Как не утонуть в новых методах
Темы:
Проектирование как обучение Выбор метода проектирования Проектирование процесса проектирования Методика Путаница Скачки
Оценка своего собственного процесса проектирования
Обзор новейших тем
Проектирование как обучение
Это принцип, на котором основана наша книга. Каждый из описанных здесь методов рассматривается как способ ответа на один из вопросов, на который нужно ответить, чтобы перейти от незнания, с чего все начинается, к осознанию нового, чем все и кончается (к пониманию того, что представляет собой проблема в действительности и каковы возможные решения).
Зачастую процесс проектирования заканчивается ] мыслью о том, что "если бы мы знали все это с са- у мого начала, то спроектировали бы все по-Другому". Одной из основных причин поиска новых методов и является задача избежать "слишком позднего понимания". Я попытался обобщить главные вопросы, которые могут возникнуть в любом процессе проектирования, и представить их на схеме в виде шести типов входных данных для выбора проектных методов (табл. 6.1). Еще одно значение термина "проектирование как обучение" заключается в том, что все мы люди и наш прошлый опыт вводит нас в заблуждение относительно того, "как жить, пользуясь нашими разработками". Мы изменяемся вместе с ними!
Выбор метода проектирования
Проектный метод — это любое действие, которое ^ можно предпринять в процессе проектирования. Это может быть и один из 35 методов, описанных в данной книге, либо это — более традиционное действие, например "создание чертежа" или "консультация у коллеги"; возможно также некое действие, придуманное специально для данной ситуации. В какой-то мере автоматический и механический способы выбора метода заключаются в использовании упомянутой схемы (табл. 6.1) . Но что бы ни было предпринято, следует придерживаться одного принципа: выберите тот метод, который откроет вам то, чего вы не знаете, но должны узнать, чтобы продолжать свою деятельность. Теперь попытайтесь сформулировать вопрос, который вам следует поставить. Затем подумайте, как лучше на него ответить; например, можно прийти к решению начать разработку новой клавиатуры пишущей машинки с вопроса "почему данная клавиатура именно такова?" и по-
Обзор новейших тем
искать ответ в литературе. А чтобы разобраться, как пользуются клавиатурой, необходимо прибегнуть к киносъемке.
Проектирование процесса проектирования
Весь процесс проектирования (от первоначального задания или замысла до завершенного проекта) состоит из ряда действий или методов, выполняемых последовательно или параллельно. Они рассматриваются в разделе 6.1 "Стратегия проектирования". Сейчас я охарактеризовал бы содержание данной главы как руководящее указание для специалиста в вопросе о том, каким образом приступить к действиям. Мне представляется это специально спроектированным этапом "обучения" или "курсом", который специалист сам разрабатывает и выполняет, чтобы завершить проект. В любой момент проектировщик должен не только быть способен сказать, каким путем он идет, но и быть достаточно гибким, чтобы суметь изменить выработанные им методики (т.е. перепроектировать свой процесс проектирования), если в процессе работы станет ясно, что он находится на неверном пути. Такое изменение процесса весьма вероятно, так как проектирование — это деятельность, связанная с появлением большого объема информации. Отсутствие подобных изменений может служить признаком того, что цели слишком скромны и вряд ли удастся спроектировать нечто действительно новое^ Главным образом потому я и настаиваю на выделении какой-то части проектного времени на сам процесс проектирования, а не на его продукт,- что это создаст достаточно твердую уверенность в том, что "процесс идет верным путем", и позволит выдержать все сомнения по поводу будущего результата и тем самым проявить "больше творческой инициативы". Вторая причина заключается в том, что, когда обсуждается сам процесс проектирования, сотрудничество специалистов данного коллектива облегчается. А если специалист доволен самим процессом деятельности, то он может испытывать большее удовлетворение, с головой погружаясь в работу.
Методика
Обучая методам проектирования, я обнаружил, что необходимо делать четкое разграничение между
Обзор новейших тем
методикой(т.е. работой с бумагами) для сохранения следов того, что делается, и процессомсамого проектирования (т.е. мышлением). Теперь я вижу, хотя это не было для меня так ясно, когда я начинал писать эту книгу, что разум человека должен быть свободен для совершения скачков в любой последовательности и в любое время от одного аспекта проблемы или ее решения к другому чисто интуитивным путем. Я также понимаю: то, что называется "методикой", и в особенности сбор и классификация информации, — это вторичное по отношению к свободному течению мысли. Но чтобы поддерживатьэто течение мысли, необходимо содержать в порядке письменную документацию. А это очень простая процедура — необходимо лишь вести журналы для данных, идей и дневник событий и время от времени все их просматривать.
Путаница
Хаос, неразбериха, перескакивания с начала в конец, творческий беспорядок - всем этим хорошо известным и существенным ингредиентам проектирования в этой книге уделено недостаточно внимания. Я понимаю теперь, что не страшно, если в какой-то момент работы специалист откажется от хорошо упорядоченной стратегии проектирования и позволит себе впасть в замешательство (по крайней мере временно). Цель любого метода проектирования, упорядоченного или запутанного, состоит в том, чтобы сделать ясными для специалиста все неизвестные возможности и ограничения "нового" до того, как он принял бесповоротные решения. Вопрос лишь в том, какое соотношение порядка и беспорядка создает подобную ясность.
Скачки
Если, как мне кажется, главная цель процесса проектирования — это коллективное обучение, целенаправленный поиск "нового образа жизни", то мы должны рассчитывать на введение изменений в процессы и методики (поскольку такое обучение зачастую принимает форму неожиданных озарений). Метод "Переключение стратегии" (разд. 8.1), один из самых "скачкообразных" методов в этой книге, может считаться формализованным способом, обеспечивающим возможность совершения в про-
Обзор новейших тем
цессе проектирования скачков в восприятии как проблемы, так и решения. Его можно рассматривать не как часть проектной стратегии, а как средство проведения нерегулярных проектных обзоров, оценивающих конкретную стратегию, и, если необходимо, целесообразность отказа от нее в пользу того, что соответствует новому направлению мыслей человека. Всегда следует ожидать, что в результате применения первоначальной стратегии возникнут неразбериха, процедурный хаос и утратится уверенность в себе, и надо быть готовым сделать скачок к тому, что представляется лучшим.
Оценка своего собственного процесса проектирования
Джон Кейдж, от которого я многое узнал о новейших методах, описанных ниже, заканчивает свою знаменитую лекцию "Ни о чем" такими словами: "Все, что я знаю о методе, — это, когда не работаю, я иногда думаю, что кое-что знаю, но когда я работаю, мне совершенно ясно, что я не знаю ничего". Эта трудность, эта полная неспособность, делая что-то, объяснить, как это делается (но, возможно, способность дать четкое объяснение после работы или до ее начала), почти не упоминается в книге, но является большим препятствием к выполнению действий. Специалист должен уметь описать свои методы до того, как он их оценит или улучшит. Обойти эту трудность можно, конечно, ограничивая оценку своих методов лишь теми ситуациями, когда проектирование останавливается либо потому, что проектировщик чувствует неудовлетворенность сделанным, либо для рутинной проверки. Я называю такие ситуации "пересмотром проекта" и начинаю каждый раз с записи "в проектном дневнике" того, что уже сделано, и снова изучаю отчет о проделанной работе. Это похоже на кораблевождение: относительно несложное в знакомых водах, оно требует существенно больше внимания при плавании в открытом океане. Критерии управления проектными работами, приведенные в разд. 4.4, получены из анализа неудачных проектов и являются прекрасным отправным пунктом для оценки своего собственного процесса проектирования. Если он не отвечает этим оценкам, следует изменить курс действий. Как это объясняется в методе, изложенном в разд.
И/1
Обзор новейших тем
8.1, объективным данным и внутренним ощущениям специалиста придается одинаковое значение в пересмотрах проекта.
Изучение возможностей
Темы:
Цели, задачи, задания и т.п. Взаимозависимость проблемы и решения ABC, или проектирование по трем шкалам времени
Проектные исследования Модели Жизненные эксперименты
Цели, задачи, задания и т. п.
Как нам до сих пор было известно, организация жизни путем определения цели и планирования ряда этапов, обеспечивающих ее достижение, — важный метод технологии. Это метод производственных линий, главный источник процветания промышленности. Но это противоположно тому образу жизни, который рекомендуют нам мудрейшие мыслители ("Посмотрите на полевые лилии . . . они ... не трудятся, ни прядут"; старый садовник знал о хитроумной выдумке, которая могла бы повысить производительность его труда, но "стеснялся пользоваться ею"). Настало время демеханизировать нашу жизнь, ликвидировать чудовищное распространение производственных методов на саму нашу жизнь, как будто бы мы и все остальное существует только как средство, а не конечный результат, не имеющий ценности сам по себе. Такое исправление ошибок нашего промышленного прошлого может начаться в проектировании не за счет полного отказа от целей, а путем переключения с фиксированных целей на гибкие. Существенно важным условием для этого является согласие тех, кто оплачивает проектирование, на пересмотр целей и всего задания, если становится очевидно в процессе проектирования, что наши первоначальные замыслы были ошибочны. "Мы" в данном случае — это не только проектировщики, но и заказчики, а желательно также и все другие, на кого будут воздействовать результаты проектирования и кто желает чему-то научиться.
Обзор новейших тем
Взаимозависимость проблемы и решения
Думать о проектировании как о "решении проблемы" _ это значит использовать довольно застывшую метафору применительно к живому процессу и забыть, что проектирование не столько нацелено на исправление status quo , сколько на осознание новых возможностей и обнаружение наших реакций на них. Сделать или изобрести нечто новое означает изменить не только окружающую нас среду, но и самого человека и его восприятие, т.е. изменить реальную действительность. Именно поэтому я полагаю неправильным начинать проектирование, думая только о сформулированной проблеме, и оставлять на последующие этапы размышления о том, как мы собираемся ее решать. Именно в уме человека, а не в результатах мышления, зафиксированных на бумаге, происходит постоянное смешение проблемы и способов ее решения, так что их взаимозависимость очевидна на всем протяжении работы. Первоначальное выражение целей или потребностей, какими бы абстрактными и абсолютными они ни казались, мне представляется полным скрытых допущений о том, как формулирующий их специалист предполагает их достичь или удовлетворить. Например, утверждение "решить проблему безработицы" может подразумевать, что мы займемся поисками каких-то новых видов работ, но богатое творческое воображение могло бы подсказать способы праздной жизни в целом, где безработица вообще перестала бы быть проблемой1^. Будучи реализованным, новое решение изменяет наше мышление.
ABC, или проектирование по трем шкалам времени
Простым способом оживить проектное мышление специалиста является проектирование по трем временным шкалам - А, В, С. Здесь В - нормальная временная шкала проектирования, ожидаемая заказчиками, например двухлетний срок проектирования изделия соответственно ресурсам и отношениям, существование которых предполагается в бли-
Вряд ли можно всерьез предлагать переход к "праздной жизни в целом" в качестве решения проблемы безработицы при капитализме. — Прим. ред.
Обзор новейших тем
жайшем будущем; С — отдаленная временная шкала,скажем десятилетний период, в течение которого предполагается изменение в ресурсах и отношениях отчасти из-за реакции на воздействие нового проекта, рассматриваемого как "реализуемая утопия"; А — краткосрочнаявременная шкала,подразумевающая импровизацию, т.е. быструю формулировку того, что можно сделать в ближайшее время, например в течение нескольких недель или дней, для улучшения ситуации имеющимися под рукой средствами. Проектировщики сами разрабатывают и по своей инициативе внедряют такой проект А в качестве наилучшего способа на практике осознать, что действительно требуется. Проект В — это как раз то, за что они получают деньги от заказчика, и работа выполняется исходя, прежде всего, из его интересов, экономических и многих других ограничений, в рамках которых должно происходить проектирование. Проект С завершается не продуктом проектирования, а изображением того, какое влияние окажет на жизнь внедрение предлагаемого долгосрочного "утопического" проекта. Подобное изображение может быть представлено в виде мультипликационного фильма или видеозаписи, рассказывающих о жизни в новых условиях. Непосредственное преимущество проектирования по трем временным шкалам состоит в том, что любая возникающая у кого-либо в группе идея может быть определена как относящаяся к той или иной категории, и ни одну из них не надо квалифицировать как "нереалистичную". При этом каждый может проектировать в масштабе собственного мышления.
Проектные исследования
Глава 9 этой книги мне представляется наиболее важной и наименее применяемой проектировщиками. Каждый из описанных в ней методов более труден для использования, чем методы других глав, но, будучи достаточно научным, он и более информативен. В каждом из них сделано допущение, что заранее составленные мнения специалиста о чем-либо могут оказаться неверными, и их несоответствие реальности в конкретном случае может открыть ему глаза на ошибочность нарисованной им картины того аспекта жизни, который предполагается улучшить, и дать ему представление о возможных ре-
Моим вкладом в конференцию по "эволюции окружающей среды" было предложение провести ее на свалке, где нам для того, чтобы выжить в течение трех дней конференции.пришлось бы сымпровизировать какие-то убежища. Поскольку никто не хотел меня в этом поддержать, я решил проверить свое предложение и посмотреть, что из этого выйдет. В результате, не найдя подходящей свалки, я устроился под дубом на стоянке для автомобилей неподалеку от зала заседаний, утверждая, что стоянка для автомобилей — это временная свалка, состоящая из покинутых подвижных архитектурных сооружений. В конце концов несколько участников конференции присоединились ко мне и мы приобрели некоторый полезный опыт. Это были самые приятные дни моей жизни. Коллеги принесли мне пищу и спальный мешок, а кто-то предоставил свой автофургон на ночь. Мы организовали неофициальные дискуссии и некоторые эксперименты по выражению дружелюбия или враждебности к нам, когда мы посещали близлежащие дома. Результаты этих экспериментов не подтвердили наших предположений; люди, жившие в устрашающей многоквартирной башне оказались гораздо приветливее, чем люди, живущие в небольшом привлекательном на вид домике; в пустом доме мы ощутили чувство полной свободы, которое почти никогда не бывает у человека внутри здания, в котором находятся люди. Теперь я понимаю, что здание — это не просто материал, из которого оно построено, как бы ни было оно красиво и хорошо спроектировано, здание — это целый комплекс "здание — люди — их роли — их жизнь". Как и предметы на свалке, опустевшее здание, ничейная территория имеют качество, присущее пляжам, лесам и т.п.. которые очень приятны, но исключены из "предметного мира, созданного человеком", т.к. мы настаиваем на том, что все должно "иметь цель". В этом смысле неудачный проект включает неудачное использование вещей, "мира", того, что предоставляется нам природой и другими людьми.
Обзор новейших тем
альных усовершенствованиях. Последний метод этой главы (см. разд. 9.9 и в частности табл. 9.1) может быть полезным для исследователей и студентов, которых никогда не учили методам организации исследования.
Модели
Цветные образцы, чертежи, макеты зданий, испытания в аэродинамической трубе, цифровые шкалы для отражения объективной оценки или субъективного мнения, математические модели теплопе-реноса или экономических процессов и собственные описания проектировщиком "проблемы" или "решения" — все это модели некой реальности, которая подвергается изменению, но при этом непосредственно не присутствует.
Перед лицом быстрого роста сложности абстрактных динамических моделей (частью которых является и эта книга в своей попытке моделировать процесс проектирования) очень важно ясно осознавать заложенные в моделях ограничения, поскольку роль этих пределов все возрастает, а разобраться в них стало труднее, чем это было в прошлом. Для этого необходимо поставить следующие типовые вопросы. Какой конкретный опыт исследования реальной действительности использован в модели? Чего она не отражает? Расширяет она или сужает взгляд специалиста на реальную действительность или на самого себя?
Жизненные эксперименты
Взобраться на гору, совершить полет на Луну, стать членом общины, воспроизвести условия существования в каменном веке и прожить в них один год — все это жизненные эксперименты. Многие готовы осудить подобные действия как неразумные, а тот, кто решается на них, может оказаться в весьма затруднительном положении, пытаясь объяснить тем, кто на такое не способен, "что это за ощущение" или "почему это делается". Эта пропасть между экспериментаторами и наблюдателями очень похожа на существующую между испытавшими жизнь в условиях нового проекта и теми, кто этого не испытал. Существенный момент заключается в том, что опыт "нового" может полностью трансфор-
Обзор новейших тем
... она взглянула ... и увидела перо, плавно опускающееся за ее окном..."
мировать взгляд как на новую вещь, так и на прежнюю, к которой человек приспособился ранее. Проектные исследования в плане изучения "что это такое" не дают нам сведений, необходимых для ответа на вопрос: каким образом сформировать новое? Мое воображение рисует на "картине усовершенствованных проектных исследований" экспериментальные поселки, города, сети коммуникаций и т.п., которые позволяютисследовать и испытать социальные и личностные изменения, сопровождающие новые продукты, системы и среду. "Испытать их" — это, пожалуй, наилучший из существующих проектных методов.