Современные представления об этикете
Этикет в современном обществе теряет свой сословный характер, и в этом состоит одна из его характерных особенностей.
Демократический характер современных правил учтивости проявляется в том, что этикет становится всеобщим стандартом, регулятором поведения, а не сводом правил для избранных. Он предъявляет ко всем одинаковые требования.
Гуманистический характер современных правил учтивости проявляется в том, что требования этикета становятся более человечными, многие из предписаний теряют свою вычурность и искусственность, становятся более естественными и целесообразными, иными словами, более доступными для усвоения и соблюдения.
Всеобщий характер современного этикета проявляется в том, что его правила в наибольшей степени призваны утвердить такие нравственные принципы, как равенство, уважение достоинства личности, права человека. Именно они выступают основой для поддержания нормальных отношений между людьми и стремления избежать конфликтов.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, которые лежат в основе этикетной культуры:
1. Доброжелательная вежливость, которая касается конкретных правил поведения. Приветствие, обращение к человеку, умение помнить его имя и отчество, особенности его жизни, мир его увлечений - эти и многие другие элементы взаимоотношений людей создают определенную положительную ауру и являются достаточной основой для решения общих дел.
2. Важными требованиями этикета являются тактичность и чуткость, которые помогают нам понять и почувствовать, что может доставить нашему собеседнику удовольствие, радость или, наоборот, вызвать раздражение, досаду, обиду.
3. Требованием этикета является чувство меры в разговоре, в личных и служебных отношениях, скромность, умение найти границу, за которой наши слова и поступки вызовут незаслуженную обиду и огорчение.
Специфическая особенность этикетной культуры состоит в том, что правила предоставляют определенные преимущества одним перед другими. Действительно, этикетная культура предоставляет преимущества женщинам перед мужчинами, старшим перед младшими, больным перед здоровыми, начальнику перед подчиненными. Так, женщина имеет преимущество перед мужчинами во всех случаях жизни. Мужчина всегда должен оставаться галантным, внимательным кавалером по отношению к своей спутнице. Он должен в театре подать пальто, сдать одежду в гардероб, в дверях пропустить вперед (есть исключение: в зал ресторана первым входит мужчина), в транспорте, лифте помочь войти и выйти (первым выходит мужчина, подавая даме руку). Обязанность мужчины - помочь донести тяжелую сумку или хотя бы предложить помощь. Идя по лестнице вверх, мужчина отстает от женщины на 1-2 ступеньки, спускаясь вниз, он идет впереди.
Молодые обязаны первыми приветствовать старших, входящие - присутствующих, запаздывающие - ожидающих.
Женщина, войдя в комнату, здоровается первой, не дожидаясь, когда к ней с приветствием обратятся мужчины. А мужчины, в свою очередь, не дожидаясь, пока с ними поздоровается женщина, поднимаются и подходят, чтобы поздороваться с ней. Уходя, женщина прощается первой.
Опоздавший гость, садясь за стол, приветствует всех присутствующих, подавать руку всем необязательно. На официальных приемах вначале здороваются с хозяином и хозяйкой дома, затем с дамами солидного возраста, затем со старшими по положению мужчинами, затем - со всеми остальными. В соответствии с европейскими правилами, хозяйка должна пожать руку всем приглашенным гостям. Сидящий мужчина, приветствуя даму или старшего по возрасту и положению человека, должен обязательно встать. Если он приветствует лиц, проходящих мимо, не вступая с ними в разговор, он может не вставать, а лишь приподняться.
На улице идущий мужчина первым кланяется стоящему. Женщина, идущая рядом с мужчиной, первой здоровается с женщиной, идущей в одиночестве или стоящей на улице. Женщина первой приветствует мужчину, если она его обгоняет. Приветствуя знакомую на улице, мужчина должен приподнять шляпу или кепку (есть исключение: берет или зимнюю шапку не приподнимают). Если люди обмениваются рукопожатием, мужчина снимает перчатку обязательно, женщина перчатку может и не снимать.
В лифте в присутствии дамы мужчины снимают шляпу. На улице целовать руку женщине не принято, только в помещении. В Великобритании, Германии, Скандинавии руку женщине вообще не принято целовать.
Форма обращения. Бытовой русский язык не выработал универсального обращения, как, например, в Польше – «пан», «пани», поэтому при обращении к незнакомому человеку лучше использовать безличную форму: «извините, как пройти …», «будьте добры, …» но не всегда можно обойтись без конкретного обращения. Например: «Уважаемые товарищи! В связи с ремонтом эскалатора вход в метро ограничен». Слово «товарищ» - исконно русское, до революции им обозначали должность: «товарищ министра». В словаре русского языка С.И. Ожегова одним из значений слова «товарищ» является «человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, условиям жизни и т.п., а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь».
Также в обиходе используется слово «гражданин». «Гражданин! Не нарушайте правила дорожного движения!» - это звучит строго и официально, а от обращения: «Гражданка, встаньте в очередь!» веет холодом и большой дистанцией между общающимися. К сожалению, чаще всего употребляется обращение по половому признаку: «Мужчина, подвиньтесь!», «Женщина, уберите сумку с прохода!». В речевом общении, кроме того, существуют исторически сложившиеся стереотипы. Это слова «сударь», «сударыня», «господин» и множественное число «господа», «дамы». В деловых кругах используется обращение «господин».
При применении любой формы обращения следует помнить, что оно должно демонстрировать уважение к человеку, учитывать пол, возраст и конкретную обстановку. Важно точно чувствовать, к кому мы обращаемся.
Обращаясь к незнакомому, малознакомому или официальному лицу, следует говорить «Вы». Преподаватели обращаются к студентам и старшеклассникам на «Вы». Переход на «ты» может предложить старший - младшему и начальник - подчиненному.
Правила знакомства. Знакомство начинается с представления. Мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту или служебному положению мужчин и женщин следует представлять более старшим. При равном положении более молодой представляется более пожилому, мужчина - женщине, подчиненный - начальнику, один человек представляется группе (женщина представляется супружеской паре первой). Если мужчина в момент представления сидит, он обязан встать. Женщина может не вставать, за исключением тех случаев, когда ее представляют даме, которая значительно старше ее по возрасту и по положению. Когда в обществе одного человека представляют сразу нескольким, обычно громко называют его фамилию, имя. Представляемый слегка кланяется всем. Для представления лучше прибегнуть к помощи посредника, но можно представиться и самому. Если кто-то представляется вам, в ответ следует назвать свою фамилию. Если кто-то знакомит двух людей, он должен сам назвать представляемых. Нельзя подвести их друг к другу и сказать: «Познакомьтесь». Это невежливо. Если представляющий знакомит людей одного возраста и пола, он должен представить менее знакомого человека более знакомому. Членов семьи представляют, как правило, не называя их фамилий, например, «Ольга Ивановна, позвольте представить вам мою дочь Светлану». Человек, которому представляют нового знакомого, называет свою фамилию и добавляет: «Очень приятно», «Рад с вами познакомиться». Тот, кого представляют, говорить этого не должен. Новые знакомые, как правило, обмениваются несколькими словами, вступают в непродолжительную беседу. Инициатором такой беседы является человек, старший по рангу и возрасту, или женщина. Новые знакомые обмениваются приветствиями и рукопожатиями. Рукопожатие не должно быть слишком сильным или, наоборот, слишком слабым. Трясти руку и пожимать ее двумя руками неприлично. Не принято обмениваться рукопожатиями через стол, идти с протянутой для рукопожатия рукой, подавать руку следует непосредственно перед рукопожатием. Женщина, знакомясь с мужчиной, сама решает, подавать ей руку или нет, это ее право. Если женщина или старший по возрасту, положению руки не предлагает, следует слегка поклониться. Если люди не представлены друг другу, а в беседе они участвуют, то, прощаясь, они не обязаны обмениваться рукопожатиями.
Мы коснулись ряда ситуации, в которых проявляется определенная манера поведения. Манеры- это совокупность внешних форм поведения, присущих данному конкретному человеку. В манерах отражается воспитанность человека, которая проявляется в определенном способе держать себя, в походке, жестикуляции, мимике, интонации, в культуре речи. Хорошие манеры предполагают скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично обращаться с людьми. Дурные манеры свойственны людям, которые имеют привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, им присущи развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде; они демонстрируют откровенную недоброжелательность к окружающим и нежелание считаться с чужими интересами; они беззастенчиво навязывают другим людям свою волю и желания, не умеют сдерживать свое раздражение; они намеренно оскорбляют достоинство окружающих, что проявляется в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ. Фактически манеры - это такой же способ проявлять уважение к окружающим, как опрятная одежда, вежливое обращение с другими, тактичность. В манере поведения достаточно велика роль привычек. Привычки могут подчеркнуть достоинства человека, но могут свести их к нулю.
Например, в беседе бестактно без причины отказываться от обсуждения предложенной темы; вести разговоры, которые могут вызвать у присутствующих тяжелые воспоминания (о болезнях, смерти); позволять неуместные шутки, подтрунивать над присутствующими, сплетничать об отсутствующих; вести разговоры о сугубо личных, интимных делах - своих и чужих; шептать что-то на ухо собеседнику; быть всегда недовольным, предъявлять постоянные претензии.
Надо помнить, что в основе хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал другому человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
Этикетные правила включают также культуру одежды, культуру речи и правила ведения «светской» беседы, этикет официальных и неофициальных мероприятий, этикет застолья, правила поведения в ресторане и в гостях. Правил очень много. Их несоблюдение, а иногда незнание способно нас огорчить, вызвать досаду или недоумение. Поэтому нужно собирать книги о правилах учтивости и при случае полистать, посмотреть, что и как рекомендуется делать. Например, книга Эми Вандербильт «Этикет» (М., 1995) считается самым подробным и содержательным среди современных изданий справочником правил хорошего тона. В этой своеобразной энциклопедии читатели найдут практические советы на все случаи жизни: как по всем правилам устроить новоселье и что недопустимо при помолвке, как писать поздравительные открытки и деловые письма, что надо знать о нормах поведения в бизнесе и даже... как принимать знаменитость. Обширнейшая информация заключена в разделах «Обряды в нашей жизни», «Одежда и манеры», «Как принимать гостей», «Ведение домашнего хозяйства», «Семья и воспитание детей», «Светская жизнь». Книга выдержала бесчисленное количество изданий не только в США, но и в других странах мира, впервые переведена на русский язык. Каждый человек найдет в ней для себя много ценного и полезного.
Есть много других изданий, например, книга Шмидта Р. Искусство общения / Пер. с нем. - М, 1992; Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ., любое издание; Школа этикета // Авт.-сост. Л.С. Лихачева - Екатеринбург, 1997.
В западном обществе имеют хождение знаменитые 54 правила Джорджа Вашингтона, которые включают все главное, что надо знать об общепринятых социальных действиях и взглядах. Кроме того, в уже названной книге «Этикет» Эми Вандербильт указывает 23 правила хорошего тона, которые должны быть известны детям, подросткам и всем молодым людям, не говоря уже о взрослых. Это элементарные правила повседневности, которые указывают, что в «приличном обществе» не следует делать следующего: 1) чесаться, ковырять в зубах, плевать, причесывать волосы, чистить ногти; 2) жевать с открытым ртом, чавкать или причмокивать губами; 3) оставлять ложку в тарелке или есть с ножа; 4) подвязывать салфетку (можно только очень маленьким), облизывать пальцы вместо того чтобы вытирать их салфеткой; 5) садиться за стол неумытым, непричесанным, неаккуратно одетым; 6) забывать приветствовать своих домашних утром и по возвращении домой; 7) откидываться на стульях или отодвигать их от стола всем весом своего тела; 8) сидеть развалясь за обеденным столом или ставить на него локти (за исключением моментов перемены блюд, хотя и тогда допускается ставить на стол только один локоть), перегибаться через спины других; 9) топать вверх и вниз по лестнице как слон и хлопать дверьми; 10) проходить вперед других, не сказав «пожалуйста, извините меня» или «сожалею»; 11) вяло отвечать «нет» и «да», вместо того чтобы говорить «да, мама», «да, господин Иванов». В некоторых случаях можно оживленно ответить «да» или «нет». Тон имеет очень большое значение; 12) говорить плохо о покойных или распространять вредные сплетни; 13) ругаться, употребляя непечатные выражения; 14) набивать до отказа рот; 15) рыгать, чихать или кашлять, не пытаясь отвернуться от соседей, закрыть рот рукой или чистым носовым платком; 16) вытягивать ноги в проход, так что люди могут о них споткнуться; 17) вести себя шумно и вызывающе в общественных местах; 18) входить в комнату, дверь которой закрыта, не постучать и не спросить разрешения войти; 19) прерывать беседу без важного на то основания и не попросив позволения высказаться; 20) говорить слишком громко, непрерывно болтать; 21) ходить, волоча ноги; 22) щелкать суставами, барабанить пальцами или предаваться другим сходным раздражающим мелким привычкам, которые действуют людям на нервы; 23) жевать резинку, за исключением того времени, когда находишься в одиночестве или когда летишь в самолете, чтобы снизить давление, или, в крайнем случае - очень сдержанно и без щелканья.
Добавим, необходимо выключать сотовый телефон, находясь в театре, на концерте, в библиотеке, на лекции. Нельзя включать магнитофон на громкую мощность, находясь в лесу, на пляже, в салоне автобуса, в метро.
Таковы основные несложные общепринятые правила поведения, о которых необходимо знать всем. Вместе с тем необходимо быть в курсе того, что не следует вслух делать замечания кому бы то ни было о том, что они нарушают правила приличия.