Фаллическая стадия (3-6 лет)
Происходит разворачивание механизмов, связанных с нормальной половой зрелостью. Происходит формирование половой идентичности. Это освоение себя, своей концепции, своего «Я». На предыдущих стадиях у ребенка идет поло-ролевая идентификация по несущественным, второстепенным признакам. Напр., словесная идентификация (мальчик, девочка), имена, одежда, прическа. К 3-м годам дети приходят к тому, что форма гениталий – это универсальный признак, характеризующий половую идентификацию. Эта стадия характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии.
Фаллическая стадия может быть пройдена нормально, но может возникнуть фиксация. Ребенок начинает что-то понимать о форме гениталий, это проявляется в поведении. Особенности поведения: подглядывания, игры, манипуляции с гениталиями (это необходимый элемент развития). Ребенок дожжен разобраться со своим телом, гениталии попадают в сферу его деятельности.
Если взрослые с пониманием относятся к интересу ребенка к генитальной сфере, то он развивается нормально. Фиксация происходит, если идет неадекватное отношение со стороны взрослых ко всему происходящему. Это проявляется в жестких запретах, которые взрослые предъявляют к ребенку. Они ругают, бьют ребенка, если застают его за этим занятием.
Фиксация в форме характера: если ребенок воспитывается в ситуации, где есть жесткие запреты, то ребенок сталкивается с двойственностью посланий, которые идут от взрослых.
Пассивный характер: абсолютизация запретных установок. У ребенка складывается установка, что это что-то грязное, о чем люди никогда не говорят. Это проявляется в том, что человек долго не может организовать свою жизнь. Внутренние табу и запреты очень мощные, они проявляются в неадекватном поведении.
Активный характер: абсолютизация другой части послания, что это очень ценная сфера, вокруг которой вращается жизнь. Все в жизни связывается с этой сферой (проституция).
До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал Эдиповым комплексом для мальчиков и комплексом Электры для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола.
Эдипов комплекс.
Связан с эмоционально-психологическими взаимоотношениями с родителями. На этом этапе у мальчиков возникает эротическое, сексуальное влечение к матери и ненависть к отцу. Первым исходным сексуальным объектом является мать. Специфические отношения с отцом: соперничество, противодействие в борьбе за мать. Комплекс: влечение к матери и телесный контакт с ней, соперничество с отцом за мать. «Если я все усвою, что умеет отец, мама выберет меня». Поэтому ребенок осваивает мужские дела, навыки, его суперэго формируется по мужскому типу. Но к концу этого периода комплекс разрешается. В 6 лет ребенок уже не позволяет маме гладить его, т.к. у него сложилось мужское суперэго. Сложились близкие отношения с отцом, ребенок отдаляется от матери.
Аналогом эдипова комплекса у девочек является комплекс Электры.Девочка испытывает сексуальное влечение к своему отцу и ненавидит мать. Первым сексуальным объектом является мать (гомосексуализм). На этой стадии влечение к матери уходит, появляется негативное отношение к ней, неприятие. Девочки испытывают внутренний дискомфорт. Ее влечение наталкивается на противодействие мамы. Разрешается комплекс через идентификацию девочки с матерью. «Если я буду все уметь как мама, то тогда отец выберет меня». Часто такие мысли бессознательны. Девочка находится в контакте с матерью, повторяет ее действия, девочка осваивает женское суперэго. К концу стадии комплекс разрешается. Теперь девочка, следуя своему суперэго, не позволяет себе влечение к отцу. Возникает дистанция, табу.
Фрейд описывает еще 2 комплекса, которые возникают на этой стадии: комплекс кастрации у мальчиков и комплекс зависти к пенису у девочек.
Мальчики: в процессе поло-ролевой идентификации мальчик узнает, что есть 2 пола, которые неравны. Мужской пол является привилегированным. Мальчик связывает свое привилегированное положение с формой своих гениталий. Половой член является более значимым, чем другие органы. Возникает страх потери полового члена, т.к. этот орган символизирует привилегированное отношение в обществе.
Причины: детские фантазии: девочки и мама лишены этого органа, их наказали за плохое поведение, лишили полового члена. Этот страх может проявиться и во взрослой жизни. Это может быть страх перед первым половым актом: вдруг половой член окажется неполноценным. Страх импотенции. В глубине этих страхов лежит страх кастрации. Это страх утратить свой социальный статус. В основе страха потерять работу лежит страх кастрации (мужчины очень тяжело переживают потерю).
Девочки: осознают, что они второсортная часть общества. Девочка понимает, что раз у нее нет полового члена, то в этом виновата мама. «Если б она меня любила, она бы родила меня мальчиком». «Я и мама второсортны». Либидо девочки обращается на отца, т.к. он полноценный представитель. По соц. статусу девочка притягивается к отцу. Символическое обладание пенисом, через обладание его носителем. Отсюда проблемы во взрослой жизни. Женщины стремятся в брак, тяжело переживают развод.
К концу периода все уходит в бессознательное.
Т.о., к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом. Главную роль играет инстанция "Я". Она сохраняет память прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов "Оно" и одновременно против строгости "Сверх-Я". В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты "Я" становятся вытеснение и сублимация. Фаллической стадии соответствует появление таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.