Проблема полярной модели разума

Одной из проблем, точнее следствий полярной модели разума взрослого человека является решение задач одного типа по одному и тому же стандартному алгоритму. Что это значит?

В голове у каждого конкретного человека при принятии решения в какой-то стандартной ситуации (ситуации, с которой он имеет дело много раз в своей жизни, такой, как покупка хлеба, решения поехать на этом автобусе или подождать следующий, возмутиться тем, что он видит в новостях с другой части планеты или отнестись спокойно, заниматься английским увлечённо или с раздражением и т.п.) всегда работает один и тот же стандартный, я бы даже сказал, заезженный алгоритм. Интересно, что со временем его опыт обогащается, внешние ситуации меняются, а алгоритмы мышления остаются прежними.

И вот человек, который привык работать на своём рабочем месте в течение ряда лет, сталкиваясь или с прекращением выплаты зарплаты, или с безобразным отношением к нему со стороны нового руководства, зачастую ничего не меняет в своей жизни, не ищет другую работу, не принимает решительных мер по отстаиванию своих законных прав, так как продолжает жить по установившимся алгоритмам мышления.

Какое это имеет отношение к освоению английского?

Самое что ни на есть непосредственное.

У большинства людей, проходивших в школе этот предмет, к выпускному классу школы складывалось твёрдое убеждение, что язык, в котором 14 времён, масса неправильных глаголов, несколько форм чего-то ещё… выучить ну просто невозможно!

И эта установка незримо работала в их бессознательном, когда они продолжали попытки хоть как-то его оседлать: на курсах, при занятиях с репетитором, при самостоятельном обучении эта установка работала не на человека, а против него. Работала, и у многих продолжает работать по сей день.

Вторая интересная установка (из той же оперы) касается субъективной оценки объёма знаний, необходимых для того, чтобы владеть иностранным языком. Если провести самый простейший сеанс психоанализа – вы, кстати, можете это сделать прямо сейчас, вместе с нами, то можно выяснить, какой это объём. В чём вы его измеряете? В литрах, килограммах или километрах? А может быть в человеко-часах?

Уважаемые читатели, я настоятельно рекомендую попробовать, прикинуть, в чём ваш мозг измеряет объём знаний, который необходимо освоить, чтобы свободно пользоваться английским языком, и каков этот объём в количественном измерении. Это очень любопытный тест, попробуйте прямо сейчас…

****************************************

Простейшие опросы, проведённые на эту тему, показали значительный разброс того, кто в чём измеряет, но довольно часто люди меряют его в книгах, точнее в школьных учебниках. У многих просто всплывает перед мысленным взором стопка учебников английского языка, которые они весьма поверхностно изучали в школе, и пара – тройка словарей.

Это тот объём, который бессознательно ассоциируется с хорошим знанием языка. А поскольку далеко не всё хорошо помнится из школьной программы, то возникает твёрдое убеждение, что как минимум ЭТИ УЧЕБНИКИ НАДО ВЫУЧИТЬ и ещё вот этот толстенький словарь…

Всё. Это аут. Желание выучить английский у человека, неосознанно принимающего такую суровую правду жизни, просто выпадает в осадок… И он осознаёт всю тщетность если не бытия в целом, то по крайне мере изучения английского языкаJ.

Это только часть блокировок, препятствующих быстрому прогрессу в освоении английского. Характерно, что на стандартных курсах с блокировками не работают, а просто продолжают добросовестно давать грамматику и лексику, которая с огромным трудом пытается пробиться сквозь невидимые преграды бессознательных установок. Уберите то, что вам мешает, и освоение английского упростится в разы!

Но при чём тут полярная модель?

На фоне пассивного подсознания человек может, конечно, перестроить устоявшуюся модель поведения и алгоритмы принятия решений и мышления. Но,

как отмечают психологи, для выработки новой привычки нужно не менее сорока дней, для постановки правильного написания – не менее ста с лишним повторений такого написания и т.п.

Это очень много. И поэтому далеко не всем удаётся сформировать полезные привычки и красивый почерк, к примеру.

Но в изменённом состоянии сознания, когда у человека работает не только сознание, но и подсознание активно включается в деятельность, скорость выработки нового алгоритма мышления и перестройка на новые, более конструктивные алгоритмы принятия решений может происходить во много раз быстрее.

Наш соотечественник, врач-психотерапевт Геннадий Райков проводил в своё время очень интересные исследования с применением глубокого гипнотического транса с группами молодых людей разной направленности их текущей деятельности: шахматистами, художниками и музыкантами.

Наши гроссмейстеры отслеживали уровень игры ребят, которые довольно долго и серьёзно занимались шахматами до начала экспериментов, во время экспериментов и по завершении.

Райков погружал группу этих ребят в состояние глубокого гипнотического транса и внушал каждому из них образ того или иного известного шахматиста. На протяжении трёх – пяти часов испытуемые реально играли в шахматы, причём на каждом сеансе он внушал им разные образы. После десяти таких «погружений» уровень игры ребят повысился в среднем на один – два разряда…

Аналогичные результаты показали и другие группы: художники и музыканты.

Как это вообще возможно? Я задавался этим вопросом в своё время так же, как и вы сейчас. Вывод напрашивается предельно простой, но сначала ещё одно небольшое замечание, прозвучавшее из уст учёного Сибирского Отделения РАН:

– Современный взрослый человек не думает, в этом нет никакой необходимости. Всё, что он делает – это стандартные реакции на стандартные раздражители.

Действительно, если вы уже пять лет работаете на этой работе, которую сложно назвать творческой, то особо мозг можно и не напрягать – разбуди вас хоть в три часа ночи, вы на полуавтомате сможете довольно прилично выполнять все функции того самого винтика, коим являетесь фактически в механизме, именуемом вашей работой.

И получается, что думать действительно нет никакой необходимости!

Всё, что сделал Райков – отключил их сознательную рефлексию, их сознательные ограничения и предложил мышлению действовать по другим схемам. И если до этого тот же начинающий шахматист твёрдо знал, что для того, чтобы стать гроссмейстером нужно много–много лет и ещё и желательно талант, то в глубоком гипнотическом трансе у каждого участника этого уникального эксперимента этой установки уже не было. Они ощущали себя знаменитыми, маститыми шахматистами, а поскольку в голове у каждого из них было много прочитанных и прорешённых дебютов известных шахматистов, то и мышление стало работать гораздо эффективнее, уже свободно активизируя эти достаточно большие знания в сфере шахмат. И затем, по прошествии десяти таких экспериментальных занятий, уже без доктора Райкова, в обычном, нормальном состоянии, без какого-либо гипнотического транса они стали играть на совершенно другом, более высоком уровне мастерства.

Это говорит о том, что в изменённом состоянии сознания освоение новых алгоритмов мышления, принятия решений, взаимодействия со свои прошлым опытом может происходить в десятки и сотни раз быстрее.

Осенью 2012 года я, как обычно, на базовом курсе «активный разум» давал (на пятом занятии) упражнения на активизацию внутреннего разума и общение в парах в разных настроях на иностранном языке. Только для тех, естественно, у кого в голове была хоть какая-то база этого языка. Обычно на занятиях люди рассаживаются парами и говорят на английском, немецком, реже испанском и итальянском языках. В этой группе занимался очень грамотный в плане языка мужчина, который проходил обучение (60 часов) у Шехтера, несколько раз был в длительных поездках в Штатах и в Европе и опыт применения языка, конечно же, имел солидный. Но и он через 15 минут таких простых на первый взгляд упражнений, когда все буквально по 2 – 3 минуты говорили то в одном настрое, то в другом, то в третьем, как и все друге участники, отметил, что его язык стал работать намного свободнее, естественнее!

Что получается? Человека совсем не обязательно погружать в глубокий гипнотический транс, чтобы у него добавились новые алгоритмы мышления и действий в арсенал его разума! Достаточно просто обучить людей этому навыку активного разума - умению самостоятельно, по своей собственной воле, в любое время и в любой ситуации входить в состояние активного разума, и у них освоение английского языка может идти на порядок быстрее, эффективнее?

Да, так оно и есть. На этих курсах уже много лет в качестве примера сверхобучаемости я предлагаю людям для закрепления и лучшего освоения алгоритмов достижения успеха на третьем занятии нарисовать похожий портретный рисунок с натуры. И у половины это свободно получается!

Соответственно, в английском можно действовать по той же самой схеме, добавив в курс снятие разных блокирующих установок и некоторые другие интересные и полезные моменты, о которых далее будет подобно рассказано на страницах этого издания.

Наши рекомендации