Зловредные люди, образно говоря, лишены «нравственной грунтовки", необходимого слоя сознания, на основе которого возникают развитые формы морально-этического поведения
"Нравственная грунтовка" – элементарное условие для становления нравственной культуры личности, ее отсутствие вряд ли восполнимо сентенциями, примерами или просветительством. Ее наличие является следствием психической нормы, естественной адаптации индивида к
социальной среде. Даже едва заметные изъяны психики и адаптационные нарушения искажают "нравственную грунтовку" или препятствуют ее образованию.
"Нравственную грунтовку" образуют наипростейшие навыки социального поведения и элементарные привычки оценивать свои поступки. Об ее отсутствии свидетельствуют садистские формы поведения (привычка истязать животных, наносить физическую обиду тем, кто беспомощен, беззащитен, слаб), крайние формы проявления цинизма (оскорбление стариков и детей, издевательство, продиктованное чувством физического превосходства или чувством безнаказанности), святотатство (осквернение национальных святынь, могил, памяти предков и родственников).
Люди, лишенные "нравственной грунтовки", относятся к разряду морально дефективных. Их аморальное поведение обусловлено либо врожденным снижением высших психических функций, либо временным проявлением психических аномалий. Таковые у некоторых вполне нормальных людей иногда возникают в период бурного полового созревания или после стрессовых ситуаций, вызвавших сильное психическое потрясение. Восстановление психической нормы у них, как правило, сопровождается проявлением способности к нравственной оценке своих поступков в прошлом, преодолением зловредности.
По причине врожденной или временной психической недостаточности морально дефективные не способны осознать аморальности своих действий. Они не способны являть доброту в ее нравственном смысле. Если же они и демонстрируют ее, то в некоей уродливой форме – в виде пощады, уступив мольбам своей жертвы, снисхождения, либо унижая человеческое достоинство, либо под влиянием мощного социального контроля и угрозы наказания.
От морально дефективной категории людей следует отличать моральных примитивов. Они также лишены "нравственной грунтовки", но отличаются тем, что аморальность – садизм, цинизм, святотатство – взяты ими на вооружение сознательно, расчетливо используются как средства мести, давления, вымогательства и т. п. Моральный примитив – более проблемный и социально опасный вариант. Попытки воздействия на такой тип людей наталкиваются на их озлобленность, уверенность в своей правоте, незамаскированное противодействие. Они так же, как и морально дефективные, не способны проявлять доброту, ибо руководствуются расчетом, циничны, откровенно меркантильны.
На характер проявления доброты влияют временные негативные изменения в психическом статусе личности.
Может ли человек в состоянии психологического дискомфорта проявлять устойчивую доброту? Это крайне затруднено, ибо для проявления доброты, как, впрочем, и для любых нравственных актов, необходим какой-то минимум устойчивости и стабильности в положении индивида. Мораль, как идущее изнутри личности побуждение следовать некоторому порядку,
общим правилам поведения, может иметь место только тогда, когда упорядочено внешнее положение этой личности. Если же оно подвержено непредсказуемым колебаниям или чьим-то прихотям, то склонность к нормативным действиям неуклонно разрушается. Возникает почва для проявления недоброжелательности в различных ее формах. Типичная причина – фрустрация, то есть психическое напряжение, появляющееся в результате блокирования целей личности.
Примитивные и завистливые люди – неиссякаемый источник недоброжелательности. Они нетерпимы к чужой индивидуальности, любому, на их взгляд, превосходству. И поэтому их раздражает и злит то, чего у них нет. Молодая женщина вызывает раздражение тем, что она молода и красива, умный и начитанный злит посредственных, человек кипучего темперамента провоцирует неприязнь вялых и ленивых, человек принципиальный не оставляет равнодушными подхалимов и "флюгеров". Если одаренная личность попадает в примитивную или завистливую группу, ситуация почти безвыходна: невольно эта личность демонстрирует свое превосходство над большинством и невольно ополчает против себя.