Демонстрационное упражнение «мотивирующее воздействие»
Лучше всего предложить некоторую практическую ситуацию для совместного анализа. В ситуации описываются обстоятельства, когда необходимо поддержать сотрудника или правильно сконструировать критическое высказывание так, чтобы окончательно не «отбить руки». По итогам обсуждаются общие правила мотивирующих высказываний, которые должны соблюдаться в корпоративном общении.
НАСТРОЕНИЕ
Чаще всего создает препятствие в общении плохое настроение, отрицательные эмоции, причиной которых может стать плохая погода, неприветливый взгляд любимого человека, прьпцик на кончике носа, оторванная в транспорте пуговица и т.д. и т.п. Главный источник плохого настроения — межличностные столкновения. Хорошее настроение может служить препятствием в общении, если только оно неуместно (например, на панихиде). В остальных же случаях хорошее настроение заразно (также, впрочем, как и плохое) и способно распространяться с немалой скоростью, создавая приятный фон общения.
Если изобразить колебания настроения в виде графика, то для каждого человека получится своя неповторимая кривая с пиками и спадами. У одних они редкие и незначительные, у других — частые и резкие, направленные в сторону отрицательных эмоций или, наоборот, положительных. Первый вариант — свидетельство психического здоровья, жизненного благополучия, второй — крайние варианты нормы или невроз.
Чтобы плохое настроение прошло быстрее, не пропускайте ни малейшей возможности порадоваться, «смакуйте» каждый случай везения.
Барьер восприятия
ДИСТАНЦИЯ В ОБЩЕНИИ
Определяется не только степенью психологической близости людей, но и их взаимным «гигиеническим восприятием». Э. Холл, изучавший вопрос дистанции межличностного общения у разных народов, описывает такую особенность. Жители США разговаривают примерно на расстоянии 2 фута, латиноамериканцы — почти вплотную. В то время как латиноамериканец в деловом разговоре с жителем США обычно приближается к собеседнику, последний все время отодвигается от него. И если после беседы спросить у жителя США, каково его впечатление о латиноамериканце, он может ответить, что тот излишне назойлив и претендует на установление близких отношений. А латиноамериканец с недоумением сообщит, что его собеседник высокомерный и надменный человек. И оба, таким образом, ошибутся в своем мнении, поскольку при разговоре невольно нарушалась привычная для каждого из них дистанция.
Интересные данные приводит В. В. Соложенкин, исследовавший дистанцию общения у 231 испытуемого. Он предлагал им вообразить себя в центре круглой комнаты и указать расстояние, на котором вновь вошедший человек должен остановиться, чтобы испытуемый не почувствовал себя неудобно, стесненно. Оказалось, что ближе всех допускались знакомые, родственники, врач (особенно у сельских жителей). Дистанция зависела не только от того, кто входит, но и от возраста испытуемого (пожилым необходимо большее расстояние), его социального статуса и шаблонов поведения в своей группе, (сравните дистанции среди студентов и дипломатов), психологических особенностей (уровня тревожности и др.), от степени культуры.
Излишне большая дистанция общения подчас больно ранит самолюбие и достоинство. Вошедшего в просторный кабинет подчиненного можно сухо поприветствовать кивком, а можно, выйдя из-за письменного стола, поздороваться, предложить стул и сесть рядом. Верно выбранная дистанция задаст тон дальнейшему разговору. Она должна соответствовать теме и характеру беседы. Заметьте, что, когда кого-либо отчитывают, невольно отходят подальше. Задушевным, интимным откровениям соответствует и способствует «шепотное расстояние».
Демонстрационное упражнение «дистанция общения». Выбирается один из участников семинара. Из аудитории приглашается еще несколько добровольцев. Первому участнику предлагается расположиться в центре, остальные окружают его. Затем по очереди, глядя стоящему в центре круга человеку в глаза, они начинают медленно к нему приближаться до тех пор, пока не получат сигнала «стоп». Этот сигнал определяется, исходя из максимально комфортной дистанции общения с данным человеком. Наблюдающие это упражнение люди убедительно увидят, как выстраивается индивидуальная дистанция по отношению к конкретным людям.
Барьер речи
Нормальному общению мешают:
Ø врожденные «фифекты ечи»,
Ø приобретенные дефекты: «заикание», сорные слова «блин», э-э, через каждые два слова.
Ø неприобретенные навыки культурной речи: неумение правильно построить предложение и согласовать в нем слова, использование терминов не по назначению, вульгарный тон и т.п.
УСТАНОВКА
Из 72 человек (пенсионеров, рабочих, студентов, школьников), опрошенных А.А.Бодалевым (один из известных советских психологов),9 заявили, что квадратный подбородок свидетельствует о сильной воле, 17 считали, что большой лоб — признак ума, 3 полагали, что жесткие волосы говорят о непокорном характере, 14 считали, что полные люди добродушны, 2 человека сказали, что полные губы свидетельствуют о большой сексуальности, 5 утверждали, что люди маленького роста властолюбивы, энергичны. Нередки и следующие суждения: рыжий — хитрый; красивый — хитрый или эгоист; тонкие, бескровные губы характерны для ханжи, человека скрытного, злого. Подобные суждения являются результатом психологической безграмотности, которая мешает правильно оценивать другого. Также априори негативная или позитивная установка могут формироваться у человека, если кто-то заранее отрекомендовал ему будущего собеседника в негативных или преувеличенно ярких тонах. Это мешает объективному восприятию, заставляет ориентироваться на заданный шаблон, втискивая в него собственные впечатления.
НЕВНИМА ТЕЛЬНОСТЬ
Как часто мы смотрим, но не видим, слушаем, но не слышим. Когда такое происходит по отношению к нам, мы обижаемся, но при этом сами не замечаем подобных проявлений со своей стороны.
Демонстрационное упражнение «изменение деталей»
Участникам предлагается выстроиться рядами друг против друга (или несколько участников помещаются в центр аудитории). Выбирается один из участников, который старается запомнить общую картину, характерные признаки людей. После этого он удаляется из комнаты, а несколько участников что-либо меняют в своем гардеробе и позах. Затем приглашается участник и ему предлагается восстановить картину. На основе демонстрируемых эффектов вспоминания можно провести параллель с тем, каким образом невнимательность влияет на процесс и результаты общения.