Аудиторская проверка, ее задачи и особенности. Процессуальные и тактические различия аудиторской проверки и судебно-бухгалтерской экспертизы (других экономических экспертиз)
Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 13.07.2001 #G0Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица).
#G0Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
#G0Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
При осуществлении финансового контроля широко применяется бухгалтерская экспертиза. Это обусловлено тем, что документами оформляются все хозяйственные операции непосредственно в момент и на месте их осуществления. Все последующие бухгалтерские записи в накопительных ведомостях, журналах-ордерах и пр. производятся только на основе документов или иных первичных носителей информации, получаемых при использовании ЭВМ. Бухгалтер не может сделать ни одной записи без правильно составленного и соответствующим образом оформленного первичного носителя информации о совершенных операциях. Данные бухгалтерского учета являются достоверными и имеют юридическую силу, так как они строго документированы. Поэтому в случаях совершения хищений и подлогов в данных бухгалтерского учета и отчетности обязательно остаются "следы". Раскрыть подобные преступления в сфере экономики почти немыслимо без знания бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы.
Прежде всего, судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и подготовки заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется, во-первых, в том, что для ее проведения требуются специальные познания в области бухгалтерского учета и смежных дисциплин (экономический анализ хозяйственной деятельности, налогообложение, финансы, аудит и др.), и, во-вторых, в том, что объектом расследования и судебного разбирательства являются хозяйственные операции, получившие отражение в документах или в учетных регистрах.
Судебно-бухгалтерская экспертиза не относится к числу обязательных экспертиз, а назначается в случаях необходимости. По каждому конкретному делу лицо, производящее дознание, следователь и суд должны разрешать этот вопрос исходя из конкретных обстоятельств. Отметим, что трудно предугадать все случаи, когда должна быть произведена судебно-бухгалтерская экспертиза, так как нельзя предусмотреть специфику отдельных злоупотреблений и особенности уголовных дел. Однако в некоторых случаях, оговоренных законом, экспертиза должна назначаться обязательно (например, при несоответствии результатов ревизии с материалами следствия, если разногласия не могут быть устранены в ходе проведения повторной ревизии или если обвиняемый оспаривает результаты ревизии, заявляя, что ревизор не принял к зачету документы, предъявляемые ему обвиняемым).
С помощью судебно-бухгалтерской экспертизы можно:
проверить правильность результатов проведения документальных ревизий, аудиторских проверок, документального оформления операций по приему, сохранности, реализации товарно-материальных ценностей и денежных средств;
выявить наличие фактических данных, связанных с недостачей либо излишками товарно-материальных ценностей и суммой материального ущерба;
определить соответствие отражения в бухгалтерских документах хозяйственных операций требованиям бухгалтерского учета и отчетности и действующим нормативным актам;
установить документальную обоснованность оприходования, отпуска и списания материалов, готовой продукции, товаров, размеров и стоимости неучтенной продукции, определенных с учетом заключений технологов, товароведов и других специалистов;
констатировать документальную обоснованность размеров сумм по искам, разрешаемым в порядке гражданского судопроизводства;
конкретизировать круг лиц, за которыми, по документальным данным, в период образования недостачи либо излишков числились товарно-материальные ценности или денежные средства, а также лиц, обязанных обеспечивать выполнение требований бухгалтерского учета и контроля, несоблюдение которых установлено в ходе производства экспертизы;
выявить нарушения в организации ведения бухгалтерского учета и контроля, которые способствовали образованию материального ущерба или препятствовали его своевременному выявлению;
установить условия, способствовавшие совершению злоупотреблений, и разработать предложения, направленные на борьбу с ними.
На практике вопрос о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы возникает в том случае, когда в ходе предварительного расследования возникает необходимость в специальных познаниях в бухгалтерском учете, налогообложении, экономическом анализе, финансах. Судебно-бухгалтерская экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения суда или постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Напомним, что на практике органами дознания чаще всего являются подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации. После этого к делу подключается эксперт-бухгалтер.
Судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства судебно-экспертными учреждениями и судебными экспертами. В стране действует широкая сеть государственных экспертных учреждений, эксперты которых работают по заданиям судов, органов предварительного следствия и дознания. Вся работа по организации и производству судебно-бухгалтерских экспертиз объединена с другими видами экспертиз и направляется Российским федеральным центром судебных экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации. В федеральных округах Центральные лаборатории судебных экспертиз организуют контроль за деятельностью лабораторий судебных экспертиз, действующих на территории федерального округа.
При расследовании преступлений в сфере экономики для производства судебно-бухгалтерской экспертизы могут привлекаться не только штатные работники учреждений судебно-бухгалтерской экспертизы, но и внештатные высококвалифицированные специалисты по бухгалтерскому учету (аудиторы, ревизоры), которые могли бы своевременно и правильно разрешать вопросы, поставленные перед ними органами суда и следствия. Но, к сожалению, на практике нередки случаи, когда понятие "судебно-бухгалтерская экспертиза" смешивают с документальной ревизией, а акты ревизии принимают за заключение эксперта. Происходит это потому, что не уясняется в должной мере предмет экспертизы. Вопрос о разграничении понятий судебно-бухгалтерской экспертизы и ревизии приобретает большое практическое значение. Необходимо признать, что встречающиеся попытки подменить судебно-бухгалтерскую экспертизу ревизией не способствуют назначению первой. Не следует смешивать ревизию, которая назначается в связи с уголовным делом, и ревизию, назначенную вышестоящей организацией на конкретном предприятии.
Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается прокурором, следователем, органами дознания или арбитражным судом, как правило, после проведения ревизии, в результате которой выявились конфликтные ситуации. Назначение судебно-бухгалтерской экспертизы оформляется постановлением, в котором указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта-бухгалтера, которому поручается ее производство, перечень вопросов, которые призвана разрешить судебно-бухгалтерская экспертиза, и перечень материалов, предоставленных в распоряжение эксперта-бухгалтера для экспертного исследования (акты ревизий, первичные учетные документы, инвентаризационные ведомости, учетные регистры и др. В постановлении фиксируется срок проведения судебно-бухгалтерской экспертизы.
Судебно-бухгалтерская экспертиза не существует вне уголовного или гражданского дела, ей не присущи контрольные функции, так как ее назначение - получить новое доказательство по конкретному делу, основанное на специальных знаниях. Ревизия проводится собственником, вышестоящей организацией с целью контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и оценки состояния организации, обеспечения сохранности активов. В исключительных случаях ревизия может проводиться по инициативе правоохранительных органов. Акты и выводы ревизии (заключение аудитора) могут служить доказательством по делу, но не могут рассматриваться как заключение экспертизы, поскольку последняя имеет особое процессуальное значение и проводится в установленном законом процессуальном порядке. Во время проведения ревизии комплексно исследуется финансово-хозяйственная деятельность организации с целью устранения имеющихся недостатков и улучшения состояния учета, а при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы рассматривается ограниченное число вопросов, определенных следственными или судебными органами.
Планирование и выдвижение версий по экономическим преступлениям.
К преступлениям в сфере экономической деятельности относятся составы преступлений, предусмотренные главой 22 УК (лжепредпринимательство, незаконная банковская деятельность, налоговые преступления, контрабанда, незаконное получение кредита, незаконное использование ТЗ и т.д.). Расследование их представляет собой трудную задачу прежде всего потому, что данная категория относится к числу так называемой «беловоротничковой» преступности, т.е. они совершаются профессионально подготовленными людьми с достаточно высоким интеллектом, располагающими достаточными средствами и возможностями для реализации своих преступных замыслов. Трудность определяется и тем, что не накоплен достаточный опыт, отсутствуют надежные методики расследования, мало еще следователей, подготовленных должным образом, так как расследование этой категории преступлений требует знание экономики, бухгалтерского учета, банковской деятельности и т.п.
Лжепредпринимательство.
Поводом для возбуждения уголовного дела могут послужить сведения, поступившие из различных источников (оперативная информация, сообщения должностных лиц, заявления от граждан). О факте лжепредпринитмательства могут свидетельствовать: переводы денежных средств в другие организации, вложение денежных средств в движимое и недвижимое имущество, отсутствие информации о реализации денежных средств в документах и т. д. На первоначальном этапе могут возникнуть следующие следственные ситуации: а) лжепредпринимательская организация совершает хищение денежных средств при помощи банковского служащего; б) преступник задержан с поличным. В первой ситуации на первоначальном этапе расследования рекомендуется следующий порядок следственных действий: изъятие и изучение платежных банковских документов, сопроводительной документации; наложение ареста на денежные суммы, зачисленные по подложным документам; допросы руководителей и сотрудников банковских учреждений; назначение экспертиз.
При задержании преступника с поличным необходимо провести следующие следственные действия: задержание и личный обыск подозреваемого; допрос задержанного в целях выяснения всех известных ему обстоятельств дела; обыск по месту жительства и по месту работы подозреваемого; допрос свидетелей.
Фальшивомонетчество.
На начальной стадии расследования следователь планирует проведение следственных действий, учитывая следственную ситуацию. Следственных ситуаций на этом этапе может быть несколько:
- следователь получает информацию о фальшивомонетничестве из оперативных источников;
- задержание преступника с поличным;
- в обращении выявлены поддельные денежные знаки.
В первом случае необходимо проверить полученную информацию, провести задержание подозреваемого лица. Затем немедленно провести обыск жилища, рабочего места и допросить подозреваемого и свидетелей.
При задержании преступника с поличным предусмотрен более широкий круг следственных действий. Следует провести личный обыск и немедленный допрос задержанного. Допрос позволяет установить личность преступника, способ изготовления поддельных денежных знаков, место хранения и сбыта денежных знаков. Если задержанный в ходе допроса выдает информацию о соучастниках, то нужно срочно принять меры по их задержанию.
Контрабанда.
Поводом к возбуждению уголовного дела о контрабанде обычно является непосредственное обнаружение признаков преступления в ходе таможенного досмотра. Значительно реже поводами к возбуждению уголовных дел о контрабанде оказываются сообщения физических и юридических лиц, а также явка с повинной.
Возможны две типичные ситуации на первоначальном этапе расследования контрабанды. Первая ситуация, когда с самого начала известно лицо, подозреваемое в совершении контрабанды. Для этого проводится комплекс следственных действий, состоящий из задержания, личного обыска подозреваемого, осмотра места происшествия, транспортных средств, предметов контрабанды, допроса подозреваемого (если необходимо – его освидетельствование, обыск по месту жительства, допросы свидетелей), назначение экспертизы предметов контрабанды.
При второй ситуации лицо, совершившее контрабанду, не известно. В этом случае наряду с упоминавшимися уже следственными действиями проводятся оперативно-розыскные мероприятия по установлению контрабандистов.
По отношению к предмету тоже могут быть 2 ситуации: когда предмет контрабанды задержан и когда предмет контрабанды отсутствует в распоряжении органа предварительного расследования (например, о контрабанде стало известно из официальных сообщений из-за границы).