Роль семьи в развитии психосоматических заболеваний

Ф. Александер: соматическое заболевание как неосознанное выражение внутриличностного кон-фликта.

Ряд симптомов психосоматических заболеваний является метафорической формой выражения нарушений реальных отношений личности, сопряженных с дисфункциональными отношениями в семьях.

Макс Шур: патологическое развитие – "ресоматизация" – недостаточная дифференциация эмоцио-нальных и соматических процессов у лиц с явлениями инфантилизма. Доминирующая гиперпро-текция и симбиотическая связь способствуют развитию инфантилизма, безынициативности.

Freyberger: утрата значимых для индивида объектов приводит к соматизированной депрессии.

Алекситимия: дисфункциональные стереотипы взаимоотношений в семье, где не поощряется сво-бодное выражение чувств, особенно при столкновениях с реальностью и ломкой жизненных сте-реотипов.

Также семейная ситуация играет ведущую роль в формировании таких патогенетических факто-ров, как конверсия, профиль личности (акцентуации, Леонгард).

3 типа родительских отнешений родительских семей и ψсоматических больных:

1-"Связывание" – жесткие стереотипы коммуникации→инфантилизация, отстаёт эмоциональное развитие

2- "Отказ", "Отвержение" – ребенок отказывается от своей личности→ аутизм и тенденция к автономности

3-"Делегирование" – сдвиг ожиданий по отношению к детям с истинных достижений на несбывшиеся надежды.

Бронхиальная астма – подавление матерью эмоциональных проявлений ребенка в раннем детстве, сдержанность, подавление инициативы.

Туберкулёз лёгких у подростков→ длительное нахождение в стационаре→ депривация

Гипертония – внутриличностный конфликт между агрессивными импульсами и потребностью в зависимости от значимых лиц.

Перфекционизм. Усиляется семейным окружением. → хрониче-ский стресс

Ишемическая болезнь сердца и инфаркт миокарда – Перфекционизм, эмоциональный отрыв от семьи

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки – 1)"тиранический пациент"- зависимость от окружения и страх перед ним. 2)рассеивание агрессивного напряжения на окружающих→ негативное отношение → st к проявлению новой агрессии

Сахарный диабет – еда=любовь. Нарушение структуры в родительских семьях

Язвенный колит и болезнь Крона – инфантилизм и депрессивные реакции как результат подавления агрессивных импульсов и эмоций.

16.Влияние личности родителей на возникновение и развитие неврозов у детей.

Семья может быть источником психического здоровья и психической травматизации. Семья может задавать вектор личностного роста или наоборот стремление к самоуничежению. Для того, чтобы передать свои смыслы родители находят способы трансляции. Неопределенность в ценностно-смысловой сфере родителей отражается на ребенке (например детское воровство: детям не известен нравственный смысл нормы – дети воспитываются в расщеплении нравственного смысла родителей).

Отражение в воспитании неблагоприятных личностных особенностей родителей: Излишняя принципиальность, требовательность, нетерпимость, завышение уровня притязаний в отношении возможностей детей; принципиальное сдерживание родителями своих эмоций, их чрезмерная рационализация оборачивается недостатком теплых непосредственных чувств к детям, недоучетом особенностей их темперамента, эмоциональности и половых предпочтений. Эгоцентризм родителей, внутренняя конфликтность, тревожная мнительность приводят к попыткам создать идеальный об-раз ребенка, ожидая от него то, в чем сами оказались личностно-несостоятельными.

Проекция личностных проблем на отношения с детьми: повышенная требовательность к детям и отсутствие адекватной требовательности к себе, чрезмерная опека, исходящая из чувства беспокойства и страха одиночества; ритуальный контроль и педантизм, основанный на мнительности и неуверенности в себе у родителей. В этом же ряду невротически спровоцированные аффективность и непоследовательность в обращении с ребенком; конфликтное неприятие у него каких-то нежелательных, с точки зрения родителей, черт характера и темперамента.

Группа факторов, в основном детерминированная неблагоприятными личностными изменениями у родителей:

* Доминантность – категоричность и директивность суждений родителей, стремление добиться беспрекословного послушания, не принимая во внимание чувство собственного достоинства де-тей. * Гиперсоциальность – гипертрофированное чувство долга, оборачивающееся негибкостью в отношениях с детьми, недоучетом эмоционального ситуативного фактора в их развитии. Будучи честолюбивыми, эти родители стремятся, чтобы ребенок все делал лучше всех. * Тревожность – родители печалятся, сомневаются в правильности своих действий, что снижает у детей активность и уверенность в себе.

* Аффективность – эмоционально бурные проявления родителями своего недовольства. В большей степени аффективность присуща родителям, находящимся в невротическом состоянии. Гиперсоциальность, тревожность и аффективность в отношениях с детьми составляют наиболее типичную триаду отклонений в воспитании детей с неврозами.

* Недостаточная отзывчивость может быть обусловлена интровертированными чертами родителей, но чаще является результатом сочетаний гиперсоциальных, доминантных и истерических черт характера. Другой источник неотзывчивости – состояние эмоциональной заторможенности родителей при наличии невротического состояния с ведущим тревожно-депривированным фоном настроения.

* Недоверие к детям – мнение родителей о неспособности детей к самостоятельным действиям, что разрушает саму возможность индивидуализации воспитания, как и способность полноценного и адекватного чувства «Я». Недоверие и властность приводит к авторитарности воспитания.

Противоречивость подчеркивает сложность, проблемность, непоследовательность и взаимоисключаемость воспитательных подходов в семье.

17. Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования.

Нами установлено, что сквозной психологической проблемой, связывающей три поколения в семьях больных неврозами, оказалось преобладание эмоционального отвержения со стороны значимых лиц в отношении членов семьи, находящихся в зависимом положении — детей, внуков, по-жилых лиц, больных,

У прародителей и родителей наиболее часто встречались неосознаваемые личностные установки, формирующие у них эмоциональное отвержение детей и близких: неразвитость родительских чувств, проекция на близких собственных нежелательных качеств, неприятие детей по полу и др. В результате этого у больных неврозами закладывались следующие личностные параметры: эгоцентрическая направленность личности, незрелость когнитивной и эмоциональной сферы, нарушения полоролевой идентичности, пять наиболее часто встречающихся в преморбиде типов акцентуаций личности: эмоционально-лабильный, демонстративно-гиперкомпенсаторный, астенический, тревожно-мнительный и инертно-импульсивный. Установлена структура этих типов акцентуации личности, состоящая из шести компонентов, находящихся в тесной функциональной связи: I — базисные черты; II — когнитивные стили и сценарии; III — самооценка и образ «Я»; IV — психомоторика; V — социальное «Я»; VI — регрессивные роли и типы психологической защиты.

(см. таблицу)

Под патологизирующим семейным наследованием понимается формирование, фиксация,и передача паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей одних поколений в дисфункциональных семьях представителям других, вследствие чего личность, на которой фокусируется патологизирующее воздействие, становится малоспособной к адоптации.

Эйдемиллер и Юстицкис исследовали самооценку, мотивационную сферу, когнитивную сферу, уровень и проявления агрессивности у представителей трех поколений в дисфункциональных семьях, в которых кто-либо болел пограничными психическими расстройствами:

Выявлены иррациональные убеждения: -долженствования (у 71%) -глобальное обобщение (у 69%)

В иррациональных убеждениях подростков обнаружено сходство с родительскими, а кроме того, выявлена потребность в одобрении и зависимость от других.

В мотивационной сфере: у подростков с нервно-психическими расстройствами сужена временная перспектив, мотивационные объекты сосредоточены в сегодняшнем дне. Выявлено блокирование потребности в отдыхе (тестом Люшера). От поколения к поколению прослеживается тенденция к искажениям в мотивационной сфере как по временному так и по содержательному кодам.

Отмечено снижение самооценки от поколения к поколению.

На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы.

1. Структура профилей личности в форме личностных радикалов и акцентуаций личности лабильного, демонстративно-гиперкомпенсаторного, астенического, тревожно-мнительного и инертно-импульсивного типов, которые наиболее часто встречаются в преморбиде больных неврозами и другими формами пограничных нервно-психических расстройств, относительно устойчива и изоморфна на всех этапах онтогенеза и является личностно-характерологической осью, связывающей эти этапы. Личностные радикалы у детей и акцентуации личности являются мерой типологических адаптативных возможностей человека.

2. Невротические и психопатические расстройства являются результатом конфликтов между пред-ставителями одного или нескольких поколений в дисфункциональных семьях. Отмечена тенден-ция убывания адаптивных возможностей у личностей в дисфункциональных семьях от прародителей к внукам.

3. Самым распространенным патологизирующим стилем воспитания в дисфункциональных семьях является эмоциональное отвержение в формах доминирующей и потворствующей гиперпротекции, эмоционального отвержения и жестокого обращения, повышенной моральной ответственности, полного или частичного неприятия пола ребенка.

4. У больных с невротическими и психопатическими расстройствами на всех возрастных этапах выявлены следующие особенности когнитивной сферы: преобладание полезависимости над поле-независимостью, сужение когнитивного контроля, низкий уровень субъективного контроля (экстернальность), преобладание жестких иррациональных убеждений над рациональными, вследствие чего поведенческие стратегии у них становятся селективными и ригидными, а адаптивные возможности личности снижаются.

5. У представителей разных поколений в основной группе уровень агрессивности выше, чем в контрольной группе, а среди форм ее проявления, менее разнообразных, чем у здоровых, преобладают неконструктивные.

6. У больных с невротическими и психопатическими расстройствами во всех возрастных группах преобладает блокирование потребностей в эмоциональной стабильности, в успехе, в уверенности в себе, в надеждах на будущее. От поколения к поколению прослеживается тенденция к нарастанию искажений мотивационной сферы как по временному, так и по содержательному кодам, а также к снижению самооценки, которая повышается после групповой и особенно после семейной психотерапии.

18.Стиль семейного воспитания, способствующий развитию здоровой личности и 19. –II- стили, неблагоприятные для воспитания.

По Божович Л.И. личность — прижизненно сформированное новообразование, которое развивается в процессе онтогенеза. Оно может быть разной степени интегрированным (целостная или расщеплённая, невротическая).

Личность представляет собой иерархию мотивов и потребностей, опосредованных ценностями и смыслами. Личность представлена человеку как «Я». Семья – один из важнейших факторов развития личности. Она создает ценности и смыслы ребенка, отношение к людям, к миру в целом. Ребенок усваивает модели родительского поведения, паттерны супружеского взаимодействия. В семье закладывается представление ребенка о самом себе, своих возможностях и способностях. Стиль семейного воспитания — это совокупность способов воспитательных воздействий родителей на ребёнка и способы обращения с ним. Семья может задавать вектор роста, или наоборот стремление к самоуничежению. По Т.П.: ценности-значения объектов, которые существуют в сознании индивида как положительные (творчество, деньги, карьера, любовь и т.п.) и которым придается высокая значимость. Ценности в сознании человека могут быть в гармоничном отношении или противоречить/взаимоисключать друг друга. Когда ценности направляют мое поведение они являются жизненными смыслами. Между ценностями и смыслами тоже могут быть противоречия. Когда ценности и смыслы находятся во взаимосоответствии мы имеем дело с гармоничной личностью. Если учеба не смысл, а ценность – она превращается в муку. Для того, чтоб ребенок шел за требованием родителя, у него должно быть положительное отношение к требованию. Надо организовать непосредственную потребность (например его похвалят – опосредование каким-то удовольствием) Это называется намерение. Воля появляется тогда, когда у ребенка есть силы для регуляции своего поведения

Для того, чтобы передать свой смысл ребенку, родители должны найти свой способ трансляции. Для этого нужно любить детей, сотрудничать с ними и быть для них авторитетом. Это возможно, если родители уважают индивидуальность ребенка.

Неопределенность в ценностно-смысловой сфере родителей отражается на ребенке. Это отчетливо видно на примере детского воровства: им не известен нравственный смысл нормы. Они думают, что брать чужое нельзя потому, что побьют т.е. есть дефект нравственного воспитания. «поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Боль за другого делается основой совести. Дети, ворующие деньги из дома воспитываются в ситуации расщепления нравственного смысла родителей. В норме по отношению к детям должен существовать абсолютный запрет: ребенок не должен брать чужого ни при каких обстоятельствах. Если родители не умеют передать ценности и смыслы, ребенок выбирает то, что подбрасывает культура.

По Т.П.: Архиреева изучала стили семейного воспитания на развитие самоотношения у младших школьников опросником PARI. Она изучала среднестатистические семьи, не делила на ДФС и НФС. Эмоциональным центром семьи является мать. Получается, что на самоотношение детей влияет именно отношение матери, ее стиль воспитания и то, удовлетворена ли мать своими супружескими отношениями. Отношение ребенка к отцу зависит от того, как к отцу относится мать. В методике PARI фактор доминирования является авторитарностью. Гипотезой исследования была, что авторитарность родителей будет препятствовать развитию нормального здорового самоотношения. Гипотеза не подтвердилась: позитивному самоотношению детей способствует авторитарность среднего уровня. Можно думать, что определенный уровень авторитарности родителей показывает детям, что они нужны, что в них заинтересованы, что они ценны. По-видимому, это результат авторитарности в стране.

Птичкина изучала семье девиантных подростков, в этих семьях происходила борьба за власть между родителями вокруг и из-за ребенка. Осн. ее вывод: девиантные формы поведения – защита от эмоциольного неблагополучия семьи. Родители этих подростков не принмают друг друга. Взаимоотношения в этих семья взаимозависимы. Девиантые подростки переживают самоотрицание, самонеприятие. Это выражается во вне как грубость, агрессия. Птичкина получила тоже достаточно высокий уровень авторитарность у родителей. Отсутствие авторитарности воспринимается как заброшенность. Можно понять, почему эти девиантные подростки стремятся уйти в строго структурированные группировки (скинхеды, фанаты и т.д.) – всегда знаешь свое место в иерархии, всегда кто-то мыслит за него.

Можно сделать общий вывод: нормально функционирующие семьи, реализующие свои функции, принцип Отто Ранга, уважающие друг друга, в умеренной степенью авторитарностью, власть построена на авторитете родителей, эмоциональная связь – любовь, благоприятно складываются на развитии личности ребенка, снижают уровень повседневного стресса.

Ребенок перенимает паттерны родителей. Если в семье принято уважительно относиться друг к другу, общаться, то и в свою жизнь ребенок перенесет этот образец. Это положительный паттерн.

Если в ДФС принято превращать открытые конфликты в скрытые, не выражать свои чувства, то такому ребенку будет сложно налаживать контакты с другими людьми, построить дружбу. Любовь.

Когда родители не имеют возможности передать семейные ценности, ребенок усваивает иные ценности, переворачивая тем самым семейный ход.

Психологам неизвестен источник сил, который позволяет преодолеть влияние сильнейшего семейного паттерна (например, в семье алкоголиков).

Наши рекомендации