Глава 1. Общие сведения о ритуале, обряде

Характеристика основных ритуалов свадебного обряда

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Общие сведения о ритуале, обряде…………………………………………4

Глава 2. Основные ритуалы свадебного обряда

2.1Сватовство ……………………………………………………………………………6

2.2Осмотр женихова подворья………………………………………………………….6

2.3Пропой………………………………………………………………………………...7

2.4 Смотрины……………………………………………………………………………..7

2.5Сговор………………………………………………………………………………....8

2.6Девичник и утро свадебного дня……………………………………………………8

2.7Выкуп невесты или места……………………………………………………………9

2.8 Благословление невесты……………………………………………………………10

2.9 Венчание……………………………………………………………………………..10

2.10Свадебный пир и дары…………………………………………………………….11

Заключение……………………………………………………………………………...13

Список литературы……………………………………………………………………14

Введение

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и пере­оцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое, мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что забо­тило, радовало и тревожило русских людей, чем они занима­лись, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы се­годня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Древние обряды славянских народов, в том числе свадебные, известны нам еще далеко не достаточно. Ученые начали интересоваться ею с конца XVIII в., когда вообще пробудилось национальное самосознание у многих славянских народов, а в европейской литературе стал сказываться интерес к народной культуре, народному творчеству. Но к этому времени все славянские народы, уже давно обращенные в христианство, успели позабыть свои древние верования; сохранились у них лишь некоторые народные обычаи и обряды, некогда связанные с этими верованиями. Поэтому в сочинениях конца XVIII и начала XIX в. о древнеславянской религии больше романтической фантазии, чем исторических фактов.

Сохранить уходящие традиции, выстроить живую связь времён, определить достойное место русской фольклорной культуры в общей панораме духовного наследия народов нашего отечества поможет обрядовый фольклор, ведь его содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

В настоящее время возникает потребность формирования человека национальной культуры, сочетающего в себе системные знания в области национальной культуры и позитивное самосознание, ориентацию на этнокультурные духовные ценности, толерантность и способность к межэтническому и межкультурному общению.

Глава 1. Общие сведения о ритуале, обряде

Мифологическое осмысление мира славянами часто было заложено и в основу обряда, ритуала, праздника, которые становились такими же священными и даже тайными.

«Ритуал - система действий, совершаемых жрецом, знахарями, представителями церкви, хозяином или хозяйкой»[1]. Все ритуалы в основном должны строго сохранять порядок произношения текста и порядок действий.

«Обряд - развернутое символическое действие»[2]. Обряды подразделяются на церковные и народные. Церковный обряд также имеет строгий сценарий, порядок его проведения (к примеру, обряд крещения). В народном обряде нет ничего официального. В нем все идет от устного предания от игрового традиционного действия, то есть от самой жизни. В основном обряды посвящены временам года, хозяйственной деятельности, они направлялись на скрытые связи между природой и людьми.

Обряд, в отличие от ритуала, имел более сложный сценарий, включая несколько этапов, и был более длительным по времени. Он сопровождался не только мифами, но и песнями, хороводами, переодеванием, гаданием, театрализацией и всяческими выдумками.

Мифы, посвященные тайнам обряда, касающихся тонкого плана, энергий, психологии человека, т. е. "обращенные внутрь", называют эзотерической мифологией. Экзотерическими называют мифы для непосвященных в тайны, "обращенные вовне", воздействуют внешне. Из экзотерических мифов и обрядов формировались волшебные сказки, былички, небылицы, притчи.

Будничные заботы славян сменялись праздниками, ритуалами и обрядами. Именно с их помощью человек имел возможность общаться, чувствовать единение, причастность к великим событиям, воцарялся над трудностями, чувствовал и, может, даже переходил в другой (невидимый) мир. После праздника, конечно, для славян земной мир становился обновленным, а он сам - умудренным.

Традиционным обрядом славян является свадебный обряд – одно из наиболее сложных, монументальных и архаичных явлений русского фольклора. Он представляет собой соединение многочисленных элементов народной мифологии, религиозных и историко-правовых пережитков.

Свадьба – один из важнейших обрядов в жизни крестьян, уходящий своими корнями в далёкое языческое прошлое. Смысл этого обряда заключается в создании семьи – малой ячейки общины и переход девушки-невесты в другой социальный статус – статус женщины – хранительницы семейного очага. Таким образом, в свадебном ритуале осуществляются и закрепляются две линии изменения социального статуса брачующихся. Первая из них – связана с переходом в статус семейных людей, то есть полноправных членов общины, несущих полную ответственность за будущее не только своей семьи, но и в какой-то степени – общины. «Свадьба для невесты, словно прощание с жизнью: с древних времён уход из рода был равнозначен смерти; покидая «свой» мир, в «чужом» девушка рождалась в новом качестве жены, матери»[3] .

Вторая линия связана с переходом в другую возрастную категорию, то есть из группы холостой молодежи в статус замужних мужчин и женщин. Как считает известный современный этнограф А. К. Байбурин, «Механизм «культурного строительства» человека должен наиболее ярко проявляться в обрядах инициаций по той причине, что именно в них устанавливается условная граница между возрастами жизни»[4] . Соответственно, все обрядовые, ритуальные действа в свадьбе направлены на благополучный переход молодых людей из мира «своего» в мир «чужой», так как пребывание между двумя мирами считается наиболее опасным временем в их жизни.

В современной отечественной фольклористике принято выделять два субэтнических типа свадебной обрядности: северорусский и южнорусский, так называемые «свадьба-похороны» и «свадьба-веселье». Впервые эти два типа выделила ученица Е. В. Гиппиуса Б. Б. Ефименкова[5] .

Наши рекомендации