Психологическая природа общения
Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.
- Общение как психологический феномен определяется:
- общими закономерностями устройства психической системы человека и психофизиологии речи;
- этнопсихическими особенностями нации;
- социально-психологическими особенностями социальной группы;
- индивидуальными психологическими особенностями личности.
- Рассматривая психологическую природу общения необходимо учитывать, что:
- 1) общение является формой психической деятельности;
- 2) общение является формой поведения человека;
- 3) общение представляет собой межличностное взаимодействие индивидов;
- 4) в общении проявляются психологические свойства личности, её темперамент и другие психолого-типологические характеристики;
- 5) личность человека формируется в процессе общения.
1. Общение как форма психической деятельности. Общение как деятельность регулируется мотивами и целями.
Мотив представляет собой причину, побуждающую человека к определённой деятельности. Общим мотивом речевой деятельности является необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми.
Цели речевой деятельности включают поддержание социальных и личных взаимоотношений, организацию труда, быта и досуга человека.
Как и всякая другая деятельность, речевая деятельность имеет иерархическую структуру, включающую ведущий и фоновый уровни.
Ведущий уровень составляется основными действиями, направляющими всю деятельность к реализации цели, фоновый уровень включает дополнительные действия, обеспечивающие выполнение основных.
Действия фонового уровня чаще всего характеризуются автоматизмом. В общении ведущие действия состоят в формировании и восприятии содержательной стороны высказываний, а фоновыми является психические операции озвучивания и восприятия высказываний. Речевая деятельность на родном языке в нормальном случае характеризуется очень высокой степенью автоматизма.
В структуру деятельности входят также образ результата и регуляция промежуточных этапов деятельности.
Образ результата представляет собой психическую модель реализованной цели деятельности.
Регуляция предполагает сознательный контроль выполнения отдельных действий и их соответствия конечной цели деятельности.
2.Общение как поведение. Общение как поведение представляет собой избранный личностью тип организации речевого взаимодействия с окружающими, соответствующий мировоззрению и психическим особенностям личности.
- К речевому поведению относятся такие феномены, как:
- подражание (сознательное и неосознанное) речи других людей;
- эмоциональное "заражение";
- подчинение индивидуального поведения групповым нормам и ролевым предписаниям или нарушение этих норм;
- лидерство в общении или склонность к пассивному участию в общении.
3. Межличностное взаимодействие. Межличностное взаимодействие в общении характеризуется как объективными данными, свидетельствующими о влиянии отношений собеседников на характер общения и речевых действий на развитие этих отношений, так и субъективным восприятием участниками общения речевых действий друг друга.
- Поэтому психология общения изучает следующие направления влияния:
- межличностные отношения > характер общения;
- характер речевых действий > развитие личных отношений;
- восприятие речи собеседника > выбор дальнейшего речевого поведения и изменение (сохранение) психологического отношения к нему;
- восприятие личности собеседника > отношение к речи собеседника.
4. Психологические характеристики личности. Психологические характеристики личности, например, темперамент существенно влияют на характер речевого поведения человека. Психологический аспект общения в зависимости от типологических признаков личности говорящих подробно исследован в работе Е.Ю.Чеботарёвой, В.Н.Денисенко и А.И.Крупнова "Психолингвистический анализ речевых действий" (М.: Изд. РУДН, 1998).
- В этой работе выделяются следующие компоненты психологического аспекта речевых действий:
- Операционно-динамический компонент, который включает следующие показатели:
- объём высказывания;
- темп (скорость говорения);
- лексическая вариативность;
- синтаксическая вариативность;
- отказ от коммуникативного намерения;
- длительные паузы.
- Мотивационный компонент, который характеризуется такими показателями, как:
- количество фраз, в которых автор говорит о других;
- количество фраз, в которых автор говорит о себе;
- количество фраз, содержащих обращение к собеседнику;
- свёрнутость (неполнота) фраз.
- Когнитивный компонент, который содержит следующие параметры:
- количество фраз, содержащих оценочность;
- количество фраз, содержащих сопоставление;
- наличие названий тем сообщений;
- количество фраз, содержащих обобщения;
- выражение причинно-следственных связей;
- описания внешности;
- описания действий.
- Результативный компонент, который характеризуется следующими показателями:
- содержательность;
- понятность;
- выразительность;
- количество затронутых тем;
- количество описанных людей;
- грамматическая правильность;
- фонетическая правильность;
- использование риторических приёмов.
- Эмоциональный компонент, который представляет собой характеристику степени эмоциональной выразительности высказывания и количества и эмоционально окрашенных лексических единиц.
- Регуляторный компонент, который характеризуется количеством таких речевых действий, как:
- уточнения;
- повторы;
- самоперебивы;
- вопросы;
- короткие паузы;
- ссылки.
(Чеботарёва Е.Ю. и др. Указ. соч., С. 70).
5. Роль общения в формировании личности. Роль общения в формировании личности огромна. Речевое общение во всех его формах и жанрах позволяет человеку в готовом виде получать социальный опыт, осмысленный и систематизированный предшествующими поколениями. В общении происходит овладение духовной, интеллектуальной и материальной культурой, познание человеком мира и самого себя, а в результате этого - социализация личности и корректировка поведения человека.
"Как свидетельствуют психологи, именно вербальное взаимодействие со взрослыми имеет решающее значение как для освоения ребёнком окружающего мира, так и для овладения им способами мышления. Вербальное взаимодействие осуществляется с помощью речевых коммуникативных умений, которые в свою очередь вырабатываются и совершенствуются в речевой деятельности" (Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995, С. 65).
Общаясь со взрослыми, ребенок не только узнаёт, как называются те или предметы окружающего мира, но и то, как надо обращаться с различными предметами, как устроен мир, как относиться к людям и как общаться с людьми. Вне языковой среды ребёнок не может развиваться ни интеллектуально, ни нравственно.
Как пишет В.В.Соколова, "речь окружающих, их речевое поведение, обращённое к ребёнку с первых месяцев его жизни звучащее слово - основа развития, становления личности. И то, что это за речь, какими качествами, свойствами она обладает, какое несёт содержание, - в известной мере задаёт направление культурного и духовного развития личности и социального процветания гражданина" (там же, С. 72).
К НАЧАЛУ ПУНКТА