Гибкость
Гибкость означает способность индивидуума передвигать тело и его части с максимально возможной амплитудой без чрезмерного напряжения мышц. Гибкость – важный фактор фитнесс программы для детей. В целом тенденция к снижению гибкости у детей отмечается после начальной школы и колеблется между 10-12 годами. Снижение не является необходимым и гибкость может легко поддерживаться благодаря хорошо разработанной программе упражнений на гибкость и/или двигательной активности, включающей движения с большей амплитудой. Сбалансированный уровень развития гибкости является важным фактором в формировании осанки ребенка. Например, жесткие сгибатели бедра и мышцы поясницы чаще всего приводят к люмбарному ландозу (увеличение изгиба поясничной области). Чрезмерный прогиб в поясничной области может привести к травме позвоночника.
Соответствующая гибкость важна для детей, поскольку связана с эффектом быстрого роста. Значительное снижение гибкости часто сопровождается резким ростом, когда изменение в длине костей временно превосходит изменение в длине мышц. Эта временная жесткость мышц приводит к увеличению риска некоторых травм у детей.
Факторы риска а занятиях, направленных на улучшение гибкости. Как уже упоминалось ранее, становится очевидным, что чрезмерная гибкость может увеличивать риск возникновения некоторых видов травм. Этот риск может быть минимизирован путем работы с умеренной
амплитудой движений. Потенциальный риск может быть уменьшен путем развития силы. Дополнительно, силовые качества могут помочь компенсировать сниженную стабильность суставов, связанную с чрезмерной гибкостью.
Другой фактор риска, связанный с гибкостью, зависит от неправильно разработанной программы. Растяжение мышц может возникнуть, если стретчинг является слишком интенсивным, особенно в то время, когда повышенная жесткость мышц связана с ускоренным ростом организма. Этот потенциальный риск может быть минимизирован путем включения продолжительной разминки, исключения баллистического стретчинга, использования таких стретчей, которые являются травмобезопасными, а также таких, которые очень хорошо контролируют амплитуду движений; путем убеждения занимающихся работать на уровне их индивидуальных возможностей, в противоположность соревновательным моментам с другими занимающимися; путем
постепенного прогрессирования продолжительности и интенсивности.
Тренировки на развитие гибкости могут состоять из растягиваний в парах, упражнений на воображение (расслабляющих путешествий с гидом) или поз йоги, стретчинга с веревкой. Используйте здесь настоящее творчество. Это шанс утихомирить детей, научить их пользе
расслабления и снятию напряжения. Занятия на гибкость должны
продолжаться примерно 10 минут для детского класса.
МЫШЕЧНАЯ СИЛА И ВЫНОСЛИВОСТЬ
Развитие мышечной силы — одна из основных задач в разработке фитнесса для детей.
Сила — величина сопротивления в кг, при которой мышца может произвести движение.
Выносливость— период времени, в течение которого мышца может повторно сокращаться.
У детей могут быть отмечены значительные результаты в области силы. В предпубертатном периоде развитие силы сопровождается меньшей гипертрофией (увеличением размера мышечных волокон), чем в послепубертатный период. При этом в данном процессе не участвует увеличенное количество нервных и метаболических факторов.
Эффект силовой. тренировки. Силовая тренировка может улучшить как мышечную силу, так и мышечную выносливость!, которая очень важна в переносимости повышенных нагрузок и уменьшении количества травм и времени восстановления. Более сильные мышцы будут помогать развивать большие усилия в различных суставах не вызывая повреждений. Силовая тренировка может также улучшить атлетические достижения посредством использования потенциальных возможностей увеличения мышечной силы, выносливости и мощности, самооценки и композиции тела. Улучшение состава тела также очень важно для снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения и диабета в зрелом возрасте.
Необходимо понимать общие принципы профилактики травматизма и организации занятий силовой тренировкой с детьми.
Упражнения на развитие силы должны выполняться приблизительно 15-25 минут для детской группы. ::i-
Аэробные занятия могут совмещаться с игровой активностью на занятиях с упором на круговую тренировку. Могут использоваться обручи, эластичные ленты и «парашюты».
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ
Описанные здесь специальные упражнения разработаны для развития гибкости и силы в определенных частях тела. Несколько слов о стретчинге. Следует настроить учащихся на выполнение стретчинга примерно по 15 секунд в каждом положении. Стретчинг не должен вызывать болевых ощущений; он должен выполняться в положении, при котором начинается некоторое сопротивление. При стретчинге никогда не следует делать резких движений.