Тактика допроса обвиняемого и подозреваемого
Обвиняемый и подозреваемый занимают особое положение в уголовном процессе. По закону они не обязаны давать показания. Следователь должен убедить обвиняемого (подозреваемого) в том, что правдивые показания не ухудшают его положение; что чистосердечное раскаяние и активное содействие в раскрытии преступления в соответствии с законом смягчают его ответственность и являются активной формой его защиты; что истинные обстоятельства дела, все равно будут установлены, а запирательство, ложь бессмысленны и лишь ухудшат его положение (п.«и» ч.1 ст.61, ст.64 УК РФ). В зависимости от конкретной ситуации, сложившейся по уголовному делу и личности допрашиваемого, следователь должен оптимально использовать и другие гуманные положения, содержащиеся в Законе. Результативность допроса обвиняемого (подозреваемого) зависит от профессиональных качеств, знаний, опыта следователя. Даже в случаях возникновения конфликтной ситуации надо прежде всего предпринять меры по установлению психологического контакта с допрашиваемым, а затем применять иные, наиболее эффективные тактические приемы, соответствующие конкретной обстановке и его личности.
Показания обвиняемого (подозреваемого) являются обычным доказательством по делу, они проверяются и оцениваются в совокупности со всеми материалами дела. Однако из показаний обвиняемого (подозреваемого) можно получить фактические данные, которые из других источников нередко получить невозможно. Этим участникам судопроизводства лучше, чем кому-либо другому, известны обстоятельства совершения преступления.
Согласно ч.1 ст.173 УПК РФ следователь обязан допросить обвиняемого немедленно после предъявленния ему обвинения, а подозреваемого не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (ч.2 ст.46 УПК РФ). Показания обвиняемого (подозреваемого) являются не только источником доказательств, но и средством защиты, он не несет уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Их допрос проводится с участием защитника.
В процессе допроса обвиняемого и подозреваемого применяются общие положения тактики допроса, рассмотренные ранее, а также специфические тактические приемы. Применение следователем тех или иных тактических приемов во время допроса обвиняемого и подозреваемого прямо зависит от занимаемой ими позиции и сложившихся следственных ситуаций. В связи с тем, что они нередко занимают негативную позицию, отрицают свою вину, в процессе допроса возникают конфликтные ситуации, когда обвиняемые дают показания полностью ложные, частично ложные или же вообще отказываются от дачи показаний.
В случаях, когда подозреваемый полностью подтверждает правильность возникшего в отношении его подозрения, а обвиняемый признает себя полностью виновным в предъявленном обвинении, на допросе возникают бесконфликтные ситуации. Тактические приемы в данном случае должны быть направлены на то, чтобы получить достаточно полные и точные показания. Однако следует иметь в виду, что допрос и в этой благоприятной ситуации должен проводиться столь же тщательно и детально, как и при отрицании допрашиваемыми своей вины. Важно не само признание, а сведения о фактах, обстоятельствах, соответствующих действительности. Признание не должно дезориентировать следователя и снижать его активность в поиске доказательств.
Некоторые внешне бесконфликтные ситуации, в действительности являются мнимобесконфликтными. Подозреваемый и обвиняемый создают подобную ситуацию с целью обмануть следователя, чтобы он потерял бдительность и тактическую активность, не искал объективные доказательства, подтверждающие их признательные показания, от которых они в судебном заседании намерены были отказаться. Кроме того, мнимобесконфликтная ситуация позволяет скрыть обвиняемым (подозреваемым) еще неизвестные следствию эпизоды и сообщников преступных деяний, поскольку многие следователи и оперативные работники ограничиваются достигнутым, переходят к так называемому «закруглению» расследования, полностью теряя поисковую направленность.
Во время допроса обвиняемого должны быть получены показания по каждому пункту предъявленного обвинения. Ему могут быть заданы вопросы, относящиеся к делу или его личности. В целях проверки показаний целесообразно задавать контрольные вопросы.
Обвиняемый (подозреваемый) и защитник имеют право заявлять ходатайства, представлять доказательства. Не следует раскрывать перед защитником и допрашиваемым данные предварительного следствия, разглашение которых является нежелательным и может причинить ущерб расследованию.
При возникновении конфликтной ситуации все сведения, которые сообщает допрашиваемый, должны быть особенно подобно записаны в протоколе. В этой ситуации особенно эффективна вопросно-ответная форма допроса. В целях получения от него правдивых показаний могут быть применены приемы эмоционального воздействия,а также такие, как создание впечатления о повышенной осведомленности следователявотношении происшедшего события; побуждение к раскаиванию; разъяснение положительных последствий чистосердечного признания вины; использование положительных качеств личности: предъявление доказательств, изобличающих его в совершении преступленияи др. Порядок предъявления доказательств следователь избирает, исходя из обстановки и поведения обвиняемого.
В процессе доказывания, в том числе и в ходе допроса могут быть использованы результаты оперативно-розыскной деятельности в соответствии с положениями ч.2 ст.11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом (ст.89 УПК РФ) категорически запрещены. Поэтому следователь должен умело трансформировать полученные им оперативные данные в процессуальные доказательства, допрос обвиняемых (подозреваемых) в этом отношении предоставляет следователь большие возможности, поскольку умело маневрируя оперативной информацией, он получает необходимые показания от допрашиваемых, которые приобретают статус доказательств и одновременно расширяют тактические возможности следствия по поиску новых доказательств, подтверждающих (опровергающих) установленные обстоятельства дела, выявляющих замаскированные эпизоды преступлений и еще неизвестных сообщников.
В процессе допроса следователь должен принять меры к тому, чтобы не расшифровать конспиративные источники оперативно-розыскной информации. Поэтому следователь, чаще всего, стремиться перед допросом обвиняемого (подозреваемого) допросить лиц, о которых имеется информация в оперативных документах (справках сообщениях и т.д.) и получить от них необходимые показания.
Надо объяснить обвиняемому, отказывающемуся от дачи показаний, что отказ от дачи показаний не являются препятствием к продолжению paccледования, что он тем самым лишает себя возможности защищаться от предъявленного обвинения. Если он называет мотивы, то их нужно указать в протоколе.
В тактике допроса обвиняемого и подозреваемого много общего.
При их допросе, как правило, возникают одни и те же конфликтные и бесконфликтные ситуации. Для изобличения их во лжи обычно применяются одни и те же приемы. Основное различие в тактике допроса обусловлено их различным процессуальным положением и тем, что в отношении подозреваемого, как правило, имеется меньше доказательств. Эти обстоятельства обусловливают преимущественно разведывательныйхарактер допроса подозреваемого, в то время как допрос обвиняемого, который проводится в конфликтной ситуации, носит преимущественно наступательныйхарактер.
В соответствии с законом подозреваемому объявляется, в совершении какого преступления он подозревается. В отличие от постановления о предъявлении обвинения, формулировка подозрения может носить общий характер. Следователь не обязан подробно сообщать подозреваемому о характере совершенного преступления и это позволяет более свободно маневрировать имеющейся в его распоряжении информацией, в том числе и оперативной, а также задавать вопросы разведывательного характера.
Большинство тактических приемов в равной степени применимы для допроса как обвиняемого, так и подозреваемого. Вместе с тем тактика допроса подозреваемого имеет и ряд особенностей. Во время допроса подозреваемого следует всегда помнить, что подозрение его в совершении преступления может оказаться ошибочным, что иногда сам факт задержания может сломить его волю, и он может оговорить себя.
Если подозреваемый и обвиняемый дают ложные показания, то в процессе допроса возникают конфликтные ситуации, при которых необходимо применять тактические приемы и предъявлять доказательства, уличающие их во лжи. Однако подозреваемому следует предъявлять только такие доказательства, которые достаточны для подтверждения подозрения в совершенном им преступлении. Иные доказательства, которые относятся к обстоятельствам, расширявшим объем подозрения, лучше всего на данном этапе пока не предъявлять с тем, чтобы облегчить установление психологического контакта, не позволить подозреваемому психологически «замкнуться, уйти "в себя"».
Следует воздержаться от предъявления подозреваемому на первом допросе таких важных доказательств, фактов, которые могут быть использованы им и его защитником в целях создания алиби, фальсификации или преданы огласке в средствах массовой информации, либо иным способом.
Основные тактико-психологические приемы допроса подозреваемых и обвиняемых в конфликтных ситуациях можно кратко изложить в следующем перечне;
1. Информационной основой тактики допроса в конфликтных ситуациях является проникновение следователя в планы и намерения противостоящей стороны. Хотя во многих случаях выводы следователя носят предположительный характер, их вероятность достаточно высока, поскольку кроме официальной и оперативной информации они базируются на так называемой методике рефлексивных рассуждений.
2. Для успешного преодоления конфликтных ситуаций существует целая система тактических приемов:
2.1. Тактические приемы, направленные на создание у конфликтующего субъекта представления о большей осведомленности следователя. Целью таких приемов является создание желаемого для следователя впечатления о большей силе и более значительном объеме имеющихся в его распоряжении доказательств, что убеждает конфликтующего субъекта в бесперспективности своей позиции.
2.2. Создание ошибочного впечатления о меньшей, чем в действительности осведомленности следователя формирует у допрашиваемого уверенность в неуязвимости своей негативной позиции, что многократно увеличивает доказательную силу, даже не слишком сильных и разрозненных улик при внезапном их предъявлении. В психологии допрашиваемого происходит резкий переход от позиции победителя к позиции побежденного, ослабление его защитных позиций и он сам стремиться избрать бесконфликтное поведение.
2.3. Внезапность проведения тактических приемов, поскольку фактор внезапности многократно усиливают психологическое воздействие предъявляемых доказательств. Тактическая внезапность стимулирует возможность неконтролируемого «проговора», в 5-7 раз снижает способность конфликтующей стороны к ориентации.
2.4. Передача косвенной информации, действующей в обход негативной установке на умолчание или дачу ложных показаний и в силу сложных ассоциативных отношений приводит к внезапному «проговору».
2.5. Метод «косвенного допроса», который отличается от рассмотренного выше тактического приема. Суть метода «косвенного допроса» состоит в выборе следователем вспомогательного (промежуточного) факта, который находится за процессуальными рамками предмета доказывания и в силу этого не защищается, допрашиваемым, поскольку он не придает ему значения. Однако, с другой стороны, установив это обстоятельство (факт), в ходе применения метода косвенного допроса, следователь получает возможность напрямую выявить его информационно-доказательственную связь с тщательно скрываемым обстоятельством, подлежащим доказыванию, чаще всего им является виновность лица. Изложенное описание метода косвенного допроса можно отобразить графически в следующей схеме.
|
Внезапный (косвенный) вопрос следователя
Выбрав «незащищенный» промежуточный факт, следователь после отвлекающих вопросов, внезапно задает допрашиваемому косвенный вопрос, касающийся этого промежуточного факта. Но ответ на этот вопрос позволяет уже не косвенно, а напрямую установить виновность лица, в совершении преступления или же другие искомые обстоятельства.
2.6. Использование в ходе допроса реально существующих ("внешних") противоречий между конфликтующими со следователем субъектами. При этом недопустимо искусственное создание противоречий (разжигание конфликта). Это противоречие фиксируется в показаниях этих лиц, что и использует следователь.
2.7. Использование внутренних противоречий в показаниях одного и того же лица. Даже небольшие незначительные противоречия могут полностью разрушить негативную позицию допрашиваемого.
2.8. Создание у конфликтующего субъекта высоковероятной модели реального поведения сообщников для того, чтобы с учетом личностных качеств и степени содеянного убедить его первымзанять позитивную позицию и дать правдивые показания.
2.9. Маневрирование вероятностной информацией без ее детализации, что при комплексном ее применении с имеющимися в деле доказательствами усиливает психологическое и тактическое воздействие вопросов, которые ставятся следователем.
3. Предъявление имеющихся доказательств - основное и самостоятельное направление тактики допроса, которое реализуется следующими приемами:
3.1. Предъявление доказательств в их совокупности, когда допрашиваемый ставится перед необходимостью объяснить свою позицию под сильным воздействием целого комплекса взаимосвязанных доказательств, относящихся к конкретному эпизоду преступлений или же к одноэпизодному уголовному делу.
3.2. Предъявление доказательств «с нарастающей силой», когда негативная позиция и воля конфликтующего субъекта к сопротивлению постепенно расшатываются и последнее из предъявленных доказательств представляется ему неопровержимым.
3.3. Первоочередное предъявление «решающего» доказательства производит существенное психологическое воздействие на допрашиваемого, что приводит его к растерянности, неуверенности и при внезапном предъявлении более «слабых» доказательств значительно усиливает их эмоциональное воздействие, приобретая для допрашиваемого свойство неотразимости.
Следует подчеркнуть, что многие из перечисленных тактических приемов могут быть использованы и при допросе свидетелей, занимающих конфликтную позицию.