Способы развития памяти
Существует много способов развития памяти, и при использовании любого из них могут помочь методы НЛП.
Умственная визуализация
Этот прием работает наиболее эффективно, если есть необычная или причудливая связь. Например:
1. Выберите пять или шесть произвольных слов, свяжите их с самыми невообразимыми визуальными образами. Чем более невероятен образ, тем эффективнее эта техника; полагайтесь на правое полушарие.
2. Выберите 12-15 произвольных слов. Выполните все, что указано в пункте 1 и составьте какой-нибудь рассказ, объединяющий эти образы, каким бы глупым он не был.
Мнемоника
Фактически каждый когда-нибудь использует мнемонические приемы запоминания. Большинство их них люди помнят всю жизнь. Например, все знают знаменитую фразу, помогающую запомнить порядок цветных полос радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Якоря
Это один из основных инструментов в НЛП, который может применяться ко всем аспектам обучения. Создание позитивных якорей имеет большое значение: с их помощью обучающиеся «уносят» знания с собой, а не «оставляют» их на занятиях.
Субмодальности
Можно увлекательно и эффективно представить субмодальности, используя их, чтобы продемонстрировать обучающимся, как они хранят информацию и воспоминания. Преимущество этого способа в том, что обучение происходит одновременно по нескольким темам и на нескольких уровнях.
Метафоры
Метафоры очень плодотворны и играют важную роль в развитии памяти, чтобы играть, особенно если метафора «подходит» обучающемуся.
Большинство техник НЛП может применяться для развития памяти. Благодаря им обучающимся предоставляется возможность получить позитивный референтный опыт, а обучение превращается в веселое занятие.
Развитию памяти нужно обязательно уделять внимание и не жалеть на это времени. Предлагаемые техники пойдут на пользу и обучающимся, и тренеру. Тренеру всегда важно показать свое профессиональное мастерство, то есть что он владеет тем, чему учит.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
· Развитие памяти — это «обучение обучению».
· Неспособность к научению может создавать лишающие сил убеждения.
· В основном обучение — заучивание наизусть.
· Бульшая часть изученного сразу забывается.
· Существуют следующие закономерности запоминания мозгом информации:
– конкретные понятия запоминаются лучше абстрактных;
– мозг предпочитает классифицировать;
– время — важный фактор;
– обучающиеся предпочитают концентрировать усилия;
– обучение должно отражать жизнь;
– мозг предпочитает придавать значения;
– важен эффект первого впечатления;
– лучше всего память удерживает самое «давнее» и самое необычное;
– мозг любит разбивать информацию на «чанки»;
– мозг стремится поместить информацию в ситуацию или контекст;
– следует переместить информацию из кратковременной в долговременную память;
– повторять материал нужно перед сном и по утрам;
– мозг предпочитает ассоциации.
· Обучающиеся лучше помнят смешное, причудливое, странное.
· Обучающиеся лучше помнят то, что не было завершено.
· Обучающиеся учатся на примерах.
· Регулярное повторение улучшает результаты запоминания.
· Используйте следующую технику повторения:
– изучите материал;
– через полдня повторите в течение десяти минут;
– через день повторите в течение десяти минут;
– через неделю повторите в течение пяти минут;
– через месяц повторите в течение пяти минут;
– через шесть месяцев повторите в течение пяти минут.
· Существуют четыре типа препятствий вспоминания информации:
– ретроактивные;
– проактивные;
– интерактивные;
– реактивные.
· Помогайте обучающимся «транспортировать» информацию из кратковременной памяти в долговременную.
· Используйте разнообразные способы, обучающимся учиться:
– мысленную визуализацию;
– «узелки на память»;
– мнемонику;
– якоря;
– субмодальности;
– метафоры.
Использование техник запоминания УПРАЖНЕНИЯ
1. Используйте мысленную визуализацию.
2. Используйте «узелки на память».
3. Используйте комбинацию упражнений 1 и 2.
4. Используйте мнемонические приемы.
5. Используйте якоря.
6. Используйте субмодальности.
7. Используйте метафоры.
8. Применяйте другие подходящие навыки и техники НЛП, например создание положительных убеждений, референтного опыта, изменение состояния обучающегося, осознание невидимого.