Истоки практики управления

В Египте в четвертом тысячелетии до н. э. в хозяйственной деятельности использовались функции управления: планирование, организация, контроль /13/. В XXVII веке до н. э. в этой стране была признана необходимость «честной игры», что в рыночной экономике называется «честным бизнесом», в следующем веке была применена децентрализация в управлении. К ХХ веку до н. э. египтяне создали штабную структуру управления и использовали письменные приказы, указания, распоряжения; в XVI веке до н. э. придерживались принципа централизации в управлении.

XVIII век до н. э. ознаменовался использованием в Вавилонии принципа персональной ответственности за результаты, а в организации оплаты труда был применен метод установления минимальной заработной платы.

В бытность царя Вавилонии Навуходоносора II (605-562 г. до н. э.) применялся контроль за производством и методы материального стимулирования труда посредством заработной платы.

Китайцы в ХI веке до н. э. применяли в процессе управления такие обязательные элементы, как руководство, планирование и контроль, а в V веке до н. э. в управлении был применен принцип специализации.

С развитием письменности становится возможным более точно датировать новинки в области управления.

Сократ (ок. 470-399 г. до н. э.) сформулировал в своих учениях принцип универсальности управления.

В период правления Кира II Великого (530 г. до н. э.) признавалась необходимость контрактов между людьми, проводились исследования мотивации, составлялись и использовались планы.

Александр Македонский в 325 г. до н. э. создал штаб и использовал штабные структуры в управлении.

Принцип участия народных масс в управлении в Древнем Риме был реализован через трибуны плебейские – высшие выборные должностные лица из плебеев (с начала 5 века до н. э.).

Формы почти всех видов проявления современного менеджмента можно проследить в огромных процветающих организациях древности. Однако в целом характер и структура управления в те времена отличались от сегодняшних. Например, в древности имелась малочисленная группа руководителей высшего звена, которая принимала все важные решения. Было меньше руководителей среднего звена. Если на верхнем уровне управления находился хороший лидер и правитель, то организация процветала; когда к власти приходил неумелый руководитель, организация приходила в упадок.

Нельзя не отметить значимость для развития управления Библии и прежде всего книг Нового Запада, в которых заложены принципы человеческих отношений, единоналичия, реструктуризации, организационной культуры, служении людям и обществу, лежат истоки теории социальной справедливости и неотвратимости наказания за предосудительные поступки.

Римский император Диоклетиан в период правления (284-305 г.) применил территориальный принцип при совершенствовании структуры управления, использовал делегирование полномочий и экономические методы управления, в частности назначил себе 3 соправителей, разделил империю на 4 части, а их на 12 диоцезов (административных единиц, в которую входило до 16 провинций).

Фараби (аль-Фараби) Абу Наср ибн Мухаммед (870-950 г.), философ, ученый-энциклопедист (основные сочинения: «Геммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города») сформулировал требования к руководителю.

Непреходящее значение в хозяйственном управлении на Руси имела дань – постоянная подать с населения в княжескую казну (с плуга или с дыма, т.е. двора). В XVII веке «данными деньгами» называлась целая группа налогов, сначала с участков земли, а потом с населенных дворов. Следует также отметить десятину – подать, составляющую десятую долю с имущества или дохода.

XIV-XV века ознаменовались введением таких новшеств в управление, как учет издержек производства, использование журнала доходов и гроссбухов, обработка статистической отчетности, присваивание номеров при инвентаризации имущества, управление кадрами, контроль товарных запасов и себестоимости.

Никколо Макиавелли (1469-1527 г.) принадлежит идея использовать принцип массового согласия в управлении, признания обязательности целеустремленности для организации. Он занимался анализом качеств, необходимых руководителю.

Томас Мор (1478-1535 г.), один из основоположников утопического социализма, в своих трудах рассматривал вопросы специализации и анализировал недостатки плохого руководства.

Джеймс Стюарт (1712-1780 г.), английский экономист, видел источник общественного богатства в активном балансе внешней торговли, стоял у истоков теории власти.

Адам Смит (1723-1790г.), один из крупнейших представителей классической буржуазной политэкономии, автор «Исследования о природе и причинах богатства народов», трактовал прибыль как вычет из продукта труда рабочих, создал свою концепцию контроля, организации и оплаты труда.

Эли Уитни (1765-1825 г.), американский изобретатель и промышленник, заложил основы техники и организации массового производства в машиностроении, использовал на практике научные методы, в том числе исчисления себестоимости, контроля качества, организации взаимозаменяемости.

Следует отметить, что концепция, согласно которой организацией можно управлять систематизировано, развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX века до 20-х годов прошлого века. Силой, подвергнувшей интерес к управлению, была начавшаяся в Англии промышленная революция.

Развитие менеджмента как научной дисциплины не представляло серий последовательных шагов. Было несколько подходов, которые часто совпадали.

Объектами в управлении являются и техника и люди. Отсюда успехи в теории управления всегда зависели от успехов, связанных с управлением в других областях наук, таких как математика, инженерные науки, психология, социальная и т.д. По мере развития перечисленных областей знаний исследователи в области управления, теоретики и практики узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организаций. Знания помогали понять, почему некоторые более ранние теории не выдерживали проверки практикой, а также находить новые подходы к управлению.

Все более частыми и значимыми становились научно-технические нововведения. Правительства государств начали более последовательно определяться к бизнесу.

Хотя организации существуют давно, до ХХ века вряд ли задумывались над системным управлением. Руководителей организаций интересовало как заработать больше денег, но не управление ими. Даже проявление преимуществ, вытекающих из эффективного управления организацией, не воспринималось. Например, Роберт Оуэн (1771-1858г.), английский социалист-утопист много сил приложил к проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он представлял рабочим нормальное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников, с помощью дополнительных выплат за хорошую работу развивал материальную заинтересованность. Феноменально новаторские реформы явились прорывом в суть восприятия действительности и роли руководителя. Несмотря на то, что фабрика была высокорентабельной, другие владельцы фабрик не последовали его примеру. В 1817 г. Р. Оуэн выдвинул программу радикальной перестройки общества путем создания самоуправляющихся «поселков общности и сотрудничества», внеся вклад в развитие теории самоуправления. Он отстаивал важность использования на практике личного опыта, считал руководителей ответственными за подготовку рабочих, сделав подготовку кадров функцией и составной частью управления.

Становлению менеджмента способствовали более поздние разработки ученых и практиков. Чарльз Баббедж (1832 г.) исследовал трудовые процессы (специализацию, разделение труда), трудовые движения, затраты времени, влияние различных цветов на эффективность труда, а также использовал научный подход к исчислению себестоимости.

Уильям Стенли Джевонс (1835-1882 г.) применял на практике мотивационные исследования и изучал воздействие различных инструментов на усталость рабочего.

Наши рекомендации