Художественное рассказывание

Виды пересказов

Пересказом называется недословное воспроизведение художествен­ного текста (целого или отрывка). Пересказ носит творческий характер, так как, пересказывая, ученик не только воссоздаёт художественные образы, сохраняя словесную ткань произведения, но и привносит своё толкование художественного текста или его части. Пересказ обогащает словарный запас школьников, способствует развитию их эмоционально-образного воображения и эстетического вкуса.

«Рассказ текста своими словами ставит в маленьком масштабе чисто художественно-прозаическую стилистическую задачу: рассказ текста своими словами есть до некоторой степени двуголосый рассказ о чужом слове, ведь «свои слова» не должны растворять до конца своеобразие чужих, рассказ своими словами должен носить смешанный характер, в нужных местах воспроизведя стиль и выражения передаваемого текста». (М.Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975,с.154.)

В зависимости от объёма воспроизводимого словесного материала и целей пересказа различают следующие еговиды: 1) подробный (близкий к тексту), 2) краткий (сжатый), 3) выборочный, 4) художественное рассказывание; 5) пересказ с изменением лица рассказчика, 6) пересказ-анализ и другие. Пересказы 1–3 относятся к приемам анализа текста. Пересказы 4–5 входят в группу приемов эмоционально-образного постижения текста Пересказ-анализ носит синтетический характер.

Следует помнить, что пересказы не должны вытеснять с уроков звучание самого художественного текста и что нельзя пересказывать лирические произведения.

При выборе пересказа учителю необходимо решить, какой из них наиболее целесообразно применить при изучении конкретного произведения и в зависимости от подготовленности школьников.

Подробный пересказ предполагает сохранение самого яркого и существенного из текста. Он требует кропотливой работы и большого напряжения памяти, поэтому для подробного пересказа берутся небольшие по объёму произведения или фрагменты текста (до двух страниц). Этот вид пересказа можно широко использовать в средних классах. Сначала определим границы фрагмента текста, который будем пересказывать. После этого читаем отрывок и подбираем к нему заглавие. Далее нужно выяснить, какую цель преследует пересказ, что он даёт для понимания характера героя. В соответствии с целью пересказа отбираем средства художественной выразительности. Так, абзац за абзацем, анализируем текст, находим выразительные детали, характеризующие героя.

Иные задачи украткого пересказа. Получив задание такого типа, учащиеся должны по сути проследить за развитием сюжета в произведении. Подготовительная работа включает беседупо тексту, в ходе которой отбирается словесный материалдля пересказа. Такой работе обычно сопутствует составление плана. Краткий пересказ неизбежно логизирует восприятие текста, поэтому к нему следует обращаться не часто.

Выборочный пересказ предполагает обращение не к отдельному отрывку, а к нескольким, в которых описаны разные события в жизни героев, поэтому при составлении пересказа учащиеся сами определяют последовательность обращения к ним. Выборочный пересказ можно использовать в качестве характеристики героев.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАССКАЗЫВАНИЕ

(Методика выразительного чтения. Под ред. Т. Ф. Завадской. Учебное пособие для студентов. М., 1977).

Приём художественного рассказывания отличается от подробного пересказа тем, что в нём рассказчик выражает своё отношение, свои переживания. Устный рассказ должен быть построен на большем разнообразии интонаций, на большей живости действия, на большей резкости изображения. Следовательно, нужна значительная переработка текста. Может быть нарушена последовательность протекания событий, введены собственные размышления.

Манера рассказывать у каждого своя: один легко и ярко драматизирует изложение, второй идёт по линии психологических переживаний, третий предпочитает эпичность изложения. Для рассказывающего главное в том, какое впечатление он производит своим рассказом на слушателей.

Художественное рассказывание – особый вид речевого искусства. Он требует от рассказчика глубокого проникновения в текст, в замысел автора, большого мастерства в умении раскрыть этот замысел, воздействовать на аудиторию.

Опытные, творчески работающие учителя включают его в систему своих постоянных методических средств и приемов и, используя в сочетании с другими видами работы над текстом, подчиняют целям углубленного эстетического усвоения литературного произведения.

Художественное рассказывание дает возможность охватить значительные по объему части произведения, эмоционально и образно передать их содержание, раскрыть перед внутренним взором учащихся изображенное автором.

В зависимости от класса, уровня подготовленности учащихся характер и цели художественного рассказывания могут быть различны. В средних классах его преимущественно следует использовать для воспроизведения наиболее ярких событий, картин, эпизодов, в старших классах – для раскрытия психологии героя, внутренней сущности образа, характера. Вот как, например, оно может быть применено при изучении романа Л. Толстого «Война и мир». Учитель излагает на уроке одну из важных тем романа: «Жизненные искания и душевная драма Болконского», он описывает жизненный путь Болконского, останавливает внимание учащихся на главных этапах этого пути и духовных исканиях Болконского. Объяснение, не опирающееся на глубокое эстетическое восприятие текста, вольно или невольно ведет к схематизации представлений о литературных героях. Вот здесь-то художественное рассказывание и может быть использовано учителем как средство, помогающее раскрыть наглядно и глубоко черты живой конкретности, своеобразие личности героя.

Для художественного рассказывания выбирается отрывок, в котором описаны поездка Болконского через березовую рощу, где он встречается с одиноким дубом, встреча с Наташей Ростовой в Отрадном, возвращение домой и вторая встреча с дубом.

Чтобы глубоко раскрыть все то, что заложено в данном отрывке, нужно четко определить главную цель рассказывания и в соответствии с ней наметить исполнительскую задачу. Основная задача рассказывания всего отрывка должна состоять в том, чтобы раскрыть ученикам этот процесс духовного пробуждения Болконского, возрождения его к активной жизни, любви; процесс осознания им новой цели: жить вместе с людьми, для них и в этом находить радость и счастье.

Основная задача решается через частные. Для этого весь текст отрывка делится на части и для каждой части намечаются свои исполнительские задачи. Так же определяются частные творческие задачи двух других частей: «В Отрадном» и «Вторая встреча с дубом». Все частные исполнительские задачи являются звеньями одной цепи, последовательно между собою связаны, представляют перспективу движения мысли рассказчика к главной цели рассказывания: выполнению основной задачи. Даже самые мелкие детали текста рассказчик соотносит с этой задачей.

Приводим примерный перечень тем по произведениям школьной программы, которые могут быть хорошо переданы методом художественного рассказывания.

1) «Буран в степи. Вожатый» (Пушкин. «Капитанская дочка»).

2) «Дуэль Печорина с Грушницким» (Лермонтов. «Герой нашего времени»).

3) «Бал у губернатора» (Гоголь. «Мертвые души»).

4) «Спор нигилиста с аристократом» (Тургенев. «Отцы и дети »).

5) «Второе свидание Ионыча с Котиком» (Чехов. «Ионыч»).

6) «Ларра и Данко» (Горький. «Старуха Изергиль»).

На уроке в классе после художественного рассказывания целесообразно провести беседу, чтобы учащиеся могли поделиться впечатлениями, мыслями об услышанном и «увиденном». Опыт проведенной с учениками работы показывает, что таким путем можно наиболее успешно решать задачу формирования у школьников самостоятельности эстетических и нравственных суждений о литературе и литературных героях.

ТВОРЧЕСКИЙ ПЕРЕСКАЗ

Творческий пересказ предполагает воспроизведение текста с элементами до­мысли­вания и фантазирования. Он может быть с изменением лица рассказчика (грамма­тиче­ской формы повествования) и передавать события через восприятие литературного героя («Обед у Троекурова»– от лица Дубровского) либо по заданной ситуации, когда лицо рассказчика со­храняется («Что испытывал Герасим во время гибели Муму?») При этом внимание читателя сосредоточено на внутреннем состоянии героя, которое вызвано происходящим, но не воспроизведено в художественном тексте. Читатель как бы созда­ёт психологический портрет. Творческий пересказ отличается от домысливания сюжета, направленного на создание новой событийной линии, в кото­рой герои произведения могли бы участвовать при определённых условиях (придуман­ных не писателем, а читателем).

Творческий пересказ можно использовать, если:

1) личность героя-рассказчика раскрывается в произведении (как правило, задание предлагается от лица главных героев, что позволяет читателю следовать «логике ха­рак­тера»);

2) имеется естественная возможность для предполагаемого рассказа:

а) о нём упоминается, но сам рассказ не приводится, либо «в произведении не сообща­ет­ся о том, что о каком-либо событии поведал сам герой, но такой рассказ мог быть ес­тественным при определённых условиях» и использоваться как бы в каче­стве вставной главы либо одного из типов речевой коммуникации (монолога, письма, дневниковой за­писи), не воспроизведённых автором;

б) выбирается рассказчик и предполагаемый собеседник, от которых будет зависеть характер рассказа, его стилистика;

в) определяется условная ситуация и основной мотив рассказа;

3) в произведении не передаётся внутреннее состояние героя, но читатель может «раз­гадать» его на основе:

а) повествования о событиях (участником или свидетелем которых мог выступить из­бранный в роли рассказчика персонаж);

б) описания порт­рета, пейзажа, а также мимики, поз, жестов, движений, интонации речи героев, если они несут определённую психологическую характеристику.

Творческий пересказ обогащает речь, способствует проникновению в текст, поэтому стоит сохранять в старших классах в измененной форме заочной экскурсии(«По грибоедовской Москве», «Губернский город N», «Петербург Достоевского»)

Наши рекомендации