Структура и динамика субъективного мира человека и животных

Уровни организации

Представления о закономерностях раз­вития многими авторами разрабатываются в связи с идеями уровневой организации. Процесс развития рассматривается как переход не от части к целому, но от одного уровня интегрированности к другому; причем, формирование новых уровней в процессе развития не отменяет предыду­щих и первые не вступает со вторыми в отношения доминирования (управления)-подчинения(исполнения).

В ФУС разработана концепция изоморф-ности иерархических уровней. Изоморф-ность уровнейзаключается в том, что все они представлены функциональными сис­темами, а не какими-либо специальными процессами и механизмами, например, периферического кодирования и централь­ной интеграции, классического обуслов­ливания и инструментального обучения, регуляции простых рефлекторных и слож­ных произвольных движений и т. п. Сис­темообразующий фактор для всех этих систем независимо от уровня — результат.

Историческая детерминация уровневой организации

Фактором, определяющим структурную организацию уровней, их упорядочен­ность, является история развития. Это положение согласуется с представлением о преобразовании последовательности стадий психического развития в уровни психической организации, которое явля­ется стержнем концепции Я.А. Пономарева о превращении этапов развития явления в структурные < уровни его организации. Ж. Пиаже также подчеркивал соответствие стадий развития уровням организации поведения, полагая при этом, что фор-

2.2. Основы системной психофизиологии





Поведенческий акт 1 Поведенческий акт 2

мирование нового поведения означает «ас­симиляцию новых элементов в уже пост­роенные структуры».

Истинное развитие: смена или «наслоение»?

Наряду с изложенными идеями, выска­зываются также и мнения о том, что истинное развитие представляет собой не «наслоение», а смену одних образований другими. Однако эти мнения опроверга­ются данными многочисленных экспери­ментов.

Выявлено, что в основе образования нового элемента опыта лежит не «пере­специализация» ранее специализированных нейронов, а, как уже говорилось, установ­ление постоянной специализации относи­тельно вновь формируемой системы части нейронов резерва. Поэтому новая система оказывается «добавкой» к ранее сформи­рованным, «наслаиваясь» на них. В связи с этим появление клеток новой специализа­ции приводит к увеличению общего числа активных в поведении клеток, а не к уменьшению числа нейронов старых спе­циализаций. Положения об увеличении числа активных клеток при обучении, а также о том, что при обучении происхо­дит скорее вовлечение новых нейронов, чем переобучение старых, в последнее время находят подтверждение в работах ряда лабораторий. Как же используются элементы опыта разного «возраста» в достижении результатов поведения?

Поведение как одновременная реализация систем разного «возраста»

Обнаружено, что осуществление пове­дения обеспечивается реализацией не только новых систем (рис. 2.5, НС), сфор­мированных при обучении актам, состав­ляющим это поведение, но и одновремен­нойреализацией множества более старых систем (рис.2.5, СС), сформированных на предыдущих этапах индивидуального раз­вития. Последние могут вовлекаться в обеспечение многих поведений, т. е. от­носиться к элементам индивидуального опыта, общим для разных актов (рис. 2.5).


Структура и динамика субъективного мира человека и животных - student2.ru

НС

Рис. 2.5.Системная структура поведения

1,2 — разные поведенческие акты; СС — старые

системы, НС — новые системы; стрелка — ход

индивидуального развития (см. подразд. 2.2.7)

Например, при захвате пищи,предъяв­ленной после нажатия животным на педаль и находящейся в одной из двух имеющихся в экспериментальной камере кормушек, одновременно активнынейроны, принадлежащие к наиболее древним сис­темам: активируются при любом открыва­нии рта (при захвате пищи, жевании, в оборонительном поведении и т. д.); нейроны, принадлежащие к системам, сформированным позже предыдущих, но до обучения животного инструментальному поведению в экспериментальной камере: активируются только при открывании рта для захвата пищи, поданной в любой кор­мушке, на полу камеры, экспериментато­ром с руки и т. д.; наконец, нейроны, при­надлежащие к наиболее новым системам, сформированным при обучении инстру­ментальному поведению: активируются лишь при захвате пищи и только в опре­деленном месте камеры — при захвате из одной, но не из другой кормушки.

Заметим, что если один и тот же ней­рон вовлекается в разные акты, то харак­теристики его активаций в этих актах различаются, так как в них он должен со­гласовывать свою активность с активностью разных наборов клеток.

Таким образом, системы, реализация которых обеспечивает достижение резуль­тата поведенческого акта, формируются на последовательных стадиях индивидуаль­ного развития, поэтому системная струк-



2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ




тура поведения отражает историю его фор­мирования. Иначе говоря, реализация поведения есть реализация истории форми­рования поведения,т. е. множества систем, каждая из которых фиксирует этап станов­ления данного поведения.

индивидуальная память. Состояние субъ­екта поведения при этом определяется через его системную структуру как сово­купность систем разного фило- и онто­генетического возраста, одновременно активированных во время осуществления конкретного акта.



Зависимость системной организации поведения от истории его формирования

Поскольку структура индивидуального опыта, актуализируемого при реализации поведения, зависит от истории его форми­рования, постольку системная организация поведения, которое при внешнем наблю­дении выглядит как одно и то же, различа­ется в том случае, если это поведение имеет разную историю формирования.

В специальных экспериментах было показано, что у животных, которых учили актам, составляющим одно и то же инст­рументальное пищедобывательное поведе­ние, в разной последовательности, харак­теристики активности специализирован­ных нейронов, проанализированной в этом поведении, достоверно различаются.

Структура субъективного мира и субъект поведения

Специализация нейронов относитель­но элементов индивидуального опыта оз­начает, что в их активности отражается не внешний мир как таковой, а соотношение с ним индивида. Поэтому описание системных специализаций нейронов оказывается одновременно описанием субъективного мира, а изучение активности этих нейронов — изучением субъективного отражения (см. выше).

В рамках такого описания субъектив­ный мирвыступает как структура, пред­ставленная накопленными в эволюции и в процессе индивидуального развития системами, закономерности сложнейших отношений между которыми — межсис­темные отношения — могут быть описаны качественно и количественно и которые можно, упрощая, свести к отношениям синергии и оппонентности, а субъект по­ведения — как весь набор функциональ­ных систем, из которых состоит видовая и

Динамика субъективного мира

как смена состояний субъекта поведения

С этих позиций динамика субъективного

мираможет быть охарактеризована как смена состояний субъекта поведения в ходе развертывания поведенческого кон­тинуума (см. рис. 2.5). Упоминавшиеся ранее переходные процессы теперь пред­стают как смена одного специфического для данного акта набора систем на другой набор, специфичный для следующего акта в континууме. Во время переходных про­цессов отмечается «перекрытие» активаций нейронов, относящихся к предыдущему и последующему актам, а также активация «лишних» нейронов, не активирующихся в упомянутых актах.

Перекрытие может быть рассмотрено как «коактивация» нейронов, во время которой происходит согласовывание со­стояний одновременно активных клеток, принадлежащих к системам разных актов, связанным логикой межсистемных отно­шений. Вероятно, это согласовывание лежит в основе системных процессов, которые включают оценку индивидом достигнутого результата, зависимую отдан­ной оценки организацию следующего акта и реорганизацию отношений между систе­мами только что реализованного акта.

Наличие активаций «лишних» нейронов показывает, что данные процессы проис­ходят с вовлечением и, возможно, с моди­фикацией также и остальных элементов опыта, представителями которых являются «нелишние» в действительности нейроны.

Модифицируемость состава элементов индивидуального опыта, обеспечиваю­щих реализацию поведенческого акта

Еще Ф. Бартлетт предлагал полностью отбросить взгляды, в соответствии с кото­рыми «воспроизведение из памяти» рас-

2.2. Основы системной психофизиологии





сматривается как «повторное возбуждение неизменных "следов"». Позже было четко продемонстрировано, что не только слож­ные акты могут обнаруживать направлен­ную динамику (совершенствоваться) в течение тысяч и даже миллионов реали­заций, но даже простые акты являются «повторением без повторения» (Н.А. Берн-штейн).

Анализ активности системно-специа­лизированных нейронов показывает, что как «мы никогда не имеем по-настоящему изолированные функциональные системы» (П.К. Анохин; любой акт — одновремен­ная реализация множества систем), так же мы не имеем и изолированного извлечения из памяти (в «чистом виде») специфичес­кого набора систем, соответствующего данному акту.

В связи с наличием упоминавшихся выше сложнейших отношений, сущест­вующих между элементами индивидуаль­ного опыта, и в зависимости от них акту­ализация одного элемента «затрагивает» другие. Результат поведенческого акта до­стигается за счет актуализации множества связанных логикой межсистемных отно­шений элементов опыта, образовавшихся при формировании разных актов. Процес­сам реализации одиночного актаповедения соответствует сложная и динамичная сис­темная структура, представленная как системами, неизменно вовлекающимися в его осуществление, так и системами, состав которых модифицируетсяот реализации к реализации данного акта, но которые неизменно вовлекаются в реализацию каких-либо других актов.

Эта модификация, по-видимому, в зна­чительной степени связана с только что описанным влиянием переходных процес­сов на системы и межсистемные отноше­ния. Она является существенным фактором, обусловливающим изменчивость субъек­тивного мира при повторных реализациях «одного и того же» действия. Изучение нейронной активности позволяет сделать закономерности актуализации отдельных элементов опыта, лежащие в основе этой изменчивости, предметом строгого коли­чественного анализа.

Человек и животное: системная перспектива

Можно ли распространять

на человека закономерности,

Наши рекомендации