Раздел 3. Возрастная психология

Тема 1. Предмет, задачи и история возрастной психологии. Методы возрастной психологии.

Семинар 1

Цель:уточнить историческое развитие предмета возрастной психологии, закрепить представления о задачах и методах раздела.

1. Предмет возрастной психологии. Историческое изменение предмета возрастной психологии. Исторический анализ понятия детства.

2. Основные теоретические и практические задачи возрастной психологии.

3. История развития возрастной психологии

4. Стратегии исследования психического развития ребенка.

5. Методы исследования в возрастной психологии

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект следующих статей:

1. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления. // Вопросы психологии. 1966. № 4.

2. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис: В 2 ч. М., 1980. Ч. 1. с. 220-228.

2. Составьте аннотации следующих работ:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

2. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. – М.,1994.

3. Подготовьте доклады по темам:

1.Актуальная значимость изучения предмета и задач возрастной психологии.

2.История развития отечественной возрастной психологии

3.Основные этапы развития зарубежной возрастной психологии

4.Специфика применения методов в возрастной психологии.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите задачи возрастной психологии

2.Дайте определение предмету изучения возрастной психологии на разных этапах развития.

3. Определите специфику применения методов в возрастной психологии.

Литература:

1.Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В.Петровского. М. 1979. Гл.1.

2.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.,1994. – Кн. 2. Разд.1.

3.Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 13-32, 295-311.

4.Мухина В.С. Детская психология. М. 1985. Гл. 1,2

Тема 2. Психическое развитие ребенка в зарубежной и отечественной психологии. Периодизации психического развития в онтогенезе

Семинар 2.

Цель: систематизировать, обобщить понятия возрастной психологии и сравнить основные концепции развития человека.

1.Основные понятия возрастной психологии (возраст, периодизация, кризис развития, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразование возраста, зона ближайшего развития, сензитивный возраст).

2. Проблема специфичности онтогенеза психики человека. Роль среды и наследственности в развитии ребенка.

3. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б, Эльконин)

4. Концепции психического развития ребенка.

5. Теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект следующих статей:

1.Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967. С. 38-48, 112-179.

2.Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. Т. 3. С. 41-58, 302-313.

3.Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития.-М.,1995, с. 29-63.

2. Составьте аннотации следующих работ:

1.Мид М. Культура и мир детства. М., 1988

2. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе – М., 1989.

3. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.

3. Подготовьте доклады по темам:

1.Периодизация психического развития Э. Эльконина.

2.Теория развития детского интеллекта Ж. Пиаже.

3.Эпигенетическая теория развития Э. Эриксона.

4.Усвоение нравственных норм детьми в концепции Л. Кольберга.

Контрольные вопросы:

1.Перечислите и дайте характеристику основных понятий возрастной психологии.

2.Раскройте основные положения теорий Э.Эриксона, Л. Кольберга, Ж. Пиаже, Д.Б.Эльконина.

Литература:

1.Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В.Петровского. М. 1979. Гл.1.

2.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. –. М. 1994. – Кн.2. Разд.5, С. 237-250.

3.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

4.Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. С. 33-64.

5.Мухина В.С. Детская психология. М. 1985. Гл. 3.

Тема 3. Психическое развитие в младенческом возрасте

Семинар 3.

Цель: обобщить знания о ССР, ВВД и новообразованиях младенческого возраста; формировать умения решать психологические задачи по теме.

1.Кризис новорожденности.

2.Переход от новорожденности к младенчеству. Комплекс «оживления».

3.Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте. Ведущий тип деятельности в младенческом возрасте и его развитие.

4.Возникновение и развитие психических процессов у младенца.

5.Возникновение акта хватания. Его значение для психического развития младенца.

6.Подготовительные стадии в развитии речи.

7.Основные новообразования раннего возраста. Характеристика кризиса первого года жизни.

Задания для самостоятельной работы:

1. Составьте конспект следующих статей:

1 Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984. т. 3. стр. 143-144. Выготский Л.С. младенческий возраст. // Там же. Том 4. стр. 269-318.

2.Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни. // Вопросы психологии. 1987. № 3.

2. Составьте аннотации следующих работ:

1.Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1985.

2.Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

3. Подготовьте доклады по темам:

1.Изменения образа жизни при переходе от пренатального к постнатальному детству.

2.Формирование потребности в общении и госпитализм.

3.Значение физического развития в младенческом возрасте.

4.Психологическое состояние мамы как условие здоровья ребенка.

Контрольные вопросы:

1. Назовите ВВД и новообразования младенческого возраста.

2.Сравните новорожденность и младенчество.

3.Дайте характеристику госпитализму, депривации, комплексу оживления.

Литература:

1.Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В.Петровского. М. 1979. Гл. 3, ч. 1, 2.

2.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – . М., 1994. Кн. 2. Разд. 2, гл. 3, 4; разд. 3, гл. 9

3.Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995. стр. 193-212.

4.Мухина В.С. Детская психология. М. 1985. стр.53-73.

Наши рекомендации