Определите, из каких свойств складываются способности к каждому из перечисленных видов деятельности.

2. Какие свойства являются стержневыми?

Виды деятельности:

· математическая деятельность,

· деятельность музыканта,

· техническое творчество,

· изобретательская деятельность,

· чтение художественных текстов.

Свойства психики:

· способность чувствовать эмоциональную выразительность в движении музыкальных звуков («ладовое чувство»);

· способность к комбинированию пространственных образов, пространственное воображение;

· хорошее запоминание общих схем рассуждений, доказательств, выводов, обобщенных способов решения вопросов;

· целостное восприятие, т.е. умение видеть отдельные части предмета в их соотношении с другими частями;

· полнота, яркость представлений наглядных образов;

· способность к слуховому представлению сочетаний - музыкальных звуков;

· умение находить рациональный подход к практическим задачам с учетом свойств и возможностей материалов;

· многообразный подход к решению вопроса;

· умение оценивать соотношение пропорций и размеров;

· легкая способность к воссозданию образов по словесному описанию;

· способность чувствовать и переживать эмоциональную выразительность музыки;

· острота наблюдательности за работой и устройством механизмов;

· легкое переключение от одной умственной операции к другой;

· точность восприятия цветовых оттенков;

· чуткость к языковым особенностям;

· способность тонко различать звуки по высоте;

· последовательность, обоснованность, логичность рассуждений;

· точное запечатление и сохранение в памяти зрительных впечатлений;

· эмоциональная отзывчивость на происходящее, способность представить себя на месте другого человека и посочувствовать ему;

· способность к абстрактным рассуждениям;

· изобретательность, находчивость в решении вопросов;

· умение передавать свои мысли, чувства с помощью наглядных образов;

· способность к анализу и синтезу образного материала.

´Вопросы для самопроверки

1.Способности ‑ это:

А.Совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность деятельности.

Б.Индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

В.Индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

2. Верно ли, что задатки всегда сами по себе предопределяют развитие способностей? Почему? От каких факторов зависит развитие способностей?

3. В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?

4. Какие уровни развития способностей вам известны? Раскройте их суть.

5. Как взаимосвязаны общие и специальные способности?

4. СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
(ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ)

№№ и названия разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
Лабораторная работа № 1: Методика психологического наблюдения – 4 часа
Раздел 1. Введение в научную психологию. Тема: Предмет, задачи, методология и структура современной психологии Цель:знакомство с методикой психологического наблюдения и составление поведенческого портрета. Содержание работы: 1. Знакомство с теорией по методу наблюдения: § Особенности метода наблюдения в психологии. § Виды наблюдения. § Наблюдатель и его роль в процессе наблюдения. § Требования к научному наблюдению. § Предмет наблюдения. § Основные параметры поведенческого портрета. Выделение категорий и единиц наблюдения. § Записи данных наблюдения. 2. Определение ситуации наблюдения (просмотр видеофильма; демонстрация сюжетной картины; организация игры; создание ситуации взаимодействия и др.). 3. Выделение этапов наблюдения. 4. Проведение психологического наблюдения. 5. Обработка данных наблюдения. 6.Обсуждение результатов наблюдения и выводы. 1. Поведенческий портрет. 2. Записи данных наблюдения. 3. Отчет о проведении наблюдения.  

№№ и названия разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
Лабораторная работа № 2: Память – 4 часа
Раздел 2. Познавательные психические процессы. Тема: Память Цель: изучение особенностей запоминания чисел и слов. Содержание работы: 1. Повторение основных видов процесса запоминания по следующим основаниям: § по степени активности (произвольное, непроизвольное); § по степени осмысленности запоминаемого материала (осмысленное, механическое). 2. Повторение особенностей механизмов процесса запоминания (сохранение, воспроизведение, узнавание) и основных факторов его продуктивности. 3. Проведение психологического эксперимента, в ходе которого испытуемым предлагаются для запоминания ряд двузначных чисел и ряд специально подобранных слов. 4. Вычисление по стандартной формуле у каждого испытуемого индивидуального коэффициента запоминания чисел и слов. 5. Выявление среднего арифметического и медианы сохранившихся в памяти у всех испытуемых чисел и слов, представление результатов в виде графика. 6.Формулирование рекомендаций по развитию памяти. 1. Индивидуальные характеристики памяти студентов. 2. Анализ групповых результатов особенностей запоминания чисел и слов в зависимости от их значимости и места расположения в ряду (начало, середина, конец). 3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти.  
№№ и названия разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
Лабораторная работа № 3: Мышление – 4 часа
Раздел 2. Познавательные психические процессы. Тема: Мышление Цель: выявление у испытуемых доминирующей операции мышления – анализа или синтеза. Содержание работы: 1. Повторение анализа и синтеза как основных видов операций мышления. 2. Проведение психологического эксперимента, в ходе которого испытуемым предлагается выполнить задания аналитического и синтетического характера (время выполнения фиксируется). 3. Сравнительный анализ полученных данных. 4. Соотнесение результатов обследования со спецификой     латеральной организации головного мозга испытуемых. 5.Формулирование рекомендаций по развитию способностей к анализу и синтезу, как ведущих операций мышления.   1. Индивидуальные характеристики мышления студентов. 2. Анализ групповых результатов изучения доминирующей операции мышления. 3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию исследуемых операций мышления.

№№ и названия разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
Лабораторная работа № 4: Темперамент – 4 часа
Раздел 4. Психология личности и индивидуальности. Тема: Темперамент как характеристика индивида Цель: изучение свойств темперамента у студентов. Содержание работы: 1. Характеристика методики «Личностный опросник Айзенка» (В)(Eysenck Personality Inventory, или ЕРI) 2. Индивидуальное проведение методики. 3. Обработка полученных данных в соответствии с ключом. 4. Определение свойств и типа темперамента. 5. Составление индивидуальной характеристики. 6. Составление таблиц с первичными и общими результатами студентов группы. 7. Анализ и интерпретация групповых результатов. 8. Составление психолого-педагогических рекомендаций по формированию индивидуального стиля деятельности и общения. 1. Индивидуальные характеристики темперамента студентов. 2. Анализ групповых результатов изучения темперамента. 3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию индивидуального стиля деятельности и общения с учетом темперамента.

№№ и названия разделов и тем Цель и содержание лабораторной работы Результаты лабораторной работы
Лабораторная работа № 5: Направленность личности - 4 часа
Раздел 4. Психология личности и индивидуальности. Тема: Активность личности и её направленность. Цель:изучение направленности (мотивации) студентов. Содержание работы: 1. Характеристика одной из предложенных методик: § методика по изучениюучебной мотивации студентов; § «измерение мотивации достижения» А. Мехрабиана; § «диагностика направленности личности» Б. Басса. 2. Индивидуальное проведение методики. 3. Обработка полученных данных в соответствии с ключом. 4. Выявление индивидуальных результатов и составление индивидуальной характеристики. 5. Составление рекомендаций по использованию данных о направленности (мотивации) испытуемых в деятельности педагога. 1. Индивидуальные характеристики о направленности (мотивации) студентов. 2. Рекомендации по использованию данных о направленности (мотивации достижения) в деятельности педагога.    

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ

1. Подготовку к написанию реферата следует начать с изучения соответствующего раздела «Психологии человека», при этом следует помнить, что каждая тема включает в себя различные аспекты предыдущей темы. Например, не изучив основные понятия курса, сложно избежать в дальнейшем терминологической путаницы, разобраться в современном состоянии проблемы и подходах к ее пониманию в отечественной и зарубежной психологии и смежных дисциплинах.

2. При написании реферата необходимо соблюдать следующие требования:

· работа должна быть выполнена на основе учебной, монографической, справочной и периодической литературы с акцентом на издания последних 5 лет;

· накопленный материал необходимо осмыслить, систематизировать и только затем приступить к написанию работы;

· содержание работы излагается самостоятельно;

· оформление должно быть грамотным и аккуратным;

· на титульном листе следует указать название учебного заведения, факультет и курс, на котором обучается студент, его фамилию, имя и отчество, фамилию преподавателя, ведущего лекционный курс;

· в начале работы приводится план, содержащий введение, основную часть, заключение (выводы) и библиографический список;

· по мере изложения материала необходимо делать общепринятые ссылки на цитируемую литературу (в «круглых» скобках – на ФИО автора концепции и год написания им соответствующей работы; в «квадратных» - на порядковый номер в списке литературы и страницу книги);

· подобранную литературу оформить в соответствии с общепринятыми правилами библиографии, т.е. описание должно содержать фамилию, имя и отчество автора, название книги, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

3. Реферат принимается в печатном варианте. Объем не менее 10 печатных страниц, размер шрифта 14, интервал 1,5.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Основная литература

1. Маклаков А. Г.Общая психология:учебн. пособие для студ. вузов - СПб.: Питер, 2010.– 582 с.

2. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2010. – 320 с.

3. Психология: учеб. для гуманитарных вузов / под ред. В.Н. Дружинина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студентов вузов. – 8-е изд. - М.: Академия, 2008. – 512 с.

6.2. Дополнительная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информ. - метод. материалы к курсу «Общая психология»: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Педагогическое общество России, 2004 - 276 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебн. пособие для студентов вузов. - М.: ЧеРо: Юрайт, 2008. – 358 с.

3. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебн. пособие для студентов. - М.: ACADEMIA, 2005. – 176 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебн. пособие для студентов вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с.

5. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования: учебн. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1988. – 79 с.

6. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. – 208 с.

7. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 107 с.

8. Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / сост. Рогов Е.И. - М.: ВЛАДОС, 2002. – 448 с.

9. Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова - М.: ЧеРо: КноРус, 2000. – 775 с.

10. Психология ощущений и восприятий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – 2 –е изд. ‑ М.: ЧеРо, 2002. – 630 с.

11. Психология памяти: хрестоматия по психологии / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: АСТ, 2008. – 656 с.

6.3. Учебно-методические материалы

1. Общая психология: учебно-методический комплекс курса / под ред. Е.А.Силиной. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. ‑ 118 с.

2. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. Рекомендовано РИС РАО в качестве учебн. пособия. – М., 2008. – 80 с.

3. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 55 с.

4. Сборник задач по общей и социальной психологии / сост. Т.В. Евтух. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. ‑ 54 с.

5. Общая психология. Возрастная психология: тестовые задания для самостоятельной работы студентов / сост. Т.В. Евтух. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. ‑ 43 с.

6. Общая и социальная психология: сборник заданий для самостоятельной работы студентов / сост. А.А. Емельянова. - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. - 53 с.

7. Психологические задания на период педагогической практики: учебно-методическое пособие / под ред. Е.А. Силиной. – 2-е изд., испр. Рекомендовано РИС РАО в качестве учебно-методического пособия. – М., 2008. – 248 с.

8. Сапогова Е.Е.Задачи по общей психологии: учебн. пособие для студ. вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 448 с.

9. Практикум по общей психологии: учебн. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. Щербакова А.И.; [авт. кол.: Абраменко А.И., Алексеев А.А., Богословский В.В. и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 285 с.

10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии : учебн. пособие для студ. вузов / ред. Крылов А.А., Маничев С.А. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2000. - 560 с.

11. Хозиев В.Б.Практикум по общей психологии: учебн. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2005. - 272 с.

6.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

http://psylib.myword.ru – электронная психологическая библиотека.

http://pedlib.ru – электронная педагогическая библиотека (разделы по психологии).

http://edu.ru – Российское образование (федеральный портал).

6.5. Материально-техническое обеспечение

1) компьютерное и мультимедийное оборудование;

2) приборы и оборудование учебного назначения.

7. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВХОДНОГО И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

7.1. Требования и форма проведения входного контроля

Входной контроль проводится на первых занятиях (лекциях) по базе кафедральных тестов, в содержание которых включены общие представления о психических феноменах. Итоги входного тестирования сохраняются в документах кафедры и впоследствии сопоставляются с итогами текущего и промежуточного контроля (контроль самостоятельной работы по темам практических занятий, зачет, экзамен).

7.2. Формы и содержание текущего контроля знаний

7.2.1. Формы текущего контроля знаний

№ п/п Наименование раздела дисциплины Форма текущего контроля
Тестирование   Оценка работы на семинарских занятиях Оценка качества выполнения лабораторных работ Проверка решения задач Терминологический диктант, контрольная работа Доклад, сообщение Реферат, эссе Устное собеседование Проверка заполнения таблицы Проверка конспекта
Введение в научную психологию + + +   + + + + + +
Познавательные психические процессы + + + + + + + +   +
Регулирующие психические процессы + +   + + + + +   +
Психология личности и индивидуальности + + + + + + + + + +
Человек как субъект деятельности + + + + + + + +   +

7.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

Код компетенции Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня
ОК – 1 «Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению своей профессиональной деятельности» Пороговый   Знает психологическое содержание и социальной значимости профессиональной деятельности учителя; структуры мотивационной сферы педагога. Умеетанализировать мотивы профессиональной деятельности учителя и ее социально-значимые параметры. Владеет навыками рефлексии мотивов и социальной значимости своей будущей профессиональной деятельности.
Повышенный   Знаетактуальные проблемы в области психологии профессиональной деятельности, в т.ч. мотивационной сферы учителя. Умеет выстраивать иерархию мотивов профессиональной деятельности, определять личностно-значимые профессиональные мотивы. Владеет навыкамирасширения и обогащения своей профессиональной мотивационной сферы.

Код компетенции Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня
ОПК – 2 «Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач» Пороговый   Знает основные теоретические направления и подходы психологической науки, принципы и методы научного изучения психики, структур познавательной, регулятивной и личностной сфер человека, закономерностей психического развития на разных этапах онтогенеза. Умеет проводить некоторые экспериментально-психологические исследования для решения социальных и профессиональных задач. Владеет навыками ориентации в профессиональных психолого-педагогических источниках информации.
Повышенный   Знает современные теоретические, методологические и методические парадигмы современной психологии. Умеет разбираться в актуальных методологических вопросах психологии; использовать знание различныхпсихологических концепций для реализации вариативного подхода к разрешению профессиональных ситуаций. Владеет навыками составления обзоров литературы по конкретным психологическим проблемам при реализации исследовательских и профессиональных проектов.

7.3. Форма и содержание промежуточной аттестации

До промежуточной аттестации студенты должны освоить содержание теоретических, семинарских и практических занятий, выполнить лабораторные и самостоятельные работы на пороговом уровне.

Форма аттестации по дисциплине: экзамен (2 семестр).

Вопросы к экзамену по курсу «Психология человека»

1. История становления психологии как науки.

2. Основные направления психологии ХХ века (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, когнитивная психология, гуманистическая психология).

3. Психика как отражение объективной действительности. Психика и мозг.

4. Принципы и методы современной психологии.

5. Этапы развития психики в филогенезе.

6. Сознание и условия его развития. Сознание и бессознательное.

7. Понятие об ощущении, его физиологические механизмы. Классификация ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

8. Закономерности ощущений: чувствительность и пороги ощущений, адаптация и взаимодействие ощущений. Компенсаторные возможности в области ощущений.

9. Понятие о восприятии и его физиологические механизмы. Роль моторных компонентов в восприятии. Виды восприятия.

10. Закономерности восприятия: предметность, целостность, осмысленность, избирательность, константность.

11. Понятие о памяти. Виды памяти. Психологические и физиологические теории памяти.

12. Процессы памяти: запоминание, сохранение и забывание, узнавание и воспроизведение.

13. Понятие о мышлении и его связь с процессами чувственного познания и речью. Физиологические основы мышления.

14. Характеристика мыслительных операций. Логика и мышление. Динамика мышления при решении задач.

15. Виды мышления Индивидуальные особенности мышления.

16. Воображение: понятие, физиологические основы, виды. Приемы создания образов воображения.

17. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента (гуморальная, конституциональная и церебральная теории).

18. Психологическая характеристика свойств и типов темперамента.

19. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Индивидуальный стиль деятельности.

20. Основные феномены психики человека: организм, «индивид», субъект, личность, индивидуальность. Отличительные признаки свойств личности и ее структура.

21. Самосознание личности.

22. Направленность личности и ее характеристика.

23. Характер: понятие, структура, формирование. Акцентуации характера.

24. Понятие о способностях, их виды, структура.

25. Количественная и качественная характеристика способностей. Уровни выраженности способностей. Задатки и способности. Условия развития способностей.

26. Понятие о деятельности и ее структура.

27. Освоение деятельности.

28. Речь и язык. Функции речи. Физиологические основы речи.

29. Виды речи и их психологическая характеристика

30. Понятие о внимании. Физиологические механизмы внимания. Виды внимания и условия их организации.

31. Свойства внимания и их роль в деятельности.

32. Понятие об эмоциях и чувствах. Их основные функции. Физиологические

33. основы и теории эмоций и чувств.

34. Виды эмоциональных переживаний (настроение, базальные эмоции, аффект, страсть, стресс и высшие чувства).

35. Понятие о воле, физиологические основы воли. Волевой акт и его структура. Волевые качества личности.

Методическое издание

Наши рекомендации