Тема 10. Пенитенциарная психология

Предмет и задачи пенитенциарной психологииПсихологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных.

Психология осужденного и задачи ресоциализации.

Задачи исправительной, ресоциализирующей деятельности. Задачи психолога в уголовно-исполнительной системе. Диагностика и классификация осужденных. Типологические особенности личности различных категорий осужденных. Индивидуально-психологические особенности личности осужденного, обусловленные происхождением, культурой, возрастом и полом. Динамика личности осужденного. Типичные психические состояния осужденных, их причины и классификация.

Коллектив осужденных, его психологическая характеристика. Официальная и неофициальная структура среды осужденных. Лидерство в среде осужденных. Стратификация и социально-психологические явления в среде осужденных: заражение, внушение, подражание, мнения, настроения, слухи, мода, обычаи и традиции.

Особенности криминогенного общения в среде осужденных. Вербальные и невербальные средства криминогенного общения осужденных. Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных.

Изучение личности осужденного, его отношения к определенной судом мере наказания. Психологическое обоснование и характеристика основных средств исправления осужденных. Управление психическими состояниями в процессе исправления осужденных. Исправление осужденного как перестройка структуры его личности. Система правомерного психического воздействия на личность осужденного с целью её ресоциализации. Изучение, оценка и проблемы переориентации направленности личности осужденного. Воздействия, изменяющие направленность личности осужденного. Преодоление асоциальных стереотипов поведения. Формирование социально-адаптированного типа поведения.

Психологические условия и средства ресоциализации личности осужденного и отбывшего наказание.

Учет социальной позиции осужденного при организации воспитательного воздействия. Преодоление психологического барьера между воспитателем и осужденным. Психологические особенности организации труда осужденных как основного средства перестройки личности. Роль иных факторов (учеба, творчество, самодеятельность).

Функциональная и структурная организация коллектива осужденных. Психология формирования в нем социально-положительных групповых ценностей и общественного мнения. Индивидуализация воспитательного воздействия. Методы авансирования доверия, убеждения, внушения, поощрения и наказания, метод «педагогического взрыва».

Психологические проблемы социальной реадаптации отбывших наказание, подготовка их к жизни на свободе. Устранение факторов, способствующих повторному совершению преступлений.

Разделы и темы дисциплин, виды занятий,

используемые образовательные технологии (тематический план)

Тематический план

Очная форма обучения

(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)

Очная форма обучения

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практические или семинарские занятия
РАЗДЕЛ 1. Методологические вопросы общей и юридической психологии. Традиционный семинар
РАЗДЕЛ 2. Психические процессы и состояния. Мотивация и регуляция поведения. Традиционный семинар плюс ролевая игра
РАЗДЕЛ 3. Психические свойства личности. Психология общения и межличностных отношений. Традиционный семинар плюс ролевая игра
РАЗДЕЛ 4. Психология юридического труда и личности юриста. 12* Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
РАЗДЕЛ 5. Криминальная психология. Традиционный семинар плюс дискуссия
РАЗДЕЛ 6. Психологические особенности уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства. Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
РАЗДЕЛ 7. Психологические основы исправительной деятельности. Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач
  Итого  
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах (помечено *)     12 часов, 40%  

Очная форма обучения

Наши рекомендации