Глава 2. эффективность консультирования. личностные и профессиональные особенности консультанта 1 страница
§ 1. Факторы эффективности консультативного процесса
Увеличение числа психологов, занимающихся психотерапевтиче ской практикой, повышает актуальность психологических исследо ваний психотерапевтических процессов. В зарубежной психологии такие работы проводятся более сорока лет, но насколько «перево димы» полученные там результаты в теорию и практику отечествен ной психологии? Для того чтобы понять это, попробуем ответить на следующие два вопроса:
1. Существуют ли общие для различных теоретических ориен таций механизмы консультирования и психотерапии?
2. Как можно соотнести их понимание со сложившимся катего риальным строем отечественной психологии?
Зарубежные исследования психотерапии начались с вопроса о ее эффективности. Первое возражение против результативности пси хотерапии было высказано в 1952 г. Г. Айзенком. Он проанализи ровал пять исследований эффективности психоанализа и девятнад цать исследований других видов психотерапии и сделал вывод, что
в результате были вылечены только 44% аналитических пациентов и 64% пациентов, прошедших психотерапию других ориентаций, в то время как 66% пациентов выздоровели, не получая психотерапевти ческого лечения вовсе. В результате ученый заключил, что психоана лиз в частности и вся и вся психотерапия в целом не делают ничего такого, что не могло бы случиться безо всякой психотерапии.
Количественные данные об эффективности психотерапии в раз ных исследованиях различаются, так как предмет их очень измен чив — клиент, консультант или природа расстройства. Субъективные сообщения психотерапевтов и клиентов могут представлять цен ность, но их нельзя рассматривать как объективное доказательство
– 42 –
эффективности. Консультанты и психотерапевты всегда заинтересо ваны в подтверждении полезности своих усилий, а оценки клиентов показывают их подверженность так называемому «hello-good bay» эффекту: когда клиент приветствует консультанта в начале лечения, он стремится преувеличить свои проблемы, чтобы убедить консуль танта в том, что он действительно нуждается в помощи. Когда кли ент прощается с консультантом в завершении занятий, он преувели чивает улучшение своего состояния, чтобы выразить благодарность консультанту и убедить себя в том, что его время и деньги не были потрачены зря. Объективные улучшения (исчезновение симптомов, изменение межличностных взаимоотношений, социального статуса клиента и пр.) являются более надежными критериями изменений, но их трудно отслеживать достаточно длительное время.
Попытки исследователей определить эффективность психотера пии, как правило, сводились к поиску ответа на следующие вопро сы: действенна ли психотерапия, и какой вид психотерапии более эффективен? М. Смит и Дж. Глас в 1980 г. отобрали и проанали зировали около 400 исследований психотерапии, которые охваты вали 25 тысяч человек, прошедших психотерапию, и столько же —
в контрольной группе. Статистический анализ, проведенный по 833 замерам, показал, что терапевтическая группа была успешнее контрольной на 75%.
Важной составляющей работы психотерапевта является кон струирование. Представление о том, что психотерапевт раскрепоща ет, снимает блоки, защиты, помогает освободиться от подавленного аффекта и т. п., является недостаточным. Освобожденная энергия гу ляет по телу, а вместе с ней гуляет освобожденный аффект. Куда за йдет эта энергия? Как диссоциированный и обезвреженный аффект ассоциируется с остальной, до сих пор свободной от конфликтов и напряжений, частью психической структуры? Это серьезные во просы, на которые психотерапевт должен дать ответ, а не уповать на саногенность спонтанного процесса, протекающего в клиенте, как это делал К. Роджерс, или на саногенность спонтанного группового процесса.
– 43 –
Совершенно естественно возникает вопрос о том, какие факторы могут повлиять на успешность консультирования. Опыт и исследо вания показали, что эффективность психотерапии зависит от множе ства факторов. К ним можно отнести веру терапевта в действен-ность своего метода и веру клиента в помощь психотерапевта, чтообусловлено: 1) установлением особого контакта между психотера певтом и клиентом как исходной предпосылкой возможности постро ения психотерапевтической работы; 2) расширением репертуара ког нитивных схем за счет информации, получаемой от психотерапевта;
3) модификацией поведения клиента за счет позитивно-негативного подкрепления со стороны терапевта, а также коррективного эмо ционального опыта в терапевтических взаимоотношениях; 4) при обретением социальных навыков, благодаря идентификации с пси хотерапевтом; 5) убеждением и внушением явным или скрытым;
6) усвоением и отработкой адаптивных паттернов поведения при эмоциональной поддержке со стороны психотерапевта.
Следует добавить, что еще одним важным фактором, влияющим на эффективность работы психотерапевта, являются верования пси-холога в то, что:а)у клиента есть все необходимое для решениясвоей проблемы; б) клиент имеет систему ценностей, включающую культурные и общечеловеческие смыслы, во имя которых он может изменяться; в) клиент способен к изменениям, развитию, позитивно му мышлению, созиданию. В противном случае возможна ситуация, когда активность клиента будет подменена активной деятельностью психолога. По идее, психолог должен лишь помогать клиенту, кото рый помогает самому себе.
В психотерапевтическом процессе вводится в действие большое число переменных, трудно уловимых и еще труднее поддающихся измерению. Вопрос об объективных критериях психотерапевтиче ского успеха решается в каждой из психотерапевтических систем в соответствии со своим этическим учением. Так, например, «эффек тивность» является важнейшей добродетелью в бихевиористском направлении, «осознанность» — в психоаналитическом, «самоак туализация» — в гуманистическом направлении.
– 44 –
В большинстве психологических теорий принимают тезис о том, что целями психологической помощи являются содействие в осозна нии клиентом эффективности своего сегодняшнего существования
и установка на позитивное отношение к себе и окружающему миру. Часто психолог-консультант использует интересные идеи разных на правлений для построения или преобразования своей картины мира, на этой основе создает свою профессиональную теорию и методы, что позволяет более качественно помогать клиентам. Это означает, что неэффективной будет работа всякого психотерапевта, который всегда следует некоторой неизменной и заранее подготовленной схеме, некоторому ригидному «универсальному» терапевтическому ритуалу.
В основе многих концепций психотерапии лежит идея о продук тивной и гармонично развитой личности. Такая личность действу ет продуктивно (осознанно), обладает чувством перспективы, спо собна вырабатывать различные стратегии поведения в создавшейся ситуации и «подходить» к ее решению с различных точек зрения. В этом случае индивид не связывает себя одной возможной формой поведения, а действует в соответствии с изменившимися обстоя тельствами. Гармоничная личность сенситивна к себе, к партнеру, к группе, обладает гибким умом, гибким поведением, способна к целеполаганию. В основе ее поведения базируются культурные и общечеловеческие ценности и смыслы. Если же человек не спосо бен действовать осознанно и искать пути решения своих проблем, склонен к «тиражированному поведению», то психологи говорят о его иммобильности.
Иммобильность клиентов по-разному описывается в различных психологических теориях. В гештальт-терапии говорят о расще пленности, защитных механизмах в поведении и тупике, в теории К. Роджерса — о расхождении между реальным и идеальным об разом «Я» и инконгруэнтности, в психоанализе используют поня тия полярности и неосознанных конфликтов, в трансактном анализе говорят о пересекающихся трансакциях и играх, в которые играют люди, игнорируя возможность изменения. Задача психолога заклю
– 45 –
чается в том, чтобы положить начало творческому, продуктивному подходу клиента к решению своих проблем: помочь человеку вы работать новые вербальные и невербальные способы общения с са мим собой и окружающими, воспитать у него гибкость поведения, формировать умение находить новые стратегии поведения на основе общечеловеческих ценностей.
§ 2. Этика и ответственность консультанта
Любая профессиональная деятельность подразумевает наличие определенных морально-этических принципов, лежащих в основе всех действий, выполняемых в рамках данной профессии, — про фессиональной этики. Профессиональная этика — это совокуп ность определенных правил, которыми должен руководствоваться специалист при осуществлении своей деятельности1.
Деятельность консультанта предполагает достаточно прочную
и жесткую систему этических норм. Это продиктовано особой си туацией, которую представляет собой консультирование, особенно стями обращающихся (люди могут приходить в тяжелые моменты жизни), большой ответственностью, которая возникает, когда в тай ну (а проблему можно считать своего рода тайной, потому что для нее пока не найдено решение) проникает другой человек — консультант.
Морально-этические нормы профессиональной деятельности психолога-консультанта обусловлены этикой и моралью. «Непра вильное действие» консультанта может быть формально не на казуемо, но «с человеческой точки зрения» может быть осуждено как бесполезное или даже принесшее человеку вред. Источниками морально-этических норм для психолога-консультанта в общем пла не выступают философия, религия, культура, идеология и политика, обычаи, традиции. Именно эти окультуренные ценности, вырабо танные человечеством, являются основой для разработки морально-
этических норм в соответствии с принципами диагностики: научной
1 См.: Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998. С. 19.
– 46 –
обоснованностью, обеспечением суверенных прав личности кон сультируемых, объективностью выводов, эффективностью предла гаемых рекомендаций, конфиденциальностью.
Гранью, где смыкаются вопросы профессиональной и практи ческой этики, является осуществление профессионального долга. Профессиональный долг требует от психолога действия,практическая этика определяет глубину воздействия на другого человека, а профессия диктует принятие ограничений на собственные действия: «Я как психолог должен принять решение об оказании помощи, но
я вижу (понимаю, знаю), что этому человеку я не смогу помочь, так как он не примет моей помощи, я должен отказаться от работы с ним, так как я не обладаю для этого необходимыми профессиональ ными средствами»1.
Выраженная ориентация на ценность другого человека в про фессиональной деятельности психолога-консультанта предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздей ствия на другого человека, основанной на переживании чувства про фессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия. Это делает профессию психолога одним из немногих ви дов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности че ловека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ другого для тех людей, с которыми он работает, выполняя тем самым важную социальную задачу.
Этические принципы чрезвычайно важны в работе консультанта, однако их «ширина» формулируется разными авторами по-разному. Так, А. И. Красило, А. П. Новгородцев относят к числу важнейших этических принципов практического психолога (в т.ч.консультанта) такие: принцип специальной подготовки и аттестации; принцип личной и профессиональной ответственности; принцип безопасно сти (правило ненанесения ущерба, правило безопасности применяе мых методик); принцип компетентности; принцип сотрудничества;
1 Александров А. А. Современная психотерапия. СПб., 1997. С. 77.
– 47 –
принцип профессионализма; принцип беспристрастности; принцип конфиденциальности1.
К этическим принципам можно отнести:
1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.
2. Компетентность. Консультант должен иметь необходимуюспециальную теоретическую и практическую подготовку, исполь зовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессио нальной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной си туации консультирования.
3. Добровольность. Клиент участвует в консультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин.
4. Конфиденциальность. Информация,полученная консультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (со знательному или случайному), а передача ее другим лицам возмож на лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.
5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к консультанту. Тот оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоя тельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки консультанта в процессе работы с клиентом не должны огра ничивать свободу последнего в принятии решения.
6. Позитивный эффект. Консультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психо
1 Красило А. И., Новгородцев А. П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. М., 1995. С. 54-58.
– 48 –
логических особенностей клиента требованиям конкретной профес сии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, под держивает и стимулирует его поисковую активность.
7. Лояльность. Консультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в личностном или профессиональном са моопределении. Интересы консультируемого являются приоритет ными. В общении с любым клиентом консультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего субъектив ного отношения к нему, эмоционального и физического состояния.
По своему содержанию эти принципы (скорее профессиональ ные, чем этические) касаются только формальной стороны деятель ности. Более глубоко этическую сторону деятельности консультан та раскрывает Т. А. Флоренская, но эти принципы в значительной степени отражают особенности направления, в котором она работа ет — диалогическое консультирование1.
Основополагающий принцип, отраженный в базовых положе ниях нейро-лингвистического программирования, как нельзя лучше показывает ситуацию консультирования: можно исходить из любых мировоззренческих позиций, но принятие другого человека на миро воззренческом (духовном) уровне — универсальное условие эффек тивного взаимодействия:
1. Модель мира клиента может в корне отличаться от модели мира консультанта. Консультант уважает и учитывает эти различия.
2. Уважая личность клиента, консультант не манипулирует им, а предлагает ему найти пути для развития, для решения проблемы.
Консультант не может и не должен решать за клиента его пробле мы. Но так как жизненный опыт и модели восприятия и разрешения ситуации у каждого человека различны, то присутствие консультан та предполагает наличие альтернативного варианта восприятия и переживания проблемы. И как бы ни хотел клиент получить готовые «жизненные инструкции», лучше, если он сам составит их для себя,
а не будет послушной игрушкой в руках консультанта. Продолжени
1 Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
– 49 –
ем этого принципа может быть запрет на развитие отношений вне ситуации консультирования.
3. Любое поведение клиента является наилучшим выбором в конкретной ситуации и определяется наилучшими устремлениями.
Уважая и принимая внутренний мир другого человека, его по зиции, консультанту важно признать, что все, что делал клиент, он делал, исходя из лучших побуждений, полагая, что в данный момент времени это является самым оптимальным средством решения про блемы.
4. Каждый человек обладает ресурсами, которые ему необходи мы. Важно помочь ему это почувствовать и осознать.
Обычно люди, сталкиваясь с проблемой, начинают искать спо собы ее решения вовне. Кто-то начинает ходить по магазинам, кто-то — много есть или выпивать, другие — ходить по друзьям
и «дарить» тем свои трудности. Создается впечатление, что если дать человеку внешнюю «точку опоры», то проблема будет решена. На самом же деле все знание уже сосредоточено внутри человека, остается только подвести его к мысли о том, что можно и нужно ис пользовать внутренние ресурсы. Кроме того люди, имеющие само стоятельный опыт решения проблем, быстрее и проще справляются с последующими трудностями, в то время как для тех, кто ищет ре сурсы «вовне», характерно постоянное повторение одних и тех же затруднений.
5. То, что происходит в процессе консультирования, остается тайной для всех остальных.
А. А. Осипова предлагает следующий перечень этических тре-бований к специалисту,работающему с группой людей1:
yyиметь четкое представление о типе создаваемой группы,ее целях и задачах;
yyвладеть диагностическими средствами отбора членов группы;yyне включать в группу людей,склонных к психическим заболе
ваниям или находящихся в глубокой депрессии;
1 Осипова А. А. Справочник психолога по работе в кризисных ситу ациях. Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 100-101.
– 50 –
yyпредупреждать будущих членов группы о тех эмоциональныхнагрузках, которые они могут испытывать;
yyдоводить до сведения участников основополагающие правила,которыми должна руководствоваться группа в своей деятельности;
yyизбегать таких форм работы в группе,для выполнения которых у ее участников недостаточно подготовки, опыта;
yyуяснить в самом начале работы группы,на чем будет концентрироваться ее внимание;
yyзащищать право членов группы решать,какой материал предоставлять в группу, в каких видах деятельности участвовать. Быть чувствительным к любой форме группового давления, к попыткам принизить достоинство отдельного человека. Такое поведение чле нов группы руководитель обязан блокировать;
yyлогически обосновывать для себя необходимость использования того или иного приема. Быть компетентным в своих действиях; yyсоздать свой неповторимый стиль,основанный на теоретических положениях и максимальной реализации собственного лич ностного потенциала. Использовать в практике группового обучения
новейшие достижения этой области;
yyне пользоваться возможностью«идеализации»сторон отдельных членов группы и не манипулировать участниками обучения в своих интересах;
yyподчеркивать важность принципа конфиденциальности относительно личностного материала, сообщаемого членам группы;
yyизбегать навязывания своих ценностей и убеждений участникам группы. Уважать их способность самостоятельно размышлять
и приходить к определенным выводам на основании информации, получаемой в группе;
yyблокировать маскируемые желанием помочь попытки членовгруппы навязывать свою волю другим;
yyбыть внимательным к появлению у отдельных членов группыпризнаков психического истощения. Это возможно устранить пре доставлением отдыха всем членам группы, так как у других пере утомление может быть менее заметным. Если же по ходу занятий обнаружатся болезненные симптомы в поведении, то таких людей
– 51 –
необходимо в исключительно тактичной (не травмирующей психи ку) форме отстранить от занятий;
yyподготавливать участников группы к тому,что со стороны окружающих возможна отрицательная реакция на попытки реализовать групповые нормы в повседневной жизни. Проблемы, которые могут возникнуть, лучше всего обсуждать в группе, рассмотрев способы и пути их решения. Такого рода исследования проводятся в группе до завершения ее работы. Необходимо разъяснить участникам, что дан ная группа есть своеобразная учебная лаборатория самопознания, что нормы ее функционирования, несмотря на всю их гуманность, в жизни необходимо применять очень осторожно;
yyпланировать дополнительные(после завершения работы группы) встречи, чтобы участники могли обсудить свои успехи, а также для того, чтобы руководитель мог оценить эффективность группы как инструмента изменений (перемен) в человеке;
yyнеобходимо продолжать индивидуальную работу с теми еечленами, которые после завершения основной работы группы чув ствуют в этом необходимость.
Главные принципы основных школ психологического консуль тирования и психотерапии существенно отличаются. Каждый кон сультант волен выбрать ту или иную концепцию как основу практи ки в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий. Одновременно подчеркнем неправильность утверждений об истинности постулатов какой-либо единственной психотерапевтической школы вопреки другим. Ре зультаты многочисленных исследований показывают, что в практи ке при ориентации на любое направление можно добиться сходной эффективности консультирования. Решающее значение имеет не столько сама теория, сколько зрелость личности консультанта и его профессиональная подготовка, подразумевающая высокую интегра цию теоретических познаний и практических навыков.
Доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультан
– 52 –
та по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов — существенной составляющей психоло гического консультирования и психотерапии.
В нашей стране практика обращения к психологу (особенно в маленьких городах) еще не сложилась. Люди иногда считают за зорным «вытаскивать мусор» из своей души и демонстрировать его постороннему. Поэтому многие проблемы не получают конструк тивного решения. Консультант должен быть безупречен, если дело касается сохранения тайны клиента. Родители подростка, муж или жена клиента — никто из них не имеет права знать, о чем шла речь на консультации.
В связи с этим возникает вопрос об ответственности консуль-танта. Трудно определить правовые грани наказуемости психолога — есть вещи уникальные, специфические, которые «срабатыва ют» на одном клиенте и не «работают» на другом. Какие-то действия просто недоказуемы. То есть ответственность реализуется прежде всего во внутреннем плане консультанта в виде принципа «не на вреди».
Консультант изначально должен знать, что за все, что он делает, он несет ответственность перед клиентом, перед собой как профес сионалом и человеком.
В работе психолога очень тяжелые последствия имеет непро фессионализм — консультант еще не знает, как это правильно и до конца сделать, но уже стремится «обкатать» технологию на клиенте.
В итоге клиент уходит недовольным, а консультант вместо результа тов получает разочарование.
В практике западных стран для того, чтобы подобные случаи не происходили, применяется супервизорство. Начинающий психолог работает под руководством опытного специалиста. Супервизору не обязательно присутствовать на консультации, он может «вести» своего ученика на последующих разборах консультации, оказывать «предупреждающую помощь» и т. д.
– 53 –
§ 3. Модель эффективного консультанта
Личность консультанта (психотерапевта)выделяется почти вовсех теоретических системах как важнейшее целительное средство
в процессе консультирования. Подчеркиваются то одни, то другие ее черты1.
Известный английский психоаналитик венгерского происхожде ния М. Балинт в 1957 г. писал о полном забвении того, что психо-терапия —это не теоретическое знание,а навыки личности.Емувторит не менее знаменитый представитель гуманистической пси хологии К. Роджерс, подчеркивая, что теория и методы консультанта менее важны, нежели осуществление им своей роли. A��.������������Гомбсисо трудники на основании нескольких исследований установили, что преуспевающего консультанта отличают от неудачника черты лич ности. З. Фрейд на вопрос о критериях успешности психотерапевта ответил, что психоаналитику не обязательно иметь медицинское об разование, а необходимы наблюдательность и умение проникать в душу клиента. Итак, по существу основная техника психологическо го консультирования — это «я — как — инструмент», т. е. основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта. A��.�������������������������������Шторротмечает,чтопсихотера пию и психологическое консультирование принято считать необыч ными профессиями, поскольку многим людям трудно представить, как можно целыми днями выслушивать чужие истории о несчастной жизни и трудностях. Поэтому представителей этих профессий счи тают или ненормальными, или мирскими святыми, преодолевшими человеческую ограниченность. Ни первое, ни второе не является верным. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, а точнее, что представляет собой консультант как человек, какие требования предъявляются к нему как к личности, что делает его профессио-нальным помощником в запутанных проблемах других людей?»
1 См. здесь и далее до § 5: Кочюнас Р. Психологическое консультирова ние. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов. 7-е изд. М.: Акаде мический проект: Фонд «Мир», 2010. 463 с.
– 54 –
Прежде всего следует указать, что никто не рождается психоте рапевтом или консультантом. Требуемые качества не врожденные, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта опреде ляется свойствами личности, профессиональными знаниями и спе циальными навыками. Каждый из этих факторов обеспечивает каче ственный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования — из менение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и прак тической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фак тору личности консультанта.