В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ подразделяются на

официальные неофициальные

(деловые, формальные) (личные)

ОТЛИЧИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ И НЕОФИЦИАЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Наличие или отсутствие в них определенной нормативности: официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами – правовыми, корпоративными и др.

2. Официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности.

3. Неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями.

4. В официальных отношениях крайне ограничена свобода выбора партнера по коммуникации, общению.

5. В неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Выбор осуществляется в зависимости от присущей каждому из партнеров потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают, чрезвычайно разнообразны.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

кратковременные долговременные

(попутчики в поезде) (сослуживцы)

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

постоянные непостоянные

(родители - дети) (знакомые)

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Причинно-следственные функциональные

(преступник – жертва) ( заказчик – изготовитель)

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Учебные субординационные

(учитель - ученик) (начальник – подчиненный)

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
возникают между людьми:

1) в процессе выполнения служебных обязанностей;

2) в основе лежат требования служебного долга;

3) общение предполагает взаимоуважение и вежливость (нравственные нормы).

НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТОШЕНИЯ:

1) знакомство;

2) приятельство;

3) товарищество;

4) дружба;

5) любовь.

ЧУВСТВА

Симпатия антипатия

Ненависть

СИМПАТИЯ – это

сострадание, одинаковое настроение, восприятие, сочувствие, способность принимать близко к сердцу радости и горе другого, чувствовать то же самое.

АНТИПАТИЯ – это

чувство неприязни, нерасположения к кому-либо или чему-либо.

НЕНАВИСТЬ - это

чувство неприязни, нерасположения к кому-либо или чему-либо, доведенное до аффекта, до страсти.

3. КОЛЛЕКТИВ – это

группа, характеризующаяся особыми признаками:

1) организованная общность людей,

2) объединенная тем или иным видом общественно полезной деятельности, интересами,

3) установками и нормами поведения;

4) в ней исчезает отдельная личность.

МАЛАЯ ГРУППА – это

небольшой коллектив людей, внутри которого складываются особые отношения, связи и стандарты поведения.

ПРИЗНАКИ ГРУППЫ:

1) осознание себя как «МЫ»;

2) существование определенного жизненного уклада как комплекса известных требований.

ЛИЧНЫЙ СТАТУС – это

положение человека, которое он занимает в малой (первичной) группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.

РОЛИ ЧЕЛОВЕКА В МАЛОЙ ГРУППЕ:

1) лидер;

2) генератор идей;

3) душа компании;

4) аутсайдер.

АВТОРИТЕТ – это

значение или влияние, которое могут иметь люди, не нуждаясь в постоянном подтверждении этого значения, в доказательстве его на деле.

ВЫВОДЫ

1. Межличностные отношения – одна из разновидностей общественных отношений.

2. Межличностные отношения – это взаимосвязи между людьми.

3. Межличностные отношения всегда носят субъективный характер.

4. В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации межличностные отношения делятся на официальные и личные.

5. Межличностные отношения проявляются в малых группах, где человек имеет личный статус.

№ 11. ОБЩЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

ПЛАН.

1. Общение и коммуникация.

2. Что такое общение.

3. Соотношение общения и деятельности.

4. Способы, виды и формы общения.

1. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ – это

потребности в общении с другими людьми, в обмене мыслями, чувствами, переживаниями.

1. К чему бы человек не стремился, какие бы цели перед собой не ставил, для их реализации он вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми.

2. Коммуникативные потребности проявляются в коммуникации и общении.

КОММУНИКАЦИЯ – это

совокупность устойчивых, повторяющихся способов и форм взаимодействия между отдельными индивидами и социальными группами.

Общение -обмен между людьми определенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

Это может происходить не только при непосредственном контакте, а через чтение, просмотр телепередачи, при посещении выставки, музея и т.п.

КОММУНИКАЦИЯ предполагает социальный аспект взаимосвязи:

это означает, что поведение человека зависит, помимо всего прочего, от влияния на него других людей.

ВЛИЯНИЕ

Прямое Косвенное

(учитель – ученик) (писатель – читатель)

Наши рекомендации