Теория миропостроения и строения человека. 1 страница
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
НЕПРОТИВОРЕЧИЯ НАУЧНЫХ И РЕЛИГИОЗНЫХ ИСТИН.
Автор монографии: Рассадина Наталья Викторовна
ИВАНОВО
2006г
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Стр.
Введение 4
1. Теория миропостроения и строения человека. 15
2. Теория развития. 29
3. Теория познания и мышления 47
4. Теория индивидуального развития человека.
4.1. Строение человека. 63
4.2. Энергоинформационные взаимодействия человека
с объективной реальностью
4.2.1. Энергоинформационные взаимодействия человека с 75
человеком или энергоинформационные взаимодействия
системы с другими системами своего уровня.
4.2.2. Энергоинформационные взаимодействия человека с 87
объективной реальностью или энергоинформационные
взаимодействия человека с другими уровнями реальности
на пути эволюционного развития сознания человека.
4.2.3. Характеристика современного периода развития общества 167
согласно энергоинформационному строению мира и
положениям культурно-исторической концепции.
4.3. Этапы индивидуального развития человека
4.3.1. 1 этап энергоинформационного развития человека. Этапы 175
«Освобождение, «Зарождение Веры».
4.3.1.1. Понятие свобода. 181
4.3.1.2. 1 этап «Освобождение», приобретение
энергоинформационной защиты. 199
4.3.2. 2 этап энергоинформационного развития человека.
Этап «Утверждение в Вере». 207
4.3.2.1. Понятие Любовь. Теория Любви. 243
4.3.3. 3 Этап энергоинформационного развития человека
Этапы «Зрелость», «Мудрость». 302
4.3.4. Пределы прогрессивного и регрессивного путей
развития человечества и человека. Обретение Бессмертия.
Апокалипсис. 316
5. Основные направления прогрессивного развития. Задачи
современного общества.
5.1. Внешняя политика государства. 354
5.2. Внутренняя политика государства. 358
5.2.1. Экономическое развитие государства. 359
5.3. Развитие духовной сферы общества – структур
общественного сознания. 370
5.3.1. Прогрессивное развитие религиозного общественного
сознания. 373
5.3.2. Прогрессивное развитие научного общественного
сознания. 379
5.3.2.1. Доказательство существования Тонкого мира. 382
5.3.2.2. Основные направления развития медицины. 385
5.3.2.3. Основные направления развития психологии. 392
5.3.2.3.1.Гармонизация отношений в семье 395
5.3.2.3.2.Формирование гармоничного образовательно-
воспитательного процесса в учебных заведениях. 407
5.3.2.3.3. Воспитание детей. Принципиальная разница
формирования психики мужчин и женщин. Факторы,
влияющие негативно на процесс развития психики
мужчин и женщин. 417
5.3.2.3.4.Тесное сотрудничество психологии и медицины. 423
5.3.3. Активное взаимодействие научной и религиозной
сферы общественного сознания. 425
5.3.4 Прогрессивное развитие эстетического общественного
сознания. 427
Заключение 440
Литература 466
«И познаете истину, и истина
Сделает вас свободными».
(Евангелие от Иоанна, 8/32)
Вселенная, писал Г.Лейбниц, это океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом отдаленном расстоянии. В бесконечной «паутине» отношений и связей – жизнь мира. Развитие мира есть необратимое, определенное направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества. В основе развития мира лежат не случайные, но те проистекающие из самой сути объекта и из типа его взаимодействия с окружающим миром события. Взаимодействие противоположностей – противоречие, которое является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов. В постоянном борении противоположных сил, старого и нового человечество движется вперед. Общественно-исторический процесс – это развитие общества по пути прогресса, навстречу разумному и справедливому будущему, это эволюционное восхождение человеческого сознания. Особое место в освещении проблемы исторического прогресса принадлежит Гегелю. Он рассматривает историю как единый и закономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи уникальной, являет собой вместе с тем необходимую ступень в общем развитии человечества. История есть единый всемирный процесс, общим, единым критерием которого является понятие свобода. Гегель подчеркивал, что развитие общества носит поступательный характер в силу того, что в нем обнаруживается прогресс в сознании свободы(1,с.569-572). Всемирная история человечества являет собой необходимый процесс закономерного поступательного движения человечества от одних форм своей социальной организации к другим, более совершенным (1,с.572). Развитие мира происходит от простого к сложному, усложняясь, создавая уровни более высокого порядка.
На современном этапе человечество оказалось на поворотном пункте. Социально-экономическая мысль озабочена вопросами сущности, характера и направленности истории, связанной с грядущей судьбой человечества. Основной чертой нашего времени являются процессы глобализации. Глобализация представляет собой растущую взаимосвязь стран и регионов в самых различных областях деятельности. Это свидетельствует о широкомасштабном общемировом процессе формирования Мирового Сообщества – общества более высокого уровня порядка. Это естественный закономерный исторический процесс, обусловленный развитием мировой экономики, научно-техническим прогрессом, созданием новых прогрессивных технологий. Ускоряются процессы взаимопроникновения различных культур, распространение идеологий и религиозных учений. Формируется разветвленная и сложная система межправительственных организаций. Таким образом, происходит процесс доминирования общечеловеческих процессов над национальными процессами, происходит формирование Единой Человеческой Цивилизации.
С другой стороны, беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в кризисах, которые имеют « антропогенный» социальный характер. Человечество находится на таком рубеже своей истории, когда от него самого зависит решение вопроса: быть или не быть? Роковым для человечества стал научно-технический прогресс, создание новых высоких технологий, высокий уровень рационального познания. В результате крушения Советского Союза – мощной тоталитарной структуры, являющейся противовесом двуполярной системы, образовался однополярный мир, где главенствующее положение занимает другая мощная тоталитарная система – США. Это породило архиглобальную проблему – проблему войны и мира. В современном мире, где действуют во многом новые закономерности, работает веками отшлифованная формула о том, что война есть рациональное продолжение политики. Помимо военной угрозы существует глобальная экологическая проблема, истоками которой является хозяйственная деятельность человека и растущие материальные потребности человечества за счет всё большего освоения природного материала.
Еще одной не менее тревожной проблемой является проблема физического, психического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, всё ускоряющийся ритм жизни пагубно действует на человека. В связи с изменениями условий жизни и глобальным научно-техническим прогрессом изменился характер патологии заболеваний. Ведущее место в структуре заболеваемости и причин смерти населения экономически развитых стран заняли место системы кровообращения, нервные и психические болезни, злокачественные новообразования, производственный, транспортный и бытовой травматизм, болезни органов дыхания. В развивающихся странах состояние здоровья населения также претерпевает существенные изменения, связанные как с влиянием научно-технического прогресса, так и с продолжающей довлеть экономической отсталостью, что выражается в формировании новых, смешанных форм патологии заболеваний (3,с.225). Рост числа инфекционных заболеваний, появление и распространение новых вирусных инфекций свидетельствуют о том, что проблема физического выживания человека принимает масштабы глобальной общечеловеческой задачи.
Глобализационные процессы ставят перед человечеством вопросы морали. Моральные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений (4.с.270). В современном обществе моральные авторитеты того или иного лица связаны с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью, общественным положением, степенью материального благополучия и являются авторитетами духовными. Это приводит к установлению моральных принципов, главной целью которых является физическое благополучие, т.е. приобретение богатства и власти, достижения материального комфорта, получение физического удовольствия. Общечеловеческие нормы морали, такие как религиозные системы ценностей, гуманизм отходят на второй план. Это свидетельствует о глобальном кризисе моральных устоев, о смещении нравственных ценностей в сторону удовлетворения физических потребностей. Перед лицом глобальных, угрожающих самому существованию человечества опасностей ответственное отношение к морали, признание приоритета общечеловеческих ценностей является единственно возможным выбором.
Глобальные мировые процессы, как и глобальные проблемы человечества, требуют глобального осмысления всего культурно-исторического пути развития общества и самого человека, которое приведет к выявлению возможных направлений общественного развития. Диалектическое понимание соотношения прогресса и регресса на переломном этапе приводит к выводу, что прогрессивное развитие – лишь одно из возможных направлений развития сложных системных объектов. Суть общественного прогресса, его цель – человек, его освобождение, расширение возможностей разностороннего и гармоничного развития (4,с.366).
Идея культурно-исторической концепции заключается в осмыслении эволюционных изменений мира, исторических и культурных явлений, процесса познания мира человеком. Это позволит сформировать мировоззрение, основанное на сознательном принятии религиозных нравственных общечеловеческих ценностей, и вскроет непосредственную связь между существованием человека и фундаментальными основами мира.
Выработкой и решением коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека занимается область духовной деятельности – философия. Это царство теоретически мыслящего разума, веками накопленной мудрости. Испокон веков философия стремилась к высшему знанию. Философия – это система мировоззренческих чувств, тип мышления, когда человек размышляет о мироздании, о социальной справедливости, о смысле жизни и цели человеческой истории, решает проблемы добра и зла (1,с.7). Она объединяет все научные достижения настоящего и аккумулирует весь накопленный духовный потенциал в единое целое. Динамизм нашего времени не имеет прецедентов во всемирной истории (1.с.3). На философии современного периода лежит огромная ответственность в решении основных вопросов человечества, главенствующее из которых занимает решение моральной, нравственной проблемы.
«Философия – это наука, она стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов и наций, а для всех людей» (2,с.468). Н. О. Лосский пишет в книге «История русской философии», что « на философии лежит печать характера и интересов тех различных народов, которые занимались ею. Поэтому можно говорить о национальных особенностях немецкой, французской, английской, американской и русской философии»(2,с.469). Глобализационные процессы в мире ставят вопрос о выработке не узко национальной философии, а о выработке глобального мировоззрения. Новая философия должна вобрать в себя все общечеловеческие научные и духовные достижения и основываться на сознании мирового единства людей. Различие философий разных направлений зависит от специфического выбора предметов исследования, большей или меньшей способности к философским размышлениям, большего или меньшего доверия к различным видам опыта, как, например, чувственному, религиозному или научному, логически обоснованному. Западное направление мысли устремлено на рациональное научное мировосприятие, восточное на чувственное религиозное. Особое место занимает русская философия. Русская философия одновременно развивалась в двух направлениях – религиозном и рациональном. Трудно переоценить вклад русских философов в том или ином направлении.
Религиозное направление русской философии представлено философией славянофилов, С.Соловьева, отцов П.Флоренского и С.Булгакова, Бердяева и др. Основными чертами русской религиозной философии являются:
1. Личный опыт, мистический опыт, ощущения, связь с Божественным при познании и достижении истины.
2. Уважение и анализ различных религиозных и философских учений, руководство заповедью «Возлюби ближнего своего».
3. Признание Божественного провидения явлений.
4. Доказательство того, что только свободный человек может познать истину, Бога, стать гармонически развитой личностью и творческим человеком.
5. Русские философы личность человека рассматривают во взаимосвязи с обществом и Богом, две его стороны - Божественную и тварную. София в русской философии выступает в двух проявлениях - Земная и Небесная.
Западное развитие мысли в основном было предопределено влиянием философии Гегеля на русских философов. В.И.Ленин творчески развил экономические и социально-политические взгляды Маркса и Энгельса и внес вклад в разработку диалектического материализма. Исторически сложилось так, что Россия стала испытательным полигоном рационального познания, основанного на диалектическом материализме. Человечество получило необходимый опыт свидетельствующий, что принудительными методами, без свободы личности человека, без сознательного принятия им нравственных принципов, невозможно построить общество социальной справедливости. В условиях СССР диалектический материализм не мог развиваться как философия, он был превращен в «партийную философию» (2,с.440). Культурно-историческая концепция непротиворечия связывает два направления познания мира – рациональное научное и иррациональное чувственное религиозное.
Теперь почему именно философия, а не наука или религия должна стать основой глобального мировоззрения.
Во-первых, «философия занимает особое место в культуре, являясь одновременно и тем фокусом, в котором сходятся лучи от всех других областей познавательной и практической активности человека, и своего рода общим энергетическим импульсом для всех форм деятельности человека» (1. с.8). Научное познание представляет знания, которые можно объединить в общую картину мира только философским осмыслением, творческим синтезом, казалось бы, на первый взгляд разных вещей. Парадигма мира, осмысленная философски дает мощный импульс в развитии всех отраслей деятельности человека и самого человека. На данном этапе развития человечества на планете Земля возникла потребность в создании новой философии, объединяющей весь накопленный опыт. Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин является философией индивидуального развития человека. Это философия развития личности человека, объединяющая научное и религиозное познание, дающая объяснение неединичным фактам экстрасенсорных и паранормальных явлений, которые до настоящего времени научно необъяснимы, представляющая новую парадигму мира, созданную на основах гармонии. Она в первую очередь, должна стать практической системой принципов, которая учит искусству жить. В этом заключается ее основной гуманистический принцип. У человека есть все для достижения счастья, для жизни в гармонии с миром и собой, независимо от его социального положения. Эту философию невозможно будет использовать в политических целях, так как это философия сугубо индивидуального развития. Использовать практические методы – да, но создать какую-либо партийную философию – нет. Эта философия в центр внимания ставит личность человека и показывает его соотношение с природным, социальным, вселенским миром. Она выполняет миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу, показывает конкретное и уникальное место, которое занимает человек в универсуме бытия. Представляет человеку мировоззрение, основанное на гуманизме. Научно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин предлагает новый взгляд на теорию развития, теорию миропостроения и строения человека, теорию познания и мышления и теорию развития личности человека.
Принятие и доказательство постулатов научно-исторической концепции в обществе позволит произвести революцию в науке, в качественном изменении ее исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий, методов и самого стиля мышления, т.е. сменит научную парадигму. Но смена парадигмы должна будет происходить параллельно с развитием человеческих личностей, индивидуальностей. Это приведет к построению общества социального примирения и социальной справедливости. На данном этапе развития человечества данная философия необходима как воздух, который позволит решить глобальные проблемы человечества. И благодаря новому мировоззрению эти изменения произойдут согласно одному из изречений Будды: « Только такая победа может считаться настоящей, при которой все в равной мере являются победителями, и никто не терпит поражения»(1,с.584). Эта философия несет глубокий гуманистический смысл, вселяет уверенность в жизнь и будущее каждой человеческой личности и человечества в целом.
Цель данной работы в объединении основных направлений научного философского потенциала, достаточно противоречивых направлений, как рациональное научное материалистическое и иррациональное религиозное (чувственное) идеалистическое познание. Теории научно-исторической концепции построены на основе теории физического вакуума, научных разработок и научных доказательств существования Тонкого Мира. Они представляют новый взгляд на мир, Вселенную, на место человека в универсуме бытия и на основе различных воззрений от философии античного мира до новейших психологических теорий современности, предлагают схемы миропостроения, строения человека, развития, энергоинформационных взаимодействий человека, а также дальнейшего возможного развития событий, исходя из объективных существующих на данный момент условий.
Теория физического вакуума возникла в конце 80-х годов прошлого столетия. Она представляет четкое математическое описание Тонкого Мира, которое разработал российский ученый Г.И.Шипов. В 1967г. Г.И. Шипов, будучи студентом МГУ, заинтересовался одной из серьезнейших проблем теоретической физики – программой единой теории поля, выдвинутой в начале века А. Эйнштейном. Последние 35 лет своей жизни, А. Эйнштейн пытался сформулировать общую теорию поля, проще говоря, пытался открыть «формулу», которая описывает весь мир, а все остальные научные истины вытекают из неё. Но ему не удалось это сделать при жизни. Этой проблемой занимались следующие выдающиеся ученые Дирак, Картан, Клиффорд, Ньюмен и др. Решить её удалось нашему соотечественнику Г.И. Шипову. Проблема создания единой теории поля получила своё решение в теории физического вакуума, разработка которой была завершена в 1988г. Теория физического вакуума объясняет весь мир (вещественный и тонкий) и все его проявления языком формул и строгой научной логики (5,с.83). В разработанной Эйнштейном общей теории относительности материальной средой, взаимодействующей с тяготеющими телами, является само Мировое пространство. Поначалу в его теории обязанности передачи действия приняли на себя физические поля, но затем Эйнштейн заговорил об эфире, отметив, что искривленное пространство – время и есть эфир. Но эфир «континиум, наделенный физическими свойствами» - это не прежний эфир. У Эйнштейна определенными физическими свойствами наделяется само пространство обладающее упругими свойствами.
В 1930г. Английский физик Поль Дирак теоретически обнаружил рождение в вакууме электрона и антиэлектрона. Сегодня уже доказано, что у каждой частицы есть античастица. Теория Дирака открыла путь к преобразованиям вакуума, в которых прежнее «ничто» обращается во множество пар « частица – античастица (5,с.87). «Если «присмотреться» к каждой частице в вакууме, то можно увидеть бесконечные процессы рождения и уничтожения частиц и античастиц, называемых виртуальными. Эти частицы, рождаясь из вакуума, живут очень не долго и исчезают. Так что вакуум как бы флуктуирует, хотя в среднем нейтрален – у него нет ни массы, ни заряда» (5,с.88). Можно сказать, что вакуум – это хаос. «Физический вакуум нашей Вселенной рассматривается как коллективные возбуждения хиггсовых скалярных бозонов, спин которых равен (()). Именно физический вакуум является прародителем всех частиц и квантов полей, резервуаром, перекачка энергии из которого обеспечила их возникновение и функционирование. Способность вакуума в ходе эволюции Вселенной изменять своё состояние и привела к многообразию форм физического мира (6,с.233-234). Академик Г.И. Шипов в своем интервью говорит: « Вакуум имеет определенную структуру даже тогда, когда нет материи, флуктуации, даже тогда, когда ничего нет. Но, тем не менее, есть информационная матрица, в которой, согласно выведенным законам, должны происходить процессы рождения и уничтожения материи» (7,с.3). Структура Мира, по Шипову, состоит из известных всем четырех уровней реальности (8, с.86).
1. Твердые тела.
2. Жидкости.
3. Газы
4. Поля и элементарные частицы
и еще трех уровней реальности Тонкого Мира:
5. Уровень физического вакуума
6. Уровень первичных торсионных полей
7. Абсолютное ничто
Из всех уровней Тонкого Мира самый стабильный и наиболее устойчивый уровень - Абсолютное Ничто, порождающий планы вакуума. «…. Абсолютное Ничто творит ….не материю, а планы – замыслы. И после того, как они готовы, начинается процесс рождения материи из вакуума». Планы – некие отношения, законы, матрицы возможного, замысел, по которому будет, строится материальный план. Приведем отрывок из интервью с академиком Г.И. Шиповым, опубликованное в журнале «Наука и религия» (№ 8 1999г.).
« С точки зрения формальной логики, Абсолютное Ничто как бы бессодержательно, и поэтому мы вынуждены его описывать специфическими, гуманитарными терминами, такими, как Сверхразум, ибо этот уровень – со Сверхвозможностями, и – пока по непонятным причинам – он способен из себя создавать первоначальные планы. Вот я и определяю его как Максимальный Устойчивый Уровень Реальности. И я говорю не о мифическом или гипотетическом явлении, а исключительно о физическом. Все в этом мире исчезает, но этот уровень остается всегда. Он вечен. С него абсолютно все начинается и им же абсолютно все завершается. Мир Высшей Реальности – мир планов, законов, отношений между элементами материи, и они, замечу, более устойчивы, чем сама материя. Я утверждаю: есть новая физическая теория, созданная в результате развития представлений Эйнштейна, в которой появился некий уровень реальности, синонимом которого в религии является БОГ – некая реальность, обладающая всеми признаками Божества. Я утверждаю только это. Не более того. Я не знаю, как это Божество устроено, но оно реально существует. Нашими методами его познать, «изучить» невозможно. И потом наука не доказывает, а лишь указывает на существование Бога. Да она и не претендует на большее – науку в основном интересует грубая материя».
Философия всегда стремилась к постижению знаний о мире, как объективной реальности, знаний о человеке, как субъективной реальности, о месте человека в этом мире и пыталась выработать собственные средства познания сущности человека. «История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу-судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально непрерывно связаны две ипостаси дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно её отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами»(1,с.449) . Русские философы рассматривали человека в связи с обществом, две составляющие человека Божественную и Тварную, пытаясь найти путь от человека к Богочеловеку. «Идеалистическая философия 19-20 веков гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, в других же, напротив – к иррациональному. Гегель рассматривал индивида в контексте социально-исторического целого как продукт деятельного взаимодействия, в котором происходит опредмечивание человеческой сущности и весь предметный мир вокруг человека есть не что иное, как результат этого опредмечивания» (1,с.449). Марксизм рассматривает человека через общество. Определяющим условием становления человека определяется трудом. Труд выступает как коллективный, социальный. Таким образом, определяется, что социальное общество повлекло за собой формирование новых, социальных качеств человека; язык, мышление, общение, убеждение, мировоззрение и т.д. К. Маркс писал: «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду». В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Л. Фейербах писал: « Изолированного человека не существует. …. Понятие человека непременно предполагает другого человека, или точнее, других людей, и только в этом отношении человек есть человек в полном смысле этого слова». «Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни – даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявление жизни - является проявлением и утверждением общественной жизни» (Маркс К, Энгельс Ф., соч.т.42, с.119).
Развитие психологии- философии Фрейда, Юнга, экзистенциализм – рассматривают человека, его сознание как взаимодействие сознательного и бессознательного, человеческое «Я» в разных проявлениях, по разному интерпретируя первичность сознательного и бессознательного, в основном склоняясь к бессознательному влиянию на поведение человека. Четко очерчивают грань сознательного и бессознательного. Современные психологические теории личности, такие как, гуманистическая психология и трансперсональная психология, рассматривают человека «как изначально хорошее существо, которому потенциально присуще высшие человеческие качества и высшие человеческие потребности» (9,с.306), как духовное космическое существо, «неразрывно связанное со всей Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю» (9,с.315). Через бессознательное, человек связан с бессознательной психикой других лиц, с коллективным бессознательным человечества, с космической информацией, с мировым разумом. « Бессознательная часть психики человека является важнейшей информационной и творческой базой человека,.. и поэтому является связующим звеном с миром, природой, космосом» (9,с.319).
В настоящее время огромным интересом пользуются различные методы специальных психологических методов, а также огромное количество личных индивидуальных методик, способствующих развитию энергоинформационных ощущений человека. Среди них особое место занимает практическая методика системы Дальнейшего Энергоинформационного Развития (ДЭИР), разработанная советскими учеными в конце 80-х годов прошлого столетия. Она с научных позиций вскрыла методы, позволяющие человеку совершенствоваться индивидуально. Но методы ДЭИР в настоящее время философски не осмыслены, и это делает их неотличимыми от других псевдонаучных «кустарных» методик.
Несмотря на господствующее ныне научное мировоззрение, большое значение в мире имеет и религиозное мировоззрение. Отсутствие твердой нравственной материалистической опоры, оторванный от веры псевдогуманизм, а также технический прогресс и мировые катаклизмы подводят человека к осознанному принятию Бога. Но человек теряется среди всего многообразия вер, культов и идеологий. Как выбрать то направление в религии, которое приведет его к истинно духовному существованию? Чем отличается язычество и мировые религии? Что есть язычество? Если какое-либо взаимодействие человека с языческой верой приносит удовлетворительный результат, не есть ли оно правильное и не всё ли равно кому поклоняться? Всё это вносит хаос в сознание человека и зачастую уводит его от единственно правильного пути. Деятельность церквей, как социальных образований, дискредитировала себя исторически, служа политической власти и приспосабливая веру в Бога к служению политическим целям. Это привело к тому, что ради борьбы за справедливое мироустройство человек начал противопоставлять себя религии вообще. И в настоящее время многие служители церкви не понимают той ответственности, которая лежит на них в деле осознанного принятия человеком Божественной истины и следованию нравственным принципам, лежащим в основе всех мировых религий. Первый чехословацкий президент Т.Г. Масарик в «Беседах» с К. Чапеком отмечал: « Настоящим врагом религии, истинным безбожием является индифферентность, безразличие и цинизм. Индифферентность и цинизм – это могила религии и духовной жизни вообще, это духовная смерть. У скептиков да и атеистов больше религиозности, чем у такого религиозно иссякшего церковника. Иисус всю жизнь выступал против подобных записных церковников; хозяевам иерусалимской синагоги он казался безбожником… Церковь и религия должны найти и в нынешнем мире свое надлежащее место, осознать свою новую миссию… Чем более просвященным становится миропорядок, тем больше церкви могли и должны были бы посвятить себя религии истинно чистой и ничем не запятнанной – религии Иисуса; мир и вправду стал бы более христианским, но не силою власти, а любви» (35, с. 31). Рассмотрение истории развития религии приводит к выводу, что религиозное познание непосредственно связано с сознанием Бога, с основными законами мироздания. Без синтеза научных и религиозных истин невозможно дальнейшее продвижение человечества по пути созидания и прогресса.