Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». 2 страница
В жизни, прямо скажем, подкинутых вверх ногами противников нам часто видеть не доводилось, а вот обычных добротных нокаутов, наступавших немедленно после проведения удачного «подсада», вполне даже достаточно…Но удачный «подсад», просто так таковым не получится. Для этого он должен, как минимум, быть частью достаточно действенной комбинации ударов. Например, такой как связка, называемая в РУкопашном Бое КАзаков — «тройкой».
Она очень проста, но в то же время чрезвычайно эффективна, вследствие чего она распространена практически во всех видах ударных единоборств. Два боковых — подсад. То есть удар слева — удар справа — удар снизу. И все на максимальной скорости и на одном дыхание (в буквальном смысле).
фото 11. Подсад 3. фото 12-15 Подкрут.
фото 16 Двойка 1 фото 17 Двойка 2
фото 18 Двойка 3 фото19 Двойка 4
^ Следующий удар, внешне похожий на «боковой», но таковым не являющийся — называется «подкрут» (рис. 12 -15).Если в боковом ударе мы использовали выхлест всей руки в целом, отводя локтю более чем второстепенную роль, то в «подкруте» проводится именно подкручивание руки в локтевом суставе. И хотя движение кулака происходит по нисходящей круговой траектории, внешне «подкрут» все равно воспринимается как ближайший родственник бокового. Таковы уж особенности человеческого восприятия.
Прототипом «подкрута» является такой технический элемент рубки — как малый рубящий круг клинком осуществляемый только за счет вращения в локтевом суставе по траектории направленной от фронтальной плоскости под углом 45 градусов.
Но вращение руки в локте с зажатым клинком — это одно, и получившегося пусть легкого но, тем не менее, ударно-режущего удара, в принципе, уже вполне достаточно для поражения противника. Вращением же просто голой руки (без клинка) провести поражение противника, только за счет угловой скорости, весьма даже проблематично. Поэтому при «подкруте» проводится дополнительное усиление удара очень простым и эффективным способом — путем разворота корпуса подшагом одноименной ноги еще на 45 градусов, причем именно в момент движения руки по нисходящей траектории. В результате получается достаточно сильный удар, а так как 45+45=90, то и направление удара получается сбоку. Отсюда и «похожесть» на боковой.
фото 20 Двойка 5 фото 21 Двойка 6
Как известно, большинство всех технических элементов рубки, так или иначе, связаны с движением клинка по замкнутым траекториям, и в первую очередь по восьмеркам. Их существует достаточно много, но в данном случае, из них нас интересует только одна — так называемая «прямая восьмерка».
Для того чтобы понять, что же это такое, опять, как и в случае с «тычком», прибегнем к услугам «непрофессионала», дав ему в правую руку нечто продолговатое (все равно что) и попросив сделать любую восьмерку. Причем сделать как бог на душу положит. Многолетний опыт показывает, что с девяностопроцентной вероятностью, ту восьмерку, какую он исполнит, можно охарактеризовать как «прямую». Наверняка она будет иметь начальное направление справа — налево и сверху вниз, потом, соответственно, слева — направо. И это далеко не случайно, таковы уж особенности человеческого мозга, продиктованные различными функциональными предназначениями левого и правого полушария (для правшей).
В общем, можете принять как вполне достоверный факт — прямая восьмерка из всех восьмерок является наиболее простой, вследствие чего ее очень легко освоить и воспроизвести.Также, ее можно легко совершать и без оружия, просто голой рукой. Тогда получаются два удара — первый кулаком, второй тыльной стороной кисти. Первый из них, уже хорошо нам известный «подкрут», но так как в данном случае он совершается без дополнительного усиления за счет корпуса, то в отличие от основного «тяжелого» подкрута, к нему прибавляется эпитет «легкий». Второй удар — это «елмань» (рис. 23 — 27), о ней мы подробно поговорим ниже. Все в целом является одной из самых простых связок и потому называется чрезвычайно незатейливо — «двойка» (по числу вытекающих из восьмерки конкретных ударов (см.рис.16 - 19)).
Главное условие при исполнении «двойки» (впрочем, как и при исполнении любых других восьмерок) — научиться избегать ломаных траекторий и рывков. Вместо неосознанных рывков должны быть сознательные ускорения, совершаемые в момент заключительных стадий ударов. Теперь поговорим, как мы и обещали, об «елмани» и, прежде всего, о столь интересном названии.
«Елманью» испокон веков на Дону называлась тыльная сторона клинка в его верхней части. То есть с одной стороны лезвие, а с другой — «елмань». Естественно, что при определенных обстоятельствах ей тоже били (как, например, били клинком «плашмя»), и понятие «удара елманью» было синонимом «удара тыльной стороной». Мы же в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) тоже при «определенных обстоятельствах» бьем тыльной стороной, только уже не клинка, а кисти. Внешне наша «елмань» походит на знаменитый «уракен» карате, но это только внешне, так как биодинамическая основа у нее совсем другая.
Она, как и большинство ударов РУкопашного Боя КАзаков, бьется на полном расслаблении и по максимальной траектории наотмашь, с дополнительным подхлестом расслабленной кистью. При этом опять, как и в случае с боковым ударом, в полной мере срабатывает «принцип нагайки». Напомним — это когда «конечности — плети, тело — рукоятка». То есть опять корпус, как нагаечная рукоять, за счет своего резкого вертикального разворота «хлещет» рукой, как плетью, только в отличие от бокового удара, теперь наоборот, по траектории изнутри — наружу
фото 22 Двойка 7 фото 23 Елмань фото 24 Елмань 2 фото 25 Елмань 3
Ну и, соответственно, уже не кулаком, а его тыльной стороной. Выше мы рассмотрели один из вариантов применения «елмани» в связке «двойка». Теперь же предлагаем рассмотреть ее в связке «елмань — притык». Как логически вытекает из названия, в данной связке сначала наносится уже известная нам «елмань», потом какой-то пока незнакомый «притык». А раз так, то имеет смысл познакомиться с ним поближе. фото 26 Елмань 4 фото 27 Елмань 5
.
«Притык» (рис. 28 - 30) является ближайшим родственником уже хорошо известного нам «тарана», при этом его принципиальное отличие от последнего заключается в том, что он бьется не на расслаблении, а на концентрации. Даже можно сказать, что на полном закрепощении. То есть рука, плечевой пояс и корпус при «притыке» создают единую жесткую конструкцию, что, в целом, как уже наверняка отметил про себя внимательный Читатель, не является характерным для РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА), но в данном случае это именно так. Тогда на вполне уместный вопрос, а за счет чего же тогда, собственно, происходит удар в столь жесткой, несгибаемой конструкции?
Возможен только один правильный ответ — да за счет того, единственного, что способно придать ей кинетическую энергию. За счет поступательного движения вперед, которое, в свою очередь, придается посредством подшага одноименной ноги вперед с одновременным разворотом корпуса и ноги, как и при совершении тарана.
Звучит сложно, но на самом деле все предельно просто. Опять тот случай, когда понять каждый конкретный элемент по отдельности гораздо сложнее, чем осознать работу всей системы в целом. Именно поэтому мы и приводим эти два удара в связке.
Итак, сначала расслабленная рука (допустим, правая) бьет наотмашь нашу «елмань». После того как она попадает в цель (а зачастую, учитывая хлесткость и размашистость удара, это именно так и есть), кинетическая энергия удара, в полном соответствии с законами физики переходит в потенциальную и готовится к рассеиванию. Но полностью рассеяться мы ей не позволяем.
Для этого мы опять, этой же рукой, отведенной по инерции после гашения «елмани» на расстояние достаточное для нанесения повторного удара (30–40 см), наносим второй удар — «притык». Но же на основе не расслабления, а полного «железобетонного» (да простит нас Читатель за такое образное сравнение) закрепощения .И если ранее вами в полной мере была прочувствована работа ноги при «таране», то теперь, после того как вы придадите той же самой ноге еще и дополнительный подшаг вперед, биодинамическая основа «притыка» будет вами, безусловно, понята и освоена.
фото 28 Притык 1 фото 29 Притык 2
^ Прототипом «притыка» в рубке является прямой прокалывающий, а правильнее сказать проламывающий (например, броню) удар клинком, проводимый не за счет ударной резкости, а за счет массы всего тела.Итак, в процессе изучения ударной техники РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА), мы с вами наряду с отдельными ударами, плавно так и ненавязчиво, рассмотрели и состоящие из них простые связки. Или, как их еще технически правильно называют, — связки первого порядка. Но очевидно, что раз есть «первого», то, вероятно, должны быть и «второго» — то есть более высокого порядка. И, естественно, они у нас есть — это уже более сложные связки. Связки не первого, а второго (и выше) порядка, в которых связки низших порядков, как более простые, уже выступают в роли отдельных технических элементов.
Следуя общепринятой логике изложения, то есть строго идя от простого к сложному, мы должны были бы сначала закончить все с отдельными ударами и только тогда в конце привести связки второго порядка. Это придало бы изложению материала академическую стройность и логическую завершенность. И если бы мы писали диссертацию, то именно так бы мы и поступили. Но, исходя из того, что кандидатская нами уже давно написана и защищена, а за докторскую мы еще и не брались, а если и возьмемся, то уж точно не сейчас, то в данной книге мы будем руководствоваться совсем другим принципом.
Принципом максимально доступной подачи материала. Согласно этому принципу, после рассмотрения определенного материала, для его лучшего усвоения рекомендуется наглядный пример. Поэтому, в качестве такового, мы считаем целесообразным привести одну из сложных связок именно здесь и сейчас, после чего опять продолжим рассмотрение отдельных ударов.
Итак, связка второго порядка под названием — «ураган», в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) она проводится следующим образом.Сначала идет один «тычок» направленный в корпус, потом эта же рука делает второй «тычок» в голову противника.
^ В результате получается связка первого порядка под названием «вилка» (рис. 32 — 34). Цель вилки — тактическое прощупывание защиты противника первым «тычком» и его возможное поражение вторым.
Суть ее — в умении разложить силу, примерно сопоставимую с силой необходимой для нанесения «тарана», на два равноценных и «равносильных» удара. Причем второй удар «вилки», идущий непосредственно за первым, должную «равносильность» обеспечивает, в основном, за счет такого явления биомеханики, как рекуперация (повторное использование сил упругой деформации предварительно растянутых мышц).
ф ото 30 Притык 3 фото 31 Вилка 1
После «вилки» идет «двойка». Состоит она, как мы хорошо помним, из «легкого подкрута» и «елмани», причем зачастую именно последняя и является основным поражающим фактором. В целом же цель «двойки», в основном, тактическая, так как она подготавливает почву для нанесения заключительного удара той же рукой — «подкрута». Но уже не «легкого», как в «двойке», а полноценного, «тяжелого», со всеми вытекающими отсюда последствиями…
После чего может последовать удар ногой, но о ногах ниже.То есть связка второго порядка состоит из последовательного выполнения двух связок первого порядка и одного достаточно мощного удара. При этом порядок нанесения ударов не последовательный (правой — левой — правой — левой и т. д.), а достаточно неожиданный и, следовательно, труднопрогнозируемый. И очень важно, что с точки зрения противника, он представляется хаотичным. Ну и пусть себе противник так считает, до поры до времени не будем его разочаровывать.
фото 32 Вилка 2 фото 33 Вилка 3 фото 34 Вилка 4 фото 35 Вилка 5
фото 36 Вилка 6 фото 37 Вилка 7
Надеемся, что смысл рассмотренной связки вами, Уважаемый Читатель, понятен. Если это так, то у нас к вам большая просьба. Не надо относиться к ней столь трепетно, как к ката карате или как к тао ушу.
Это ни то и ни другое. Это — связка РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА). А поскольку он — ничто иное, как современное боевое искусство казаков, людей, как известно, вольных, а значит, и обладающих раскрепощенным сознанием, то и догматическому изучению он никак не подлежит. Следовательно, приведенные в данной книге связки — нужно расценивать как простое руководство к действию, и не более того. Или же как примерный вариант формирования общего рисунка боя с использованием национальных казачьих ударов. Но только вариант. Поэтому, когда у кого-нибудь, при совершении связки, вдруг вместо «запланированного» выскакивает совершенно неожиданный, но в то же время вполне уместный удар, мы не рассматриваем это как нарушение канонов. Мы это только приветствуем. Это значит, что творческий процесс не зажат в канонические рамки и идет своим чередом. А теперь опять, как мы и обещали, вернемся к одиночным ударам.
В каждом боевом искусстве среди ударов есть своя «коронка». Естественно, есть она и в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) — это удар с очень емким и отражающим его сущность названием — «гасило»(рис. 38 — 42). Название чисто народное, и какое действие за ним скрывается, полагаем, в особом объяснении не нуждается. Отметим, что именно так у многих славянских народов назывался широкий спектр «гасящих» противника предметов. От добротного удара кулака (как в нашем случае) до ударной части боевого цепа или казачьей «шелопуги». В общем, то, что в случае своего успешного применения приводило к определенному «гасящему» результату.
А при отсутствии боевого цепа, в нашем народе подобный «гасящий» результат, как правило, достигался уподоблением таковому… руки. И в том или ином виде, практически каждому из нас доводилось наблюдать нечто подобное (а может быть даже и делать) в таких чисто национальных явлениях как русская драка. Это когда максимально отведенная за спину рука со всей мочи бьет в диагональной плоскости по широченному размаху. Представили? А может и делали?
Если да, то биодинамическая основа «гасило», в принципе, вам уже понятна. Но, тем не менее, рассмотрим ее подробней.фото 38 Гасило 1 фото 39 Гасило 2
ф ото 40 Гасило 3 фото 41 Гасило 4 фото 42 Гасило
5 фото 43 Протяг 1
Прежде всего, «гасило» является одним из самых широкоамплитудных ударов и именно за счет этой «широкоамплитудности», а следовательно, и наличия максимального пути для набора кинетической энергии, и достигается его «гасящий» эффект. Причем этот способ нанесения достаточно сильных ударов настолько прост, что достичь его может практически каждый человек, даже весьма далекий от спорта и мира боевых искусств. Но широта — широтой, амплитуда — амплитудой, но, как мы теперь уже знаем, несмотря на простоту и доступность, удар «непрофессионала» всегда будет отличаться от удара «профессионального», причем это отличие всегда будет в худшую сторону. Хотя бы потому, что он (непрофессионал), в силу своей «непрофессиональности», не способен «грамотно» использовать факторы, позволяющие сделать удар лучше. Таковыми в «гасиле» являются два.
Первый — замах, второй — вес тела. А теперь посмотрим возможность их «грамотного» применения. ^ Итак, замах. Ну, то, что он для «гасило» необходим, сомнений не вызывает, вызывает сомнение другое: а как его правильно сделать?
Если в «рабоче-крестьянском» варианте драки — тут все понятно, отвел руку, подержал, прицелился и ударил, то на ринге подобную ошибку (это насчет отвел, подержал, прицелился, а следовательно — потерял время) противник не простит… А как же тогда быть с замахом?
Значит, сделать его нужно максимально быстро и как можно незаметнее от противника. Например, как следствие от предыдущего удара. То есть, как ни крути, а если предыдущий удар присутствовать обязан, поскольку он нужен, то нам опять не обойтись без связки. Причем связки, в которой первый удар будет иметь чисто тактическое значение, заключающееся в придании корпусу нужного для замаха разворота с… очень желательным одновременным совершением какого-нибудь полезного действия. Например, действия связанного с целью отвлечения внимания противника или с попыткой сбития его защиты.
В связке «гасило» (название связки одноименно с ударом), вышеприведенные «полезные действия» достигаются двумя вариантами. Например, диагональной «елманью» бьющейся от противоположного бедра в защиту противника. Уж что-что, а хлесткий неожиданный удар, пусть даже нанесенный не по лицу, а по рукам, уже сам по себе гарантировано отвлекает внимание. Ну а если есть желание попытаться защиту все-таки сбить, для того чтобы противника не просто отвлечь, а еще и открыть, то лучше всего… опять взять прототип из казачьей рубки. Вот уж эта рубка, воистину она универсальна и неисчерпаема. Молодцы были наши предки. Вспомним, как в главе «эволюция казачьего холодного оружия» мы наглядно убедились в «боевой оптимальности» извлечения шашки из ножен, тут и молниеносная скорость, и защита с одновременным поражением.
^ В общем, все то, что нужно для современного рукопашного боя. Вот поэтому-то мы и извлекаем из ножен «виртуальную шашку» (именно шашку, а не саблю, саблю извлекают иначе). В результате этого «виртуального извлечения» по защите противника наносится удар по траектории снизу — верх и изнутри — наружу нижней частью кулака. А поскольку делать это нужно с одновременным рывком корпуса (ведь удар-то надо усиливать), то сила удара получается такова, что если и не полное сбитие защиты, то хотя бы частичное приоткрытие противника вполне даже обеспечивается.
К рывку корпуса мы еще вернемся, сейчас же отметим очень важный для нас факт. В начальной фазе нанесения диагональной «елмани» или удара «ножны» (если кулак повернут нижней частью к цели), в самом начале происходит разворачивание корпуса в положение, позволяющее совершить замах для «гасило». Причем корпус развернулся очень быстро и его разворот настолько органично вписался в общую картину боя, что мишенью для поражения вы не стали. Да при этом еще, как минимум, и отвлекли внимание противника, а то и вовсе открыли его защиту. В общем, вы сумели создать ситуацию, про которую в народе говорят: «бей не хочу». И бейте. Только бейте правильно. Сразу же возникает вопрос: а как? Как бить «гасило» правильно?
^ Ответим: его биодинамическая основа примерно такова же, как и «подкрута». Принципиальная разница лишь в том, что если «подкрут», как нам хорошо известно, бьется за счет вращения руки в локтевом суставе, то «гасило» — уже в плечевом. А все остальное, вплоть до усиления — вполне даже сопоставимо. Только, естественно, с поправкой на «масштабность» и силу удара. И если в «подкруте» усиление удара происходило за счет разворота корпуса с одновременным подшагом, то в «гасило» усиление происходит за счет вложения в удар веса всего тела.
Причём достигается это не простым линейным подшагом, а уже линейно-вертикальным притопом. И тоже, как и в случае с «подкрутом», под углом 45 градусов.Теперь, как и обещали, вернемся к рывку корпуса усиливающего «елмань» или «ножны». Для того чтобы понять его роль, нам необходимо изложить немного материала из теории удара. Так вот, прежде всего понятие о фазах. Как известно, различают «начальную», «конечную» и находящуюся между ними «основную» фазу удара. Начальная фаза — это подготовка и сам процесс «ударного» движения (в общем, кинетическая энергия и все что с ней связано).
^ Основная фаза — это непосредственно само ударное воздействия (формирование импульса силы). Конечная фаза — это уже из области последствий удара (переход кинетической энергии в потенциальную, ее рассеивание, возникновение упругих — неупругих деформаций и т. п.). Некоторые различают и большое число фаз, например, выделяют в отдельную фазу замах, но нам для работы достаточно и приведенной упрощенной трехфазной схемы.
Так вот, в момент совершения «елманью-ножнами» удара в защиту, то есть непосредственно в момент формирования импульса силы, действие рывка корпуса не затухает, а продолжается. И в этот же момент, на том же самом движении рывка и начинается «гасило». То есть временной момент основной фазы первого удара, одновременно является начальной фазой второго. Это явление, для простоты восприятия, мы называем «совпадением на полтакта». Кроме наглядного выигрыша во времени, «совпадение на полтакта» влечет за собой ещё и дополнительное усиление ударного воздействия за счет суммирования векторов (два вектора силы складываются в один, естественно, больший).
В общем, что ни говори, а «совпадения на полтакта» вещь очень хорошая. Так что осваивайте и бейте «гасило». Но помните, что сила удара заключает в себе опасность не только для противника, но и… для вас. Поэтому если вы вкладываете в удар еще и массу своего тела, то делайте это крайне осторожно. Так как опытный противник вполне сможет с успехом для себя воспользоваться данным обстоятельством и, грамотно используя ваши мощные «силовые векторы», взять да и вывести вас из равновесия. А то и того хуже…
Поэтому применение «гасило» с должным эффектом — это вопрос уже даже не тактики, а стратегии боя. Соответственно, умение выбрать нужный момент для его применения — это слагаемое уже того уровня, который называется мастерством. Уверен, что со временем вы его достигнете, а пока рассмотрим еще одну из связок с применением «гасило».Итак, связка второго порядка «волчок». Как следует из названия (волчок, юла), в ней обязательно должно присутствовать вращение. И оно в ней есть.
Сначала делается «елмань» правой рукой, но не «с проносом», а со столь не характерной для РУкопашного Боя КАзаков (РУБКА) остановкой и, следовательно, самой обычной фиксацией. В данном случае, «нарушение классических устоев» вполне даже оправдано, так как оно позволяет совершить неожиданный и резкий разворот всего тела на 360 градусов. В момент разворота от правого бедра выбрасывается левая рука. Получается диагональная «елмань». Но именно от бедра, потому что если выбросить от плеча, то получится обыкновенная «вертушка» рукой. Вещь, в принципе, тоже хорошая, но в данном случае нам нужно совсем другое.
Нам нужна именно «елмань» и нужна, прежде всего, для того чтобы она подготовила почву для своего мощного спутника — для «гасило».После проводится прямой удар ногой (если еще осталось то, во что нужно бить). И все. Связка «волчок» закончена, и бой, скорее всего, тоже.И ведь главное, что все это наше, родное, исконное. Ведь все это было у наших предков, ну разве что с поправками на временной фактор, но ведь было же, и от этого факта никуда не деться. Просто нужно то, что было незаслуженно забыто, а правильнее сказать, было сознательно от народа отторгнуто — брать и «вспоминать». Всеми возможными способами. Ну и уж коли мы «вспоминаем» отталкиваясь от казачьей рубки, то правомочен вопрос. Как известно, само слово «рубка» происходит от слова «рубить», а где же тогда рубящие удары? Такие, чтобы ребром ладони как лезвием клинка, они-то в РУкопашном Бое КАзаков (РУБКА) есть или нет?
Отвечаем — есть; а раз ответили, то и обязаны предоставить для рассмотрения. Рассмотрение начнем с небольшого исторического очерка из казачьей истории. Понимаем, что его присутствие в «технической» главе как минимум спорно, но уж очень велик соблазн. Заодно и психологически разрядимся, на минуту отвлекшись от «елманей» и «гасил» с их «биодинамическими основами».
В девятнадцатом веке, в России жил великий воин, донской казак Яков Петрович Бакланов. Несмотря на то, что он носил звание генерала, в историю он вошел не только как выдающийся полководец (это само собой), а именно как великий воин. Этот генерал, например, мог на скаку рубиться в казачьей рубке двумя шашками, да еще и стоя в седле. Мог при этом скинуть генеральский мундир и остаться в одной бурке (на голое тело), а потом после боя, перед изумленными зрителями вытряхивать из нее застрявшие в ней пули, от которых он каким-то неведомым способом сумел уклониться. Или же сумел их отклонить?
По крайней мере, искусство Казачьего Спаса предполагало именно это. Недаром горцы называли его «Урус-шайтан». А когда они собрались его «убрать», «заказав» генерала лучшему «киллеру» Кавказа тех лет, то Бакланов, узнав об этом, вскочил на коня и не медля выехал на место своего предполагаемого убийства. Там он, находясь на открытом месте верхом сумел каким-то неведомым образом опять отклонить пулю «снайпера» и пулей из своего штуцера уложить засевшего среди скал убийцу.
Заметьте, и это — генерал, то есть военачальник очень высокого уровня. Ведь мог бы вместо себя послать хоть сотню, хоть полк — ан нет. Взял да и поехал один. Сам. И сам «снял проблему»… А все потому, что был генерал Бакланов не просто казаком, но при этом еще и «характерником», или, говоря современным языком, мастером «Казачьего Спаса».Причем «характерником» он был наследственным.
Нам это известно доподлинно и не по домыслам, а в результате проведенных в «Перначе» исторических изысканий. Так, нами установлено, что еще во времена кавказской войны, среди горцев Кавказа были живы предания (документально зафиксированные) о легендарном донском казаке, поразивших их воображение своим воинским искусством. Звали его Баклан. Это был дед прославленного генерала.
Так что, для того чтобы прослыть замечательным воином, у генерала Бакланова были все основания, в том числе и наследственные. И в заключение очерка о столь выдающейся личности, позвольте еще одну краткую историческую зарисовку. Случились в те времена волнения в одном из воеводств Польши. А так как Польша в то время была одной из западных провинций Российской Империи, или, говоря современным языком, являлась «субъектом федерации», то естественно, что «федеральный центр» не мог остаться к данным событиям безучастным. И вот для установления «конституционного порядка» туда был направлен «полномочный представитель Президента в Варшавском федеральном округе» генерал Бакланов.
фото 44 Протяг 2 фото 45 Протяг 3
«Баклановский удар с протягом». Выше мы не случайно заострили проблему насчет «шашечных» и «сабельных» ударов. Обычно, руководствуясь скорее вопросами благозвучия, а не стремлением как можно объективней отразить суть явления, используется термин «сабельный». Но в данном случае это в корне не верно. В главе «эволюционный путь казачьего холодного оружия» мы достаточно подробно рассмотрели как разницу между саблей и шашкой, так и собственно сам Баклановский удар. Напомним, что в нем, максимально используя боевые качества шашки, к основному рубящему эффекту (хрясь), еще дополнительно придавался и режущий момент (вжиг). Достигалось это, как за счет оптимального сочетания данных моментов, так и за счет специальной заточки клинка. Всё это, по совокупности, позволяло совершать на себя «протяг» или «оттяжку». Так как последнее наименование, в силу особенностей современного русского «новояза» вызывает какие-то достаточно мутные ассоциации, откровенно малосвязанные с миром боевых искусств, то в качестве названия рубящего удара мы взяли историческое название — «протяг» (рис. 43 - 46)
Поскольку прототип «протяга» нам уже вполне ясен, то давайте рассмотрим его биодинамическую основу. Если до этого, в большинстве случаев, беря из казачьей рубки технические элементы, мы в определенной степени их просто имитировали, то в случае с «протягом» мы уже скорее уподобляемся. То есть, как и в случае с «нагаечными ударами», мы руки опять уподобляем, только теперь уже не плетям, а клинкам. Причем не сабельным, а именно шашечным.
Как же правильно бить рукой «уподобленной шашечному клинку»?