Интерференция следов памяти и угасание следа, как механизмы забывания. Примеры.
Ставшая классической и вошедшая во все руководства кривая забывания по Эббингаузу получена, однако, для случая забывания бессмысленных слогов. Поэтому она не может выражать общего закона запоминания и забывания любого материала. Если бы она выражала общий закон, то педагогическая работа по закреплению знаний была бы сизифовым трудом. Результаты, полученные Эббингаузом и его продолжателями, характеризуют лишь ход забывания логически не связанного, не осмысленного материала.
Прочность запоминания осмысленного материала значительно выше, чем при запоминании бессмысленного материала.
Особо встает вопрос о сохранении и забывании в процессе текстуального запоминания связного материала, в отличие как от «текстуального» запоминания бессвязных слогов, так и от не текстуального, свободного, смыслового воспроизведения. Различный ход забывания и доучивания зависит от того, как конкретно складывается у различных индивидов соотношение мышления и речи, смыслового содержания и его речевой формы. Характер запоминания и ход забывания существенно зависят от того, что господствует у данного субъекта: смысловое содержание и его речевое оформление в их единстве или преимущественно одно из них с недоучетом другого.
Смысловое содержание оказывает значительное влияние на запоминание текста: чем лучше осмыслено содержание, тем — при прочих равных условиях — прочнее запоминание. В свою очередь и речевая форма, и не только та, в которую облечено смысловое содержание, но и та, в которой оно первый раз воспроизводится, оказывает значительное влияние на запоминание.
Факторы, влияющий на потерю материала из памяти - время, материал, служащий помехой, т.е. забывание вызвано и затуханием силы следа и помехами со стороны других воспоминаний. Трудно удерживать много ассоциаций на один и тот же стимул.
Эффект веера - увеличение времени реакции с увеличением числа фактов, связанных с понятием. Заучивание избыточного материала может облегчать запоминание основного материала, если избыточный связан с ним по смыслу.
Большинство воспоминаний - это правдоподобные умозаключения. Ридер, эксперимент про точное вспоминание и правдоподобное.
Ошибки памяти. Серьезные ошибки могут быть из-за того, что люди не могут отделить то, что они фактически пережили от того, что они вывели путем умозаключений или вообразили. Пример со свидетельскими показаниями или детским насилием.
Память и восприятие.
Осмысленное восприятие предметов всегда предполагает и включает их опознание, т. е. узнавание. Узнавание имеет место не только там, где мы опознаем и отожествляем определенный единичный предмет как тот же самый, который был уже прежде нами воспринят, но и в случаях обобщенного узнавания, когда мы опознаем воспринимаемый нами сейчас предмет как стол, стул, лампу, книгу и т. д.
Но восприятие в своей конкретной реальности не может ограничиваться обобщенным, обезличенным опознанием предметов вне пространства и времени. Для познавательной ориентировки человека в окружающей действительности требуется известная преемственность между различными восприятиями, посредством которых в истории развития личности совершается ее познание действительности. Сохранение этой преемственности — не менее существенная сторона памяти, чем способность запомнить определенное положение или какую-нибудь частную операцию.
Практическая деятельность порождает необходимость не только в том, чтобы включать получаемые в процессе восприятия знания о действительности в контекст определенной ситуации личного опыта, но и в том, чтобы извлекать их из этого контекста, абстрагировать от него.
Имеет место воспроизведение не только чувственного, но и обобщенного, смыслового содержания; уже поэтому может быть воспроизведение не только восприятии, но и мыслей. По существу, как в одном, так и в другом случае, как при воспроизведении восприятий, так и при воспроизведении мыслей, запоминается и чувственное и смысловое в каком-то единстве; но в первом случае сам чувственный образ является собственно объектом запоминания, который как бы освещается смысловым содержанием; в другом случае чувственный — речевой — образ является лишь опорной точкой, а собственным предметом запоминания является смысловое содержание, мысль.
Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение.
Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания.
Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т. е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.
Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом.
Если говорить о памяти как о единой функции, то ее можно назвать мнемической функцией.
Сохранение — это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций. Оно включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т. д., что отчасти совершается во всем многообразии процессов, в которых оно проявляется.
Запоминание является собственно более или менее сознательной фиксацией достигнутого в настоящий момент познания действительности в целях использования его в будущей практической или теоретической деятельности, так же как припоминание является извлечением знаний, добытых или усвоенных в прошлом, для практической или теоретической деятельности, протекающей в настоящем.
Потребность в оформлении и овладении мнемическими процессами и в развитии все более совершенных и сложных форм запоминания и заучивания должна была ощущаться тем острее, чем сложнее становились формы человеческой деятельности, чем больше они поэтому требовали накопления знаний. Они существенно связаны с потребностями общественным образом организованной деятельности; она требует не только сохранения собственного опыта и воспроизведения его индивидом для себя, но и возможности сохранить и воспроизвести его для другого.
Репрезентация вербальной инфо.
Последовательно упорядоченная инфо репрезентируется таким образом, что инфо о первых элементах наиболее доступна и мы можем последовательно перебирать инфо.
Длинные последовательности разбиваются на иерархию меньших последовательностей.
После обработки лингвистического сообщения люди обычно помнят только значение, а не его точную формулировку. Тоже и с изображениями.
Память на детали отмечается непосредственно после предъявления материала, но быстро утрачивается и остается только память на значение.
Менее значимый материал легче запомнить, если он преобразован в более значимый.
Пропозиционные репрезентации.
Пропозиция - самая маленькая единица знания. В памяти сохраняется значение простых утверждений, но не сохраняется никакой инфо о их формудировке. Каждое суждение представляется Киншем как список, содержащий отношение, после которого идет список аргументов.
Пропозициональные сети.
Пропозиции, отношения и аргументы называются узлами сети, а стрелки - связями, соединяющими узлы.
Схемы.
Схемы - категориальное знание согласно слотовой структуре, где слоты определяют значения, которые члены категории имеют по различным признакам. Каждая пара "
слот-значение" определяет типичную особенность. Есть типичные значения. Схемы - это абстракции.
Сходство перцептивных и ментальных образов: Мойер. Эксперименты с образами животных разных размеров. Уоллес. Две линии и буква А, верхняя линия казалась больше даже когда убиралась буква А и предлагалось наложить перевернутую букву А.
Зрительные образы имеют много общих свойств со зрительным восприятием, но реинтерпритировать зрительные образы не так легко, как фактическое изображение. Например, образ фигуры утка-кролик может быть реинтерпритирована, если сказать как именно это сделать.