Методические указания по выполнению и оформлению

Самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. Самостоятельная работа студентов позволит более углублённо освоить предлагаемый курс, интегрировать знания о возникновении и разрешении сложных, противоречивых ситуаций, полученные студентами при изучении различных теоретических и практических учебных курсов, поможет формированию навыков управления и разрешения различных типов конфликтов.

Для успешного выполнения самостоятельной работы рекомендовано:

1. активно участвовать в усвоении материала на лекциях;

2. самостоятельно работать с учебниками и научной литературой, составлять конспекты по проработанному материалу;

3. уметь аргументировать свою точку зрения, внимательно слушать выступления других студентов, умело соотносить и сопоставлять их высказывания со своим мнением.

Представленные работы должны отвечать поставленным задачам, иметь практический выход. Обязателен прилагаемый список литературы, оформление работы предпочтительно с использованием компьютерной печати. Критериями оценки является краткость и логика изложения, аккуратное оформление, список современных литературных источников.

Дополнительные материалы

ГЛОССАРИЙ

Ассертивность –это готовность к прямому, уверенному выражению чувств, мыслей, предложений о легитимных изменениях в поведении или мнении партнера, установлении обратной связи.

Ассертивное поведение – умение адекватно проявлять и высказывать партнеру свои мысли, чувства, эмоции без нагнетания конфронтации; уверенное, эффективное коммуникативное поведение, противоположность манипуляции.

Внутренний (психологический) конфликт - столкновение примерно равных по силе, но несовпадающих по направленности внутренних явлений и тенденций в психике одного и того же человека.

Интересы - это принципы, ценности или системы убеждений, которые необходимо удовлетворить, если противоречие предполагается разрешить справедливо, практично, наилучшим образом и надолго. Это то, что побуждает стороны вступать в конфликтные отношения.

Инцидент – это определенное взаимодействие между оппонентами, действия оппонентов, направленные на достижения их целей.

Консенсус – это основная цель конструктивных переговоров, добровольное соглашение между всеми сторонами по обсуждаемой проблеме, при котором, однако, отдельные участники (или группы участников внутри команды) проявляют различную степень удовлетворенности и приверженности к соглашению. Консенсус не означает полного единодушия.

Конфликт – процесс возникновения, развития, кульминации и разрешения противоречия во внутренней (психологической) или внешней (социально-психологической, социальной) реальности человека либо группы людей.

Конфликтология (от лат. conflictus - столкновение, logos - слово, закон, наука) - наука о возникновении и развитии конфликтов, а также методах управления, разрешения и профилактики конфликтов.

Кризис (психологический) – состояние тотальной внутренней конфликтности, болезненно переживаемое человеком, сопровождаемое негативными эмоциями и ощущением наличия проблемы, которую необходимо решить.

Критическая ситуация - это ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализовать внутреннюю необходимость (мотив, стремление, ценность и т.д.).

Личностный конфликт – это состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности.

Манипуляция –

– преднамеренное и скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором его целей.

Межличностный конфликт - это столкновение взаимоисключающих или кажущихся взаимоисключающими целей, интересов, точек зрения и т.п. двух и более людей.

Моббинг – одна из форм организационного конфликта, заключающаяся в преследовании отдельного сотрудника другим или группой сотрудников с целью вызывать увольнение того, на кого направлен моббинг. («Травля на работе»).

Оппоненты или стороны (или субъекты конфликтного взаимодействия) – это непосредственные участники конфликта, чье поведение определяет его динамику и характер. Оппонентами в конфликте могут быть: отдельные люди, малые группы (например, семьи или отделы предприятия), организации, социальные группы (например, пенсионеры).

Организационные конфликты –все конфликты в организации, затрагивающие как организацию в целом, так и отдельные группы или отдельных людей в организации.

Переговоры -

· взаимодействие людей (групп), которое отличается стремлением вызвать у партнера желание к действиям, которые изменят хотя бы одну из сторон ситуации или установят новые отношения между участниками;

· процесс выработки взаимных обещаний, который приводит к реалистическим и прочным соглашениям.

Послеконфликт – это состояние конфликта после его формального завершения. Вероятность послеконфликта значительно возрастает, если у стороны нет хотя бы одного из видов удовлетворений.

Посредничество, медиация одна из возможных процедур по урегулированию конфликта, особая форма переговоров, включающая участие третьего лица (стороны) нейтрального по отношению к участникам конфликта и независимого от них. Задача этого нейтрального третьего лица (стороны) помочь конфликтующим самостоятельно найти взаимоприемлемое соглашение по урегулированию спорных вопросов и достигнуть его, т.е. медиатор не дает советов и рекомендаций, а занимается максимально эффективной организацией процесса переговоров.

Предконфликтная ситуация возникает, если сложились основные характеристики противоречия, но реального столкновения сторон еще нет.

Предконфликтная ситуация может существовать от нескольких секунд (общественный транспорт в час пик) до месяцев и десятилетий (например, сущностные противоречия социальных систем).

Предложения или позиции – это высказывания сторон, которые содержат информацию о том, каким образом интересы могут быть удовлетворены, проблема решена и конфликт завершен.

Проблема - это вопрос, который выдвинут для обсуждения в процессе переговоров и решение которого позволит удовлетворить нереализованный или ущемленный интерес, то есть то, что мы будем обсуждать на переговорах. Проблема является поводом для возникновения спорных отношений, а интерес - причиной. В ходе переговоров проблема может быть разбита на ряд конкретных вопросов. Важно не потерять целого – всей проблемы – при рассмотрении частностей. А также учитывать какие интересы и каким образом будут удовлетворены через решение проблемы. Отношение к проблеме определяет позиции сторон на переговорах.

Противоречие -это категория, выражающая внутренний источник всякого развития, всякого движения. В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. Противоречие - это определенный тип взаимодействия различных и противоречивых сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Противоречие лежит в основе любого конфликта, но конфликт является лишь одной из форм противоречия.

Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Они противостоят друг другу в рамках единого взаимоотношения: наличие одной предполагает бытие другой.

Ролевой конфликт - переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он состоит.

Стресс - от англ. stress - давление, напряжение - может обозначать широкий круг состояний человека, вызываемых разнообразными воздействиями (стрессорами). Было введено Г.Селье для обозначения неспецифической реакции организма «общего адаптационного синдрома» в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Считается, что стресс сопровождает любое взаимодействие человека с миром, так как в жизни постоянно возникают препятствия на пути удовлетворения «принципа удовольствия», который лежит в основе существования человека как биологического существа. Т.о., стресс - это особое состояние человека в период «перехода», приспособления к новым условиям существования.

Социально-психологический конфликт - возникающие и протекающие в социально-психологической сфере столкновения, противоречия, вызванные несовпадающими интересами, способами поведения и установками людей или групп в условиях их стремления к достижению какой-либо цели или целей.

Социальный конфликт –конфликт между большими социальными группами. Может быть различным по масштабу – от региональных до глобальных, а также по сфере возникновения. Наиболее изучены политические, этнические, религиозные социальные конфликты.

Стратегия разрешения конфликта – общий подход к поведению в конфликте и ходе его завершения.

Тактика разрешения конфликта – конкретные приемы, методы, техники, используемые на разных этапах работы с конфликтом для достижения желаемого результата. Практически любая стратегия может быть реализована с помощью любых тактик.

Технологии разрешения конфликтов –набор стандартизированных приемов и методов позволяющих относительно быстро и эффективно разрешать определенные типы конфликтов.

Трудовые или индустриальные или социально-экономические конфликты – конфликты между наемными работниками и работодателями, могут возникать по инициативе обеих сторон и иметь различный характер. Являются переходной формой конфликта между социально-психологическими и социальными конфликтами.

Удовлетворенность – эмоциональное состояние, возникающее у участников переговоров в результате реализации интересов.

Условия возникновения конфликтов –сочетание трех закономерных феноменов, приводящих к возникновению конфликта и определяющих его специфику. К условиям возникновения конфликтов относятся: наличие оппонентов, существование предконфликтной ситуации и инцидент. Условия формируются под воздействием факторов возникновения конфликтов.

Факторы возникновения конфликтов -те события, действия или бездействие людей, а также независящие от них обстоятельства, которые приводят к возникновению конфликта. В классификации У.Линкольна пять основных факторов возникновения конфликтов:

  • Информационные: отсутствие, искажение, избыток, нежелательное обнародование или сокрытие, непонимание и т.д. информации
  • Структурные (или объективные): факты, события, явления, процессы, которые трудно или невозможно изменить.
  • Ценностные: различия в системах убеждений, верований, идеалов, взглядов и т.п. отдельного человека или группы людей.
  • Отношений: неудовлетворенность людей или групп отношениями между ними.
  • Поведенческие: конкретное, сиюминутное поведение индивидов или групп.

Фрустрация - от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание, расстройство - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и др. Защитные реакции при фрустрации могут проявляться через агрессивность, уход от трудной ситуации, регрессию сложности поведения и т.д. Фрустрация может привести к изменениям в характере человека: появлению неуверенности в себе, фиксации ригидных форм поведения, эмоциональной неустойчивости, нарушениям социальной адаптации. Часто является причиной неврозов.

Наши рекомендации