окончательное становление типов жизненного мира    

Приложение ко II разделу

Наши рекомендации