Васильев Н.А. МЕСТО И РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Васильев Н.А. Место и роль эмоций в психологической системе//Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология, 2008. - № 2. – С. 113-126
…Цель данной статьи состоит в том, чтобы рассмотреть место и роль эмоции в психологической системе в связи с проблемой избирательности психического отражения. В соответствии с этим все дальнейшее изложение связано с обоснованием роли эмоции как механизма избирательности психического отражения.
Под психологической системой (ПС) имеется в виду такая эмпирическая реальность, как конкретный человек, взаимодействующий с миром (Клочко, 2005) . <...>
Специфика взаимодействия человека с окружающей действительностью состоит в том, что он постоянно выходит за пределы своего «малого мира» в «большой мир», в «мир й себе и для себя». «Малый мир» — это та часть «большого мира», которая образует психологическую ситуацию для человека как предметную часть ПС. Эта часть мира является «жизненным пространством» (К. Левин) для человека, его «действительностью», обладающей свойствами реальности и предметности. Как же образуется этот «малый мир» человека, его психологическая ситуация, что в нее входит из «большого мира»? В самом общем виде ответ на этот вопрос таков: в психологическую ситуацию из внешнего мира входит то, что полезно для человека, имеет для него значение, смысл и ценность, как актуально, так и потенциально (в возможности).
На каком же основании одни компоненты внешнего мира входят в психологическую ситуацию, а другие не входят или даже активно отвергаются? Иными словами, речь идет о проблеме избирательности человека — как при взаимодействии с миром, так и при его психическом отражении. Положение, которое мы здесь поддерживаем и развиваем, состоит в том, что такая избирательность обеспечивается в ПС эмоциями (Клочко, 1987). Именно эмоции репрезентируют психике (а затем и сознанию) человека такие психологические свойства предметов и явлений внешнего мира, как значения, смыслы и ценности. Согласно А.Н. Леонтьеву «эмоции ставят задачу на смысл». Говоря синергетическим языком, человек представляет собой «открытую самоорганизующуюся систему», а эмоции выполняют функцию того механизма, который «отфильтровывает» поступление в эту систему «материала», обеспечивающего ее самоорганизацию. Самоорганизация и представляет собой творческое развитие ПС.
Эмоция по своей природе возникает прежде всего как организатор нестереотипного поведения уже на уровне приспособления животных к окружающей среде (Вилюнас, 1976). При переходе к человеку кардинально изменяется способ его взаимодействия с миром. Человек не приспосабливается к миру, а приспосабливает мир к себе, т.е. к своим потребностям, нуждам. Мы разрабатываем положение, согласно которому эмоции активно участвуют в процессе приспособления мира к человеку, выполняя, функцию организации нестереотипного поведения.
В связи с этим в отечественной литературе была выдвинута гипотеза о функции эмоции как координатора мыслительной деятельности: «Основное свойство такого координатора заключается в представленности в нем всего того, что происходит на всех уровнях регуляции» (Тихомиров, Клочко, 1980). Согласно этой гипотезе, эмоциональный процесс должен иметь доступ и к осознаваемым и к неосознаваемым компонентам деятельности, к процессам, побуждающим и направляющим деятельность, а также к формированию регуляторов и отмене их функционирования, т.е. к механизмам регуляции активационного уровня на отдельных этапах деятельности.
Главное возражение против этой гипотезы состоит в том, что «низшему» (эмоции) предписывается координация «высшего» (мышления). Объяснение высшего низшим обычно называется в науке редукционизмом. При этом распространенным является представление о неизменности эмоций в процессе эволюции человека. Часто эмоции трактуются как такие образования, которые во многом сходны у животных и человека. А.В. Запорожец писал, что «до сих пор широко распространены взгляды на эмоции как на "примитивные", архаические реакции, оказывающие по преимуществу дезорганизующее влияние на высшие формы разумного поведения» (1977). Если оставаться на этой позиции, то закрывается путь к исследованию роли эмоций в регуляции мыслительной деятельности. Только на другом пути, т.е. признавая, что эмоции имеют позитивное развитие в ходе эволюции человека, можно разрабатывать такую проблематику, как роль эмоций в ПС. Выполняя роль организатора нестереотипного поведения, эмоция обеспечивает избирательность взаимодействия ПС с окружающим миром.
Основываясь на чувственном познании мира, мышление выходит за пределы чувственного (получаемого на основе ощущения и восприятия) опыта. Как это происходит? Общепризнано, что мышление осуществляется посредством понятий или их функциональных эквивалентов, т.е. является по преимуществу не образным, а понятийным отражением и познанием мира. Что же отражается (динамически моделируется) и познается с помощью мышления? Традиционный ответ на этот вопрос: то, что находится за пределами чувственно ощущаемых и воспринимаемых свойств предметов и явлений окружающего мира. Следовательно, с помощью мышления человек «выходит за пределы» чувственно данного ему мира. Что же он ищет за пределами чувственно данного мира? Традиционный философский ответ «человек ищет сущность вещей и явлений» конкретно психологически звучит так: человек ищет взаимосвязи предметов и явлений окружающего мира. Чувственно эти взаимосвязи ему не даны, они скрыты от его ощущения и восприятия, и ему необходимо их найти. Мы предполагаем, что именно эмоции обеспечивают избирательность при поиске чувственно не данных существенных связей и отношений окружающего мира.
Мысля творчески, человек совершает специфическое взаимодействие с миром. При этом действуют другие законы избирательности и направленности психического отражения по сравнению с чувственным отражением. Как мы уже отметили| сущность предметов и явлений мира скрыта за их чувственной формой, не дана в их природных свойствах. Из этого следует, что сущность надо искать. Творческое мышление по природе своей и является поисковой деятельностью, с помощью которой человек вскрывает сущность. В этом и заключается специфика творческого мышления по сравнению с чувственными формами познания.
Здесь затрагивается центральная проблема психологической науки. Требует объяснения тот факт, что человек взаимодействует не со всем миром и отражает не весь мир. Он выбирает из мира то, что необходимо для выполнения деятельности, т.е. то, что имеет полезность, значение, смысл и ценность с точки зрения осуществляемой деятельности. В отношении творческого мышления эта проблема конкретизируется следующим образом: как человек находит существенные для решения проблемы элементы ситуации (их свойства и отношения) и определяет их значение, смысл и ценность еще до того, как у него возникает готовое решение? Ведь только с появлением готового решения у человека появляются критерии отбора необходимых элементов ситуации. Когда человек ищет ответ на проблемный вопрос, у него нет еще критериев для оценки и отбора информации, необходимой для ответа на этот вопрос. При решении проблемы у человека нет ни готового решения, ни готового ответа. В этом состоит проблема избирательности психологического взаимодействия и отражения в творческой мыслительной деятельности.
Основная проблема творческого мышления — это проблема саморегуляции, т.е. прежде всего избирательности человека, осуществляющего творческое мышление. Другими словами, это вопрос о том, почему человек направляет свою мысль на одни объекты мира и не направляет на другие. Здесь мы должны понять, что же человек отражает в своем творческом мышлении. Он отражает не только предметы, их свойства и отношения, но также и себя в предметах и явлениях окружающего мира. Что это означает? У А.Н. Леонтьева эта идея передается через понятие личностного смысла (смысл — это всегда смысл чего-то для кого-то). Следовательно, человек отражает не только предметы, но и свое отношение к ним. Свое субъектное отношение к предмету человек «опредмечивает». Это означает, что в ходе взаимодействия и отражения осуществляется динамическое моделирование субъектных отношений и перевод их в форму полезности, смысла и ценности предмета для человека, а вместе с тем и отнесение этих характеристик к самому предмету. Опредмечивание означает здесь то, что полезность, смысл и ценность отражаются человеком как свойства самого предмета.
Традиционная точка зрения: избирательность есть результат, а не предпосылка психического взаимодействия и отражения. Проблема же заключается в том, что фактически человек одновременно отражает из мира и то, что ему нужно, и то, что есть в действительности. Как мы уже отметили, взаимодействуя с миром, человек в то же время взаимодействует и с самим собой, т.е. с порожденными им в ПС свойствами мира. Таким образом, он исходно отражает не только предмет, как он есть в действительности, но одновременно и свое отношение к нему (себя в предмете). Итак, субъективные отношения человека «опредмечиваются», т.е. превращаются в такие свойства предметов, как полезность, смысл и ценность. Затем человек отражает их как свойства самих предметов, уже не осознавая их исходную связь со своими собственными субъективными отношениями.
Развиваемый здесь тезис состоит в том, что отношение человека к предмету и к миру в целом существуетраяьше образа этого предмета. Это отношение образуется в ходе предшествующих взаимодействий человека с миром. В этом тезисе может содержаться ключ к решению проблемы избирательности психического отражения. Субъективное отношение к предмету выступает, таким образом, как необходимая предпосылка психического взаимодействия и отражения как динамического моделирования мира. При этом субъективное отношение опредмечивается, т.е. становится свойством предмета. Иначе говоря, предмет (природный, физический предмет) становится носителем новых системных психологических свойств.
Какова же роль эмоций в процессах психического отражения,
в том числе творческого психического отражения? Эмоции участвуют в психическом взаимодействии и в формировании образа, но
особым специфическим способом. Они участвуют в актуализации
образа, в его «вызове», т.е. представляют собой механизм избирательности психического отражения. Посредством эмоций осуществляется отбор в психологической системе того, что соответствует ей во внешнем мире. Другими словами, отбираются, а если необходимо, и создаются те динамические модели, которые соответствуют определенным предметам и явлениям в мире. Затем при их сопоставлении, в случае соответствия формируется образ как отображение предмета. Итак, общий тезис относительно эмоций состоит в том, что они репрезентируют в психику, а затем в сознание мир, соответствующий конкретному человеку. При этом эмоции не вмешиваются в логику самого психического отражения как динамического моделирования, т.е. в акт конструирования образа. В этом смысле они ничего не привносят в образ, т.е. не искажают мир.
Роль психики в психологической системе, в том числе и эмоций, состоит в том, чтобы адекватно отражать мир, те. динамически моделировать его таким, какой он есть в действительности для данного конкретного человека. Мир как он есть в действительности — это мир, измененный присутствием в нем конкретного человека. Человек всегда находится в том или ином отношении к миру— деятеля или потребителя, творца или исполнителя, т.е. он занимает позицию в мире. Человек отражает мир «через призму» своих потребностей, мотивов, ценностей, целей и возможностей. Обычно, когда говорят, что человек «выходит за пределы себя», то имеют в виду, что он опредмечивается в мире в продуктах своего труда, своей деятельности, творческой активности. Человек опредмечивается в мире еще и в другом смысле, а именно в том, что его отношения превращаются в реальные свойства предметов — в их полезность, смысл, ценность.
Таким образом, избирательность психического отражения существует еще до взаимодействия. Взаимодействие человека с миром только проявляет и выявляет уже состоявшийся акт избирательности, т.е. выбора определенного аспекта внешнего мира, соответствующего конкретному человеку.
А.В. Брушлинский показал в своих работах, что значение и смысл объекта для субъекта, выступают как своеобразные качества объекта, которые наравне с другими качествами (например, природными) раскрываются субъектом (1982). <...>
И снова перед нами встает проблема избирательности психического отражения. Действительно, каким образом человек выбирает объект для взаимодействия, если значение и смысл этого объекта ему неизвестны? <...>
Исходно понятно, что эти качества каким-то образом привносит в объект сам человек при взаимодействии с объектом. Эмпирический факт состоит также и в том, что для разных людей один и тот же объект может иметь различные значения, смыслы и ценности. Следовательно, эти качества жестко не закреплены в объекте. Они изменяются также и для одного человека, иногда даже в течение одного дня, т.е. они переменны, изменчивы, динамичны. Следующее их важное свойство состоит в том, что они сверхчувственны, т.е. не отражаются органами чувств. <...> В этих качествах отражается соответствие объекта субъекту. Это соответствие и является основанием и предпосылкой для взаимодействия и отражения объекта субъектом. Соответствие человека миру отражается и отображается в значениях, смыслах и ценностях объектов мира. <...>
Взаимодействовать же могут только тождественные (соответствующие друг другу) противоположности. В нашем случае это человек и его специфический мир. В.Е. Клочко делает следующий вывод: «...соответствие существует раньше взаимодействия. Более того, оно и является непосредственной причиной взаимодействия».
Человек взаимодействует с той частью мира, которая ему соответствует. Он отражает только то, что ему соответствует «здесь и сейчас». Соответствие человека миру обусловлено предшествующими их взаимодействиями. Та часть мира, которая при этом «вырезается», и выступает для человека как его действительность, т.е. та действительность, в которой он живет. <...>
Соответствие мира человеку и человека миру должно определенным образом психологически отражаться и отображаться. Принципиальное положение состоит в том, что соответствие мира человеку отражается в форме эмоционального отношения человека к миру. <...>
…Недостаточно сказать, что в эмоции отражается отношение человека к миру. Эмоции выявляют соответствие человека и мира, которое закрепляется в системных психологических качествах предметов. Эти качества и образуют предметность и реальность мира конкретного человека, т.е. его действительность. Таким образом, эмоции отражают эффект уже осуществленного взаимопроникновения объективного и субъективного, человека и мира. Особенностью психологического взаимодействия является то, что эмоции включены в это взаимодействие в своей специфической функции. Именно эмоции сигнализируют о соответствии психологических структур человека и структур предметного мира. Взаимодействие человека и мира избирательно вследствие того, что оно происходит между соответствующими друг другу аспектами человека и мира. <...>
Что дает такой подход в психологии? Прежде всего, возникает возможность понять, каким образом человек способен отражать мир таким, как он есть, и отражать только то из этого мира, что ему соответствует (нужно в данный момент). Из этого подхода вытекают некоторые следствия. Во-первых, если изменяется внутреннее состояние человека, его психологическая структура (например, эталоны восприятия), то изменяется и содержание мира, в котором он живет, т.е. изменяется психологическая ситуация данного конкретного человека. При этом природные характеристики предметов (физические свойства и качества) могут не изменяться. Предмет меняется в своих системных качествах. Он становится носителем новых значений, смыслов, ценностей, соответствующих новому психологическому состоянию человека. Например, то, что было ценным и имело особый личностный смысл, становится безразличным и бессмысленным (смыслоумирание). Эти содержания выпадают из психологической ситуации, т.е. уходят из ПС. Однако в ПС приходит из мира нечто другое, соответствующее новому психологическому состоянию, т.е. тождественное новым, актуальным для человека потребностям, целям, возможностям.
Под психологической ситуацией понимается предметная часть ПС. Само же понятие «психологическая система» описывает систему, в которую входят действующий человек и его психологическая ситуация, т.е. та часть мира, которая соответствует его актуальным потребностям, целям и возможностям. <...>
Фундаментальная роль эмоций состоит… в том, что они лежат в основе любых форм психического отражения. Эмоция — это то, без чего не может существовать никакая другая форма психического отражения. <...> …Отношение человека к миру существует внутри самого процесса отражения как динамического моделирования. Человек отражает мир, относясь к нему. Психика человека пристрастна (А.Н. Леонтьев). В этом, по существу, и состоит принцип «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский). <...>
Эмоции связывают в единство мир, сознание, психику и деятельность человека. Поэтому эмоции являются центром, или ядром ПС. Если разрушается этот центр, то распадается вся ПС. Что означает распад ПС? Феноменологически в этом случае мир теряет для человека признаки реальности — исчезает как предметный мир, обладающий смыслом и ценностью. Человек утрачивает способность «управлять собой извне» (из внешнего мира), перестает ориентироваться во внешнем мире, т.е. разрушается его интеллект. В этом случае человек также утрачивает способность осознавать свои потребности и мотивы, т.е. происходит «отчуждение» от них. Феноменологически это означает, что для человека «исчезают» предметы, отвечающие этим потребностям, — мотивы его деятельности. Следствием разрушения эмоций является также и исчезновение критики своих действий и способности их оценивать. <...>
* * *
Проведенный анализ показывает, что понятие «психологическая система» может быть продуктивно использовано при рассмотрении проблематики мышления и эмоций. В этой системе эмоции выполняют особые функции, репрезентируя человеку новые, необычные аспекты окружающего мира. В эмоциях отражаются (динамически моделируются) системные, сверхчувственные качества предметов. Эти качества и составляют затем тот «материал», который обрабатывает человек с помощью познавательных процессов, прежде всего мышления.