Объективные и субъективные характеристики цвета
Яркость и светлота.Свойство зрительного ощущения, согласно которому предметы кажутся испускающими больше или меньше света, называется светлотой. На сетчатку попадают только определенные доли всей световой энергии, испускаемой предметами в окружающее пространство. Они выражаются величинами яркостей. Таким образом, интенсивность светового раздражения определяется величинами яркостей, а интенсивность светового ощущения – величинами светлот. Чем больше яркость, тем больше светлота, поэтому можно сказать, что светлота есть мера ощущения яркости.
В обыденной речи между понятиями яркости и светлоты часто нет отчетливого различия. Но при изучении зрительного восприятия света им придаются вполне определенные различные значения, которые отражают реально существующие различные явления. Яркость – объективная величина. Это значит, что ее можно измерить соответствующим прибором («яркомером»), который при одних и тех же яркостях, независимо от их величины и принадлежности, всегда будет давать одни и те же показания. Светлота – величина субъективная. Интенсивность светового ощущения, т.е. светлоту, непосредственно измерить каким-либо прибором нельзя. Это объясняется не техническими трудностями, а самой природой субъективных величин. Например, мы не можем измерить ощущение тяжести. Но вес и массу тел, вызывающих это ощущение, мы измеряем и выражаем числами. Другой пример: лист белой бумаги на солнечном свету летом имеет яркость порядка 30 000 нит, а при свете настольной лампы – порядка 10…30 нит. Однако никто не скажет, что один и тот же лист бумаги в одном случае более светлый, чем в другом. В числе ряда особенностей зрительного восприятия здесь проявляется его способность отделять характеристику освещения от характеристики освещаемого предмета. Это явление относится к разряду психологических, связанных с высшей нервной деятельностью, в частности, с таким явлением, как память.
Из сказанного следует, что светлота не может быть непосредственно измерена и выражена абсолютными числами. Однако возможна количественная оценка, выражаемая словами: больше, меньше, равно, намного больше или меньше, едва различается. Причем такие выражения, как «равно» и «едва различается» имеют совершенно точное количественное значение. Эти выражения можно сопоставлять с соответствующими измеренными величинами яркостей и выражать градации световых ощущений относительными яркостями. Между раздражением и ощущением в таком количественном выражении существует определенная зависимость. Экспериментально показано, что рост светлоты происходит медленнее роста яркости (в среднем тысячекратному изменению яркости соответствует лишь (3,5…8)-кратное увеличение светлоты) и контраст между двумя деталями определяется не отношением яркостей этих деталей, а разностью их светлот.
Цветовой тон и доминирующая длина волны. Цветовым тоном называют то характерное свойство, которое отличает данный цвет от белого и серого. Названия цветов: красный, голубой, зеленый, оранжевый и пр. – являются приблизительными обозначениями цветового тона. Допустимость применения цветового тона в качестве характеристики цветности любого излучения, (в том числе и излучений со сложным спектром) основана на экспериментально установленной возможности тождественного воспроизведения любого цвета смесью белого с однородным.
В соответствии с этим цветовой тон любого излучения численно принято характеризовать доминирующей длиной волны, т. е. длиной волны того однородного (спектрального) цвета, который, будучи смешан с белым в определенной пропорции, обеспечивает зрительное тождество цвета смеси с цветом исследуемого излучения. Эксперименты, проведенные рядом исследователей, показали, что глаз неодинаково чувствителен к изменению цветового тона по всему спектру. По полученным данным, пороговое изменение цветового тона колеблется в пределах от Dl=1 нм до Dl=22 нм, причем глаз наименее чувствителен к изменению цветового тона по краям спектра, особенно в длинноволновой его части.
Насыщенность и чистота. Насыщенность определяется степенью различия ощущения цветности заданного излучения от ощущения цветности белого. Опыт показывает, что насыщенность различных спектральных цветов неодинакова. Так, например, красный или синий спектральные цвета воспринимаются нами как цвета с высокой степенью насыщенности. Мы с уверенностью можем сказать, что в этих цветах нет примеси белого. По сравнению с этими цветами желтый спектральный цвет, в котором примесь белого также полностью отсутствует, кажется нам гораздо менее насыщенным.
Если к спектральному цвету добавить примесь белого, то насыщенность его уменьшится. Уменьшение насыщенности для различных спектральных цветов происходит неравномерно: в то время как при некотором количестве белого в смеси со спектральным желтый цвет уже становится не отличимым от белого, синий и красный мы еще отличаем. Наиболее распространенным количественным критерием насыщенности является число порогов цветоразличения на участке изменения цветности от спектрального цвета до белого в условиях постоянства цветового тона и светлоты сравниваемых излучений. Насыщенность, выраженная числом порогов цветоразличения, как следует из экспериментов, резко снижается в желтой зоне спектра.
Степень выраженности цветового тона количественно можно представить отношением яркости спектрального в смеси Bλ к яркости смеси (Bλ + Bw):
Величина Р называется чистотой цвета.Она количественно характеризует долю чистого спектрального в смеси его с белым при постоянной яркости смеси. Если Bλ=0, то Р= 0 (белый цвет), если Bw= 0, то Р=1 (чистый спектральный цвет), т.е. цветами, обладающими максимальной чистотой, являются цвета однородных излучений, а цветами с «нулевой» чистотой – белый, серый, черный. Степень выраженности цветового тона у этих последних цветов равна нулю, поэтому их называют ахроматическими,т. е. бесцветными.
Нетрудно видеть, что между чистотой цвета излучения и цветовой насыщенностью вызванного им ощущения, так же как между яркостью и светлотой или между доминирующей длиной волны и цветовым тоном, имеется качественное соответствие. Это соответствие заключается в том, что возрастание чистоты цвета сопровождается ростом насыщенности, увеличение яркости – повышением светлоты, а изменение доминирующей длины волны – изменением цветового тона.
Итак, мы установили три объективные характеристики цвета: яркость, доминирующая длина волны и чистоту цвета, а также три субъективные характеристики: светлоту, цветовой тон и насыщенность цвета.