Психологические качества врача
Врачебная деятельность относится к одной из самых трудных в сфере социальных профессий, поскольку предъявляет особые требования кличности человека, который посвятил себя медицине, а значит бескорыстному служению больным людям. Ведь больной – это всегда сложный, непонятный, иногда угрюмый и замкнутый, но чаще капризный, тревожный и требующий в себе постоянного повышенного внимания человек.
Поэтому профессия врача часто требует самоотречения, самопожертвования, бескорыстной преданности делу ради спасения жизни или восстановления здоровья других людей. При этом врач часто жертвует своим личным временем, личными планами и интересами.
Поэтому одной из главных личностных составляющих будущего врача является гуманизм.Он включает в себя, во-первых, искреннюю и глубокую любовь к ближнему, Только в роли этого ближнего оказывается не здоровый, а больной человек. Во-вторых, наличие врожденного (природного) или специально воспитанного чувства сострадания к любому человеку, попавшему в беду. В-третьих, гуманизм проявляется в стойком и искреннем желании, и даже потребности, помочь больному. Вряд ли нужно подробно доказывать, что именно гуманность всегда была особенностью врача.
Гуманизм, сознание долга, выдержка и самообладание в отношениях с больными, совестливость всегда считались главными характеристиками врача. Впервые эти морально-этические и нравственные нормы врачебной профессии были сформулированы Гиппократом:
1. Уважение к жизни -«я не дам никому просимому у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…».
2. Запрет на причинение вреда больному– «я направлю режим больных к их выгоде сообразно моим силам и моему разумению, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости».
3. Уважение к личности больного –« в какой бы дом я ни вошел, я войду туда только для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами».
4. Врачебная тайна –«что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной».
5. Уважение к профессии –«клянусь… считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями… Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь в искусство».
Перечисленные положения никогда не потеряют своей актуальности, сегодня они нашли свое отражение в тексте современной клятвы врача.
Можно отметить еще ряд общих и более частных черт личности, которые нужно воспитывать у врача. Сюда относится высокая общая культура и культура врачебной деятельности, организованность в работе, любовь к порядку, аккуратность. Понятие культуры весьма многогранно и используется в различных сферах жизнедеятельности человека. Это и физическая культура – культура и гигиена тела, и социальная культура – культура человека как члена общества, духовная культура – внутренняя, глубоко личностная, мировоззренческая культура высших ценностей и смыслов.
Физическая культура врача – это поддержание его высокой физической работоспособности, опрятность, чистоплотность, отсутствие вредных привычек, негативно влияющих на состояние его здоровья.
Социальная культура врача – это воспитанные морально-этические правила общения с пациентом: вежливость, внимание, уважение, добросердечие или милосердие, исключение всякого рода цинизма, неуместных острот, жаргона и т.п.
Духовная культура врача является стержнем деонтологически и психологически грамотного мышления и поведения врача, его нравственного самосознания. Она опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Обществом врач-профессионал всегда рассматривался не только как специалист, излечивающий заболевание, но и как человек, занимающий особую духовную позицию – позицию оказания помощи, личной ответственности и участия в судьбе пациента. Поэтому проблема духовного развития личности врача должна занимать надлежащее место в системе его профессиональной подготовки.
Важно также подчеркнуть необходимость высокой образованности врача, которая должна сопровождаться воспитанием (самовоспитанием) нравственности, с одной стороны, и неизменным стремлением к активной, продуктивной и полезной деятельности – с другой. При этом полезность деятельности врача определяется не только и не столько удовлетворением его личных интересов, сколько общественной ценой его труда, ценой охраны здоровья людей.
Высоконравственный, истинный врач, или как нередко говорят – «врач от Бога», действует во имя дела и долга перед больным, перед избранной им профессией, во имя долга перед обществом, создавшим его как человека-гражданина и как врача. Обладая суммой разносторонних, глубоких знаний и нравственных привычек, значительно превосходящей аналогичные качества больного, врач приобретает в его глазах неизменный авторитет, который помогает получить максимальный эффект от проводимой лечебной работы.
Говоря о нравственности врача необходимо подчеркнуть, что ее проявления не должны выражаться лишь внешними приличиями, а пронизывать всю внутреннюю основу побуждений. Воспитание такой высоконравственной внутренне основы – длительный, многосторонний и сложный процесс, который должен начинаться буквально с колыбели. Да и сама жизнь врача во всех ее проявлениях должна быть пронизана самовоспитанием, которое приводит к исправлению, устранению собственных недостатков.
Говоря об авторитете врача, который имеет огромное значение, важно подчеркнуть, что он выражается, прежде всего, в глубоких профессиональных знаниях, умении спокойно, уверенно, правильно и быстро понять больного, волнующие его проблемы, оценить его болезненное состояние и избрать тактику врачебного поведения, которая обеспечила бы наиболее скорое и полное выздоровление пациента. Это и личное обаяние врача, раскрывающее доброжелательность, искренность, сердечность, природную скромность и профессиональное внимание к каждому больному.
Оптимизм врача тоже должен быть разумным и сдержанным, и основываться в первую очередь на глубоких знаниях и профессиональном опыте. Истинные достоинства хорошего врача всегда остаются под завесой скромности, они не нуждаются саморекламе. А проявление зазнайства, снобизма, безрассудной бравады чаще выступают в качестве внешних проявлений лицемерия, которое оказывается маской для сокрытия серьезных недостатков, поверхностных знаний и непрочных умений.
Честность, правдивость, справедливость, самоотверженность, высокий гуманизм и внутреннее ощущение призвания к врачеванию в своем гармоничном сочетании имеют неоценимое значение как для формирования личности врача, так и его морального облика в глазах больных.
Для успешной врачебной деятельности необходимы также следующие способности:
1. Дидактические– способность ясно и понятно передавать пациентам, их родственникам, коллегам и подчиненным тот или иной материал, суть проблемы, выполнение тех или иных задач. Важно не только доходчиво объяснить, но и сформировать побудительные мотивы, организовать самостоятельную работу указанных лиц, направляя ее в нужную сторону. Медицинское образование значительно шире других. Поэтому научный кругозор врача должен найти достойное использование в условиях лечебного процессов.
2. Академические – способности к соответствующей области медицины. Успешный врач знает свой предмет или область своей профессиональной деятельности не только в объеме традиционного обучающего курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в сфере своих профессиональных знаний, свободно владеет материалом, проявляет к нему большой интерес, ведет хотя бы очень скромную исследовательскую работу. Ему необходима высокая степень информированности в области научных медицинских разработок в своей сфере деятельности, неустанный интерес к специальным медицинским изданиям и периодической печати (научные медицинские журналы, медицинская газета и т.д.).
3. Перцептивные– умение проникать во внутренний мир пациента, коллег, подчиненного, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности больного и его временных психических состояний. Успешный врач по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения во внутреннем состоянии своих пациентов. Будущим врачам нужно помнить о недопустимости равнодушия в их работе. Если врач не будет реагировать на жалобы и просьбы больного, если его перестанут волновать его слезы и стоны - это преступление.
4. Речевые – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики (телодвижения). Речь должна отличаться внутренней силой и убежденностью, заинтересованностью в том, что говорит. Выражение мыслей должно быть понятно аудитории, с которой врач ведет свою работу.
5. Организаторские– это, во-первых, способность организовать подчиненный врачу коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач по эффективному восстановлению здоровья своих пациентов, а во-вторых, способность правильно организовать свою работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.
6. Авторитарные – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на пациентов, коллег, подчиненных, умение добиваться у них авторитета. А авторитет создается на основе глубокого знания предмета, практического опыта, чуткости, воспитанности и такта врача. И здесь важное значение имеют волевые качества (решительность, выдержка, настойчивость, требовательность и т.д.), а также чувство собственной ответственности, убежденности в своей правоте, умение передавать эту убежденность своим пациентам. Здесь помогает и личное обаяние врача, раскрывающее доброжелательность, искренность, сердечность, природную скромность и профессиональное внимание к каждому отдельному больному.
7. Прогностические способности – это специальные способности, выражающиеся в предвидении последствий своих действий, умении прогнозировать развитие тех или иных патологических процессов, обострений или неблагоприятных исходов заболевания с целью своевременного выполнения профилактических мероприятий. Прогностическая оценка обусловливает и выбор лечебных средств, и прогноз их терапевтической эффективности, и степени риска возможных осложнений и побочных действий.
8. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы врача. Ведь ему одновременно и в стационаре и на поликлиническом приеме, приходится работать с большим количеством пациентов – от 10 до 50 человек в день. Успешный врач способен удерживать в поле своего активного внимания весь этот клинический материал, работая индивидуально и параллельно, не только с каждым клиническим случаем, но с каждым отдельным человеком.
9. Коммуникативные– способности к общению, умение найти правильный подход к пациентам и подчиненным, установить с ним целесообразные для продуктивной работы взаимоотношения.