Частные акмеологические принципы
Принцип субъекта деятельности. В отличие от общего субъектного принципа субъектно-деятельностный подход, развиваемый Б.Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским, А.А. Деркачем, Е.А. Климовым, В.Д. Шадриковым и др., образует связывающий общую и профессиональную акмеологию принцип. В основе этого принципа лежит определение и понимание категории личности. В акмеологии личность рассматривается в своем развивающемся, функционирующем состоянии. Функционируя, личность «вписывается» (Б.Г. Ананьев) в другие системы – жизнедеятельности в целом, деятельности, общения, познания, поэтому функционирование личности должно осуществляться в качестве и по критериям каждой из обозначенных систем. Акмеология рассматривает личность одновременно в психологическом качестве и социально-профессиональном, с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом. При этом в акмеологии личность рассматривается в целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии. Развитие личности в акмеологии учитывается и в стадиально-возрастном качестве, и в функционально-деятельном (профессиональном, развитие в профессии, становление профессионалом) и в ситуативном (развитие личности в трудных ситуациях, содержащих противоречие, или ситуациях, требующих позитивного влияния, решающего, оптимизирующего ситуацию воздействия).
Принцип субъекта деятельности получил многократную и многоуровневую конкретизацию, начиная от определения педагогической системы и ее функциональных компонентов, разработанных Н.В. Кузьминой. А.А. Деркач выделил в деятельности ее принципиальные функциональные макрокомпоненты:
· гностический,состоящий в используемой системе знаний и способности к операциональному, продуктивному применению их деятельности:
· проектировочный, который связан с целевым характером деятельности, что позволило гораздо более конкретно связать способы осуществления деятельности с предполагаемыми ее этапами, событиями, уровнями осуществления и т.д.
· конструктивный, в понимание которого заложена суть акмеологического подхода: конструктивность дает оптимизацию системы деятельности и способа деятельности субъекта, она исключает стихийный случайный характер деятельности, минимизирует ошибки и «отказы», снижает «цену» осуществления деятельности.
· организаторскийкомпонент деятельности выражал методологическую тенденцию сближения понятий «деятельности» и «организации», которая уже наметилась в теории управления. Он одновременно указывает и на задачу упорядочивания всех составляющих, всех звеньев деятельности и на связь прогнозирующего, проектирующего, т.е. интеллектуального способа организации деятельности с практическим осуществлением.
· коммуникативныйкомпонент соответствовал нарастающему в психологии осознанию того, что деятельность это не только деятельность индивидуального субъекта, но носит совместный кооперативный характер (Б.Ф. Ломов).
К.А. Абульханова конкретизировала принцип субъекта деятельности. Субъект деятельности это новое, преобразованное качество личности, которое означает полную перестройку всей системы ее психической организации, а не только включение способностей, целей и соответствие ее потребностям. Это качество субъекта возникает через разрешение противоречия между наличными возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемые обществом к ее исполнителю. Функция субъекта заключается в разрешении этого противоречия в настоящей (в данный момент осуществляемой) деятельности и на протяжении всей своей деятельно-профессиональной жизни. Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей инстанцией деятельности. Категория субъекта раскрывает смысложизненные и побудительно-смысловые качества личности в ее отношении к деятельности – инициативу и ответственность (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Дементий, Е.Н. Пащенко и др.).
Принцип субъекта деятельности в акмеологии позволяет раскрывать пути наиболее полного и удовлетворяющего саму личность самовыражения в профессии, что является условием творчества и позволяет обеспечивать наивысшую социальную, профессиональную эффективность деятельности и кадров различных профессий.
Принцип жизнедеятельности. Принцип жизнедеятельности является конкретным и основополагающим для акмеологии и исторически и теоретически, и логически (А.А. Деркач). Понятие акме связано с жизненным путем личности, с ее жизненными вершинами (П.А. Флоренский, Н.И. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев). Этот принцип определяет методологическую проблему не конечности вершины, а соотношения вершины как достигнутого человеком максимума и его еще не полностью реализованных при этом возможностей, его творческого неисчерпаемого потенциала (А.А. Бодалев). Совершенствование и самовыражение человека есть процесс постоянного восхождения, а не точка, не результат. Достигнутый уровень открывает новый спектр объективных возможностей человеку, умножая его силы (К.А. Абульханова-Славская).
Принцип жизнедеятельности и теория жизненного пути позволили К.А. Абульхановой-Славской разработать понятие стратегии жизни, связанное с представлением о ее субъекте как направляющем и регулирующем, организующим ход своей жизни. Для акмеологии центральным становится не только принцип жизнедеятельности, теория жизненного пути, биографический подход, но принцип личности как субъекта жизни. Он означает «овладение» личностью условиями своей жизни, создание ей вторичных условий жизни путем построения особых жизненных опор, жизненных отношений и позиций (К.А. Абульханова-Славская). Для акмеологии, в этой связи, особую актуальность приобретает понятие жизненной или временной перспективы. К.А. Абульханова-Славская конкретизировала его на три различные перспективы:
· когнитивную,которая сводится к теоретическим умственным планам на будущее;
· личностную,которая состоит в мотивации будущего, в жизненных и личностных еще не реализованных резервах;
· жизненную, которая сводится к социальным возможностям и перспективам личности, сделавшей карьеру не только в профессии, но и в самой жизни.
Функция принципа субъекта жизни и жизнедеятельности для акмеологии определяется тем, что позволяет увидеть место и роль, смысл и значение деятельности, труда в жизненном пути личности, понять жизнь как задачу самореализации личности, которую она, прежде всего, осуществляет в деле всей своей жизни (А.А. Деркач).
Принцип потенциального и актуального. К числу акмеологических отнесен принцип потенциального и актуального, имплицитного и эксплицитного(С.Л. Рубинштейн). Это общефилософский принцип позволяет понять саму личность как проективную, перспективную, не исчерпывающуюся наличными данными систему.
Для акмеологии он служит в двоякой функции:
· методологического ориентира на резервы, возможности личности, которые могут реализоваться в будущем ей самой или при акмеологической поддержке;
· практико-диагностического ориентира. Он предполагает использовать при диагностике наличного состояния личности не столько констатирующие, измерительные, сколько проективные процедуры. На этапе самой акмеологической поддержки (игротехник, тренингов) он ориентирует на субъекта, его рефлексию как на самостоятельные способы умножения личностью своего потенциала,как на средства расширения ее сознания (О.С. Анисимов).
Понятие имплицитность сводится к понятию неисполъзованностъ, незагруженность.Развернувшиеся в последнее время исследования социального мышления показали, что личность не так часто и не полностью использует свои интеллектуальные ресурсы, не «загружает» свой интеллект, стремится к решению более легких или стандартных задач (К.А. Абульханова-Славская). Задача акмеологии состоит в том, чтобы препятствовать случайному, стихийному «использованию» человеком своих психических ресурсов, открыть путь и мотивацию полноценной самореализации (А.А. Деркач).
Принцип обратной связи. Применительно к акмеологии принцип обратной связи имеет следующий смысл: выражаясь, объективируясь в жизни, профессии, общении, личность получает не только результаты этой объективации – результаты труда, оценки людей, занятую должность в карьере, но и воспринимает себя в новом качестве – воплощенной в формах своей жизни, своей деятельности. Этот неизмеримый ни социально, ни профессионально результат лучше других дает ей показатели успешности, продуктивности своих действий. Обратная связь – это поддержка, подтверждение правильности для человека того пути, которым он идет, того отношения, которое он проявил, подтверждение адекватности темпов, которыми он идет к цели, нравственности способов их достижения. Активность личности «питается» этой обратной связью, поддерживается ей, ориентируется или переориентируется (К.А. Абульханова-Славская).
Обратная связь образует основу оценочной деятельности личности, ее утверждения или отрицания тех или иных проявлений, результатов, признания-непризнания, принятия как важных или второстепенных. Обратная связь есть раскрытие опосредованного характера самопознания личности через самореализацию (А.А. Деркач).