Смертная казнь. 1. Нормативная характеристика
1. Нормативная характеристика. Смертная казнь как исключительная мера наказания установлена ст. 59 УК РФ, которая базируется на п. 2 ст. 20 Конституции РФ и реализует в уголовном законодательстве соответствующие конституционные предписания. Исполнение наказания в виде смертной казни регламентировано гл. 23 УИК РФ.
2. Основания применения смертной казни как исключительной меры наказания. В соответствии со ст. 59 УК РФ смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. В Особенной части УК РФ смертная казнь в качестве меры наказания предусмотрена п. 2 ст. 105, устанавливающей ответственность за убийство с отягчающими признаками, ст. 277 — за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, ст. 295 — за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, ст. 317 — за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, ст. 357 — за геноцид. Законодатель отказался от применения смертной казни во всех случаях совершения даже особо тяжких преступлений, если они не посягают на жизнь. Это касается даже таких преступлений, как терроризм, бандитизм, государственная измена и другие.
3. Ограничения применения смертной казни. Даже при совершении преступления, за которое предусмотрено назначение смертной казни, она все же не применяется к женщинам, лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, мужчинам, достигшим 65-летнего возраста к моменту вынесения судом приговора (а не к моменту совершения преступления!). Таким образом, ограничение сферы применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания кругом особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, дополняется критериями пола и возраста.
4. Замена смертной казни. В соответствии с п. 3 ст. 59 УК РФ смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Это же право суда предусмотрено ст. 57 УК РФ "Пожизненное лишение свободы".
5. Исполнение смертной казни. В соответствии с п. 2 ст. 184. УИК РФ при обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.
По ст. 186 УИК РФ смертная казнь исполняется непублично путем расстрела в присутствии прокурора, представителя учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врача.
6. Полемика относительно смертной казни. Смертная казнь как мера уголовного наказания имеет долгую и сложную историю как в России, так и за рубежом. По-видимому, смертная казнь еще чаще оказывалась результатом внесудебной расправы.
В настоящее время многие страны отказались от смертной казни как уголовного наказания (например, ФРГ, Израиль); во многих странах смертная казнь назначается и исполняется как уголовное наказание (например, в ряде штатов США). Решение законодателя о возможности назначения смертной казни в качестве меры наказания и сфере ее применения, строго говоря, не может основываться на чисто юридических аргументах. В основе лежат более глубокие соображения, возможно, коренящиеся прежде всего в сфере общественного сознания. Юристы не смогли доказать позитивное воздействие смертной казни на состояние и динамику преступности. Они не сумели привести убедительных аргументов.
В 90-х годах, после известных изменений в политической и экономической жизни, в позиции Российской Федерации на международной арене актуализировались споры вокруг смертной казни. Аргументом в пользу ее отмены стали, по мнению ряда политиков и правоведов, международные обязательства России.
Обязательность тех или иных соглашений для Российской Федерации рассматривается с позиций международного публичного права. УК РФ со своей стороны устанавливает, что преступность и наказуемость деяния определяются только уголовным законом, притом действовавшим во время совершения преступления. Принятие же новых уголовных законов, подлежащих включению в УК РФ, является суверенным правом РФ, которое реализуется в установленном порядке, на основе свободного выбора, исходя из интересов страны, разумеется, с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ.
Международная практика показывает, что было бы принципиально неверно подходить к отмене смертной казни как показатели демократизма и гуманизма. Решение об отмене смертной казни можно считать желательным, но оно должно быть рациональным и компенсироваться назначением иных, более эффективных и более щадящих мер.