В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ подразделяются на
официальные неофициальные
(деловые, формальные) (личные)
ОТЛИЧИЯ ОФИЦИАЛЬНЫХ И НЕОФИЦИАЛЬНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Наличие или отсутствие в них определенной нормативности: официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами – правовыми, корпоративными и др.
2. Официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности.
3. Неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями.
4. В официальных отношениях крайне ограничена свобода выбора партнера по коммуникации, общению.
5. В неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Выбор осуществляется в зависимости от присущей каждому из партнеров потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают, чрезвычайно разнообразны.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
кратковременные долговременные
(попутчики в поезде) (сослуживцы)
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
постоянные непостоянные
(родители - дети) (знакомые)
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Причинно-следственные функциональные
(преступник – жертва) ( заказчик – изготовитель)
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Учебные субординационные
(учитель - ученик) (начальник – подчиненный)
ОФИЦИАЛЬНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
возникают между людьми:
1) в процессе выполнения служебных обязанностей;
2) в основе лежат требования служебного долга;
3) общение предполагает взаимоуважение и вежливость (нравственные нормы).
НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТОШЕНИЯ:
1) знакомство;
2) приятельство;
3) товарищество;
4) дружба;
5) любовь.
ЧУВСТВА
Симпатия антипатия
Ненависть
СИМПАТИЯ – это
сострадание, одинаковое настроение, восприятие, сочувствие, способность принимать близко к сердцу радости и горе другого, чувствовать то же самое.
АНТИПАТИЯ – это
чувство неприязни, нерасположения к кому-либо или чему-либо.
НЕНАВИСТЬ - это
чувство неприязни, нерасположения к кому-либо или чему-либо, доведенное до аффекта, до страсти.
3. КОЛЛЕКТИВ – это
группа, характеризующаяся особыми признаками:
1) организованная общность людей,
2) объединенная тем или иным видом общественно полезной деятельности, интересами,
3) установками и нормами поведения;
4) в ней исчезает отдельная личность.
МАЛАЯ ГРУППА – это
небольшой коллектив людей, внутри которого складываются особые отношения, связи и стандарты поведения.
ПРИЗНАКИ ГРУППЫ:
1) осознание себя как «МЫ»;
2) существование определенного жизненного уклада как комплекса известных требований.
ЛИЧНЫЙ СТАТУС – это
положение человека, которое он занимает в малой (первичной) группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
РОЛИ ЧЕЛОВЕКА В МАЛОЙ ГРУППЕ:
1) лидер;
2) генератор идей;
3) душа компании;
4) аутсайдер.
АВТОРИТЕТ – это
значение или влияние, которое могут иметь люди, не нуждаясь в постоянном подтверждении этого значения, в доказательстве его на деле.
ВЫВОДЫ
1. Межличностные отношения – одна из разновидностей общественных отношений.
2. Межличностные отношения – это взаимосвязи между людьми.
3. Межличностные отношения всегда носят субъективный характер.
4. В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации межличностные отношения делятся на официальные и личные.
5. Межличностные отношения проявляются в малых группах, где человек имеет личный статус.
№ 11. ОБЩЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
ПЛАН.
1. Общение и коммуникация.
2. Что такое общение.
3. Соотношение общения и деятельности.
4. Способы, виды и формы общения.
1. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ – это
потребности в общении с другими людьми, в обмене мыслями, чувствами, переживаниями.
1. К чему бы человек не стремился, какие бы цели перед собой не ставил, для их реализации он вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми.
2. Коммуникативные потребности проявляются в коммуникации и общении.
КОММУНИКАЦИЯ – это
совокупность устойчивых, повторяющихся способов и форм взаимодействия между отдельными индивидами и социальными группами.
Общение -обмен между людьми определенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.
Это может происходить не только при непосредственном контакте, а через чтение, просмотр телепередачи, при посещении выставки, музея и т.п.
КОММУНИКАЦИЯ предполагает социальный аспект взаимосвязи:
это означает, что поведение человека зависит, помимо всего прочего, от влияния на него других людей.
ВЛИЯНИЕ
Прямое Косвенное
(учитель – ученик) (писатель – читатель)