Работа над словосочетанием
РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
План:
1. Особенности развития речи и мышления в период обучения
грамоте.
2. Условия развития речи в период обучения грамоте.
3. Работа над словом.
4. Работа над словосочетанием и предложением.
5. Работа над связной речью.
6. Развитие речи учащихся на уроках письма.
7. Работа над произношением и восприятием звуков речи.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ
В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Наглядность и образность долго остаются особенностями мыш-
ления младшего школьника, но одновременно усиливается тенден-
ция к обобщению, установлению связей. Обобщения все более ос-
новываются на выделении некоторых существенных признаков ве-
щей и явлений.
В связи с этим уточняются и приводятся в систему представ-
ления первоклассников о предметах, первоначально в пределах того
словарного материала, который предусмотрен букварем. Развитие
словаря учащихся должно происходить вместе с обогащением и уточ-
нением представлений о предметах, явлениях и их связях.
Первоклассник может связно рассказать о прочитанном или
увиденном, но речь его еще слабо организована, он не придержи-
вается при рассказе определенного плана, отсутствует логика из-
ложения. Например, начав рассказывать о мухоморе, он говорит,
что этот гриб ядовитый, хотя и красивый, но вдруг вспоминает о
том, как они с бабушкой нашли подберезовики. Если учитель в
это время не направит рассказ в нужное русло, то речь превратит-
ся в набор отрывочных предложений, утратит связность. Основная
же задача заключается в том, чтобы научить детей рассказывать
или описывать предмет по определенному плану.
Рассказ первоклассника по картинке обычно изобилует дета-
лями, что говорит о несобранности мысли. А пересказ, напротив,
очень близок к оригиналу текста, потому что опирается преиму-
щественно на память, а не на осмысление содержания. Над пони-
манием прочитанного и уяснением значения непонятных слов нужно
работать постоянно, учить детей видеть эти слова.
С учетом особенностей мышления, речи и подготовленности
первоклассников (уровень развитости фонематического слуха, го-
товности к звуковому анализу) в последние годы несколько пере-
строена методика обучения грамоте. В частности, введен период опе-
режающего звукового анализа: учащиеся выделяют очередной звук,
обозначают его буквой и в то же время, определяя место изучае-
мого звука, анализируют все имеющиеся в слове звуки по поряд-
ку. Опережающий звуковой анализ исходит из установленных пси-
хологами закономерностей развивающего обучения, которое долж-
но идти «впереди развития» (Л.С. Выготский). Обучение должно
учитывать реальные возможности каждого ребенка, учить его тому,
чего он еще делать не умеет. Только в этом случае достигается ум-
ственное развитие ребенка, совершенствование его познавательных
возможностей и мышления.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Ребенок приходит в школу со значительным навыком речи.
Объем его словаря составляет от 3 до 7 тысяч слов, он использует
в своей устной речевой практике предложения как простые, так и
сложные. Большинство детей умеют рассказывать связно, т.е. вла-
деют простейшим монологом. Основной характерной чертой речи
дошкольника является ее ситуативность, что определяется основ-
ным видом деятельности дошкольника — игровой деятельностью.
С приходом в школу в речевом развитии ребенка происходят
Существенные изменения.
1. Возрастает волевой фактор: ребенок говорит не потому, что
его к этому побуждают окружающие обстоятельства, так называе-
мая ситуация, а потому, что требует учитель, сам учебный про-
цесс. Мотивация речи резко изменяется: если в ситуативной речи
главный мотив — общение, то ответ на уроке, пересказ, рассказ
вызываются не живыми потребностями общения, а необходимос-
тью выполнить требование учителя, обнаружить знание материа-
ла, не ударить лицом в грязь перед одноклассниками, перед учи-
телем. Поэтому часто дети, свободно говорившие дома до школы,
в классе теряются, смущаются, говорят бессвязно.
Создавая на уроке непринужденную обстановку беседы, учи-
тель смягчает резкость перехода, но речь в учебном процессе теряет в основном ситуативность и переходит в сферу волевую. В роли
ее мотивов выступают учебные задачи, .поскольку основной, ве-
дущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность.
2. В жизни ребёнка появляется письменная речь. Тексты, с ко-
торыми он сталкивается, еще очень просты и мало чем отличаются
от разговорно-бытовой речи дошкольника. Но происходит посте-
пенное включение элементов письменно-книжной речи в обиход
первоклассника. Такие элементы содержит речь учителя (литера-
турная речь, подчиненная норме). Школьное требование отвечать
полным ответом приводит к тому, что исчезают элементы разго-
ворно-бытовой речи. Беседа по вопросам учителя нередко требует
построения сложноподчиненных предложений. Тексты букваря и аз-
буки нередко содержат типичные «книжные» конструкции.
С первых дней обучения начинается работа над культурой речи:
дети усваивают, как полагается говорить в школе, на уроке; начи-
нают понимать, что не любое выражение мысли будет правиль-
ным, что мысль следует выражать четко, ясно, понятно для дру-
гих; приучаются к самоконтролю и наблюдениям над речью одно-
классников, учатся исправлять недочеты чужой речи.
3. В речевой деятельности ребенка все большее место начи-
нает занимать монологическая речь, т.е. тот вид речи, который в
дошкольном возрасте либо вовсе не развивался, либо не зани-
мал господствующего положения. Монолог в период обучения
грамоте — это пересказ прочитанного,, рассказ по наблюдению,
рассказывание по памяти, по воображению, по картинкам. Фо-
нетическая работа также создает условия для монологической
речи.
4. В школе речь становится объектом изучения. До поступления
в школу ребенок пользовался речью, не задумываясь над ее струк-
турой и закономерностями. В школе он узнает, что речь состоит из
предложений, складывается из слов, что слова состоят из слогов и
звуков, обозначаемых буквами, и т.д.
Развитие речи в школьной практике осуществляется по трем
направлениям: словарная работа (лексический уровень),
работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень),
работа над, связной речью (уровень текста).
РАБОТА НАД СЛОВОМ
Школьная жизнь, учебная деятельность детей требуют усвое-
ния десятков новых слов. Новые слова встречаются в читаемых тек-
стах, в рассказе учителя; новыми являются слова, обозначающие
названия учебных принадлежностей, пособий, действий; множе-
ство новых слов и значений усваивается в ходе наблюдений, а также
по картинкам в букваре и других пособиях.
Работа над речью учащихся связывается с содержанием тек-
стов и иллюстраций в букваре.
В связи с основной темой страницы букваря привлекается ма-
териал экскурсий, наблюдений, предметных занятий. Словарь бук-
варных текстов, включая столбики слов, очень ^огат: он охваты-
вает разные области жизни детей и взрослых, природные явления,
массу окружающих ребенка вещей, растительный и животный мир.
Тематика текстов предполагает воспитательное влияние на учащихся
(отношения детей и взрослых, детей между собой, забота о приро-
де, гигиенические навыки и т.д.).
Целесообразно выделять в связи с основной темой каждой стра-
ницы словарь, работа над которым развивает и систематизирует
представления учащихся об окружающем их мире.
Первоклассники, особенно шестилетки, нуждаются в занима-
тельных, доступных видах объяснения новых слов:
· путем показа картинки или предмета, называния этого
предмета;
· в словарных играх — с помощью словесного лото, куби-
ков, скороговорок, считалок, потешек, юморесок;
· в беседах, рассказах, декламации стихотворений, сканди-
ровании слов и пр.
Новые слова вводятся в предложения, читаются, подвергают-
ся звуковому анализу, составляются из букв разрезной азбуки. Слова
включаются в систему лексических и логических упражнений.
Наибольшее значение для развития речи в период обучения
грамоте имеет семантическая работа: наблюдения над значениями
слов, уточнение значений и их оттенков. С первых дней следует
приучать детей к внимательному отношению к слову, к поиску
наиболее выразительных слов.
РАБОТА НАД СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ
И ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
Работа над предложением, как и над словом, начинается букваль-
но с первого урока в школе: это выделение предложения из речевого
потока, чтение, ответы на вопросы. В период обучения грамоте реша-
ются следующие основные задачи работы на синтаксическом уровне.
1) осознание предложения как самостоятельной единицы речи,
выделение предложений в устной речи, их составление, чтение по
букварю;
2) переход от односложных высказываний к высказываниям
развернутым, от неполных предложений к полным, относительно
большим предложениям, имеющим, как правило, состав подлежа-
щего и состав сказуемого;
3) установление простейших связей между словами в предло-
жении, а также в словосочетаниях.
Не следует спешить с введением в речь детей новых синтак-
сических конструкций, но в то же время необходимо поддерживать
использование детьми таких речевых оборотов, обеспечивая пра-
вильность их употребления. Следовательно, в работе над предложе-
нием значительное место принадлежит исправлению недочетов, са-
монаблюдению и самоконтролю.
Поскольку учащиеся еще не располагают теоретическими све-
дениями по синтаксису, построение предложений проводится на
основе образцов: Образцами служат читаемые тексты, вопросы, речь
учителя.
В период обучения грамоте роль вопросов очень велика: вопрос
дает основу для составления предложения. В процессе работы над
предложением учащиеся усваивают термины «полный ответ», «крат-
кий ответ». Учить полному ответу следует при работе над предло-
жением, но не всегда нужно требовать такового. Полный ответ не-
обходим в том случае, когда нужно точное формулирование мыс-
ли при пересказе, описании картинки. В живой беседе с детьми
возможны и односложные ответы, естественные для диалогичес-
кой речи, имеющей вопросно-ответную форму.
РАБОТА НАД СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
Связная речь учащихся строится на основе вопросов учителя.
Так, к картинке задается вопрос: «Что случилось с детьми в лесу?»
Возможные ответы:
· «Дети заблудились в лесу».
· «Дети пошли в лес за грибами и заблудились».
· «Мальчик и девочка собирали в лесу грибы и ягоды. Они не
заметили, как наступил вечер. Дети заблудились, они не знают дороги
домой».
Так от предложения школьники переходят к связной речи.
Связная речь в период обучения грамоте — это пересказ прочи-
танного самими детьми или учителем, это различные рассказы —
по наблюдениям, по воспоминаниям, на основе творческого вооб-
ражения; это декламация заученных стихотворений, загадывание и
отгадывание загадок, скороговорки, рассказывание сказок и их инс-
ценирование. Все это варианты речи эмоциональной, образной.
В практике первоклассников появляются элементы связной нар-
учной или «деловой» речи: связные ответы по звуковому анализу,
некоторые рассказы по наблюдениям. Эти виды речи лишь начи-
нают использоваться детьми и поэтому представляют для них су-
щественные трудности. Упражнения в связной речи имеют место
на каждом уроке как обязательное звено урока.
Начинать работу над связной речью удобнее всего с картинок.
Так,"в букваре и азбуке помещены сюжетные картинки, которые
используются для составления рассказов. Вопросы учителя служат
своеобразным планом рассказа:
— Где были дети?
— Что делала девочка?
— Что нашел мальчик ? и т.д.
Постепенно учащиеся приучаются к связному изложению бо-
лее крупных законченных частей с помощью объединенных воп-
росов: «Скажите сначала, когда это было, куда пошли дети, а по-
том, что они делали и что увидели». Полезно, чтобы перед глазами
детей был плакат с перечнем вопросов (таблички с вопросами),
помогающих составлять связный рассказ:
КОГДА? ГДЕ? КТО? ЧТО СДЕЛАЛ?
В этом случае читающие дети смогут им пользоваться с первых
уроков.
Для обучения связной речи следует использовать серии карти-
нок, по содержанию доступных учащимся. Составляя по каждой
картинке 1—2 предложения, дети получают последовательные рас-
сказы. В ходе подготовительной беседы выбираются для рассказа
самые лучшие, полные предложения, устраняются неизбежные в
таких случаях повторы; для придания событиям большей реально-
сти персонажи получают имена, определяется время года, место
события, могут быть добавлены предложения о погоде, настрое-
ний персонажей и т.д. Рассказ озаглавливается — так дети начина-
ют работу над темой.
В дальнейшем учащиеся получают задание рассказать на тему,
например: «Расскажите о том, как провели каникулы», «Расскажите
о своей любимой игрушке», «Расскажите о белочке» и т.п.
Важным видом речевой работы является пересказ. Пересказы-
вая прочитанное, дети обогащают свой словарь за счет лексики
образца, соблюдают последовательность текста, подражают синтак-
сическому строю первоисточника, передают эмоциональное содер-
жание и идейный смысл рассказа.
Составляемый рассказ или пересказ постоянно исправляется,
выбираются наиболее подходящие слова, объясняется их значение
и целесообразность выбора в данной ситуации, идет работа над пред-
ложением, включаются детали, подробности, улучшается последо-
вательность изложения событий, вводятся простейшие причинные
обоснования.
Огромную роль в развитии связной речи играет элемент за-
нимательности: он является органичной, неотъемлемой частью вся-
кой творческой работы. И пересказывая, и рассказывая, ребенок
входит в роль, сопереживает героям, увлеченно ждет событий, их развязки. Поэтому в системе упражнений по развитию речи долж-
ны быть представлены инсценировки, конкурсы на лучшего чте-
ца, импровизация и сочинительство и т.п.
Отгадывание загадок является хорошим средством развития
мышления и речи. В ходе работы над загадками обогащается сло-
варь, раскрываются метафоры и перифразы, идет работа над сло-
вами-признаками, вырабатывается чувство ритма. Полезны упраж-
нения в придумывании загадок.
Если дети умеют читать, эффективна работа по восстановле-
нию деформированного текста. Такая же работа может проводиться
и на слух, но тогда используются короткие тексты.