Тема 10. Пенитенциарная психология
Предмет и задачи пенитенциарной психологииПсихологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных.
Психология осужденного и задачи ресоциализации.
Задачи исправительной, ресоциализирующей деятельности. Задачи психолога в уголовно-исполнительной системе. Диагностика и классификация осужденных. Типологические особенности личности различных категорий осужденных. Индивидуально-психологические особенности личности осужденного, обусловленные происхождением, культурой, возрастом и полом. Динамика личности осужденного. Типичные психические состояния осужденных, их причины и классификация.
Коллектив осужденных, его психологическая характеристика. Официальная и неофициальная структура среды осужденных. Лидерство в среде осужденных. Стратификация и социально-психологические явления в среде осужденных: заражение, внушение, подражание, мнения, настроения, слухи, мода, обычаи и традиции.
Особенности криминогенного общения в среде осужденных. Вербальные и невербальные средства криминогенного общения осужденных. Конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных.
Изучение личности осужденного, его отношения к определенной судом мере наказания. Психологическое обоснование и характеристика основных средств исправления осужденных. Управление психическими состояниями в процессе исправления осужденных. Исправление осужденного как перестройка структуры его личности. Система правомерного психического воздействия на личность осужденного с целью её ресоциализации. Изучение, оценка и проблемы переориентации направленности личности осужденного. Воздействия, изменяющие направленность личности осужденного. Преодоление асоциальных стереотипов поведения. Формирование социально-адаптированного типа поведения.
Психологические условия и средства ресоциализации личности осужденного и отбывшего наказание.
Учет социальной позиции осужденного при организации воспитательного воздействия. Преодоление психологического барьера между воспитателем и осужденным. Психологические особенности организации труда осужденных как основного средства перестройки личности. Роль иных факторов (учеба, творчество, самодеятельность).
Функциональная и структурная организация коллектива осужденных. Психология формирования в нем социально-положительных групповых ценностей и общественного мнения. Индивидуализация воспитательного воздействия. Методы авансирования доверия, убеждения, внушения, поощрения и наказания, метод «педагогического взрыва».
Психологические проблемы социальной реадаптации отбывших наказание, подготовка их к жизни на свободе. Устранение факторов, способствующих повторному совершению преступлений.
Разделы и темы дисциплин, виды занятий,
используемые образовательные технологии (тематический план)
Тематический план
Очная форма обучения
(разделы дисциплины, темы занятий, количество зачетных единиц и часов)
Очная форма обучения
№ | Раздел дисциплины, тема | Всего часов | В том числе | Образовательные технологии, используемые при проведении занятий | |
лекции | практические или семинарские занятия | ||||
РАЗДЕЛ 1. Методологические вопросы общей и юридической психологии. | Традиционный семинар | ||||
РАЗДЕЛ 2. Психические процессы и состояния. Мотивация и регуляция поведения. | Традиционный семинар плюс ролевая игра | ||||
РАЗДЕЛ 3. Психические свойства личности. Психология общения и межличностных отношений. | Традиционный семинар плюс ролевая игра | ||||
РАЗДЕЛ 4. Психология юридического труда и личности юриста. | 12* | Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач | |||
РАЗДЕЛ 5. Криминальная психология. | Традиционный семинар плюс дискуссия | ||||
РАЗДЕЛ 6. Психологические особенности уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства. | Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач | ||||
РАЗДЕЛ 7. Психологические основы исправительной деятельности. | Традиционный семинар плюс решение ситуационных задач | ||||
Итого | |||||
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах (помечено *) | 12 часов, 40% |
Очная форма обучения