Тема 1 Построение монологической речи. Приемы публичного выступления.
. Монолог воздействующий, убеждающий, который обращен к широкой аудитории и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения называют ораторской речью. Аргумент это довод, служащий для доказательства, а следовательно, необходимый для убеждения. Убеждать же можно либо в правоте некоего мнения (собственно убеждающая речь), либо в необходимости некоего действия (агитирующая речь ). Общая цель оратора в аргументирующей публичной речи - убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказав ей свою правоту. Определяя свою общую цель, оратор должен предварительно обдумать, на какого рода спорный вопрос он будет отвечать в речи, а следовательно, какую речь он собирается предложить аудитории — убеждающую или агитирующую. Следующая задача, которую должен разрешить оратор при подготовке речи,- это четко сформулировать свой тезис. Тезис- «ответ на спорный вопрос», «способ решения проблемы» должен быть сформулирован совершенно ясно для самого оратора и, что главное, конкретно. При выдвижении тезиса следует руководствоваться тремя правилами: во-первых, тезис должен быть четко сформулирован; во-вторых, должен оставаться одним и тем же в ходе всего доказательства; в-третьих, тезис не должен содержать в себе логического противоречия. Доказывая, еще мало выдвинуть правильный тезис. Необходимо позаботиться, чтобы он опирался на достаточное основание, т. е. был доказан убедительными аргументами. аргументы, в свою очередь, должны быть истинными, достаточными для данного тезиса, а их истинность должна быть доказана независимо от тезиса. Далее наступает этап оценки тезиса: оратор должен определить, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит выбор стратегии доказывания. В том случае, когда аудитория относится к тезису благожелательно, оратору лучше выбрать дедуктивную стратегию доказывания, т. е. идти от общего (тезиса) к доказательствам, примерам. В том случае, когда трудно предусмотреть отношение аудитории к выдвигаемому тезису, выгоднее всего использовать индуктивную стратегию доказывания, т. е. идти от доказательств к формулированию тезиса, который может быть назван в полном виде ближе к концу речи. Когда же данная аудитория, как предполагает оратор, может встретить тезис «в штыки», тоже следует прибегнуть к индуктивной стратегии доказывания. При этом необходимо провести предварительную, в начале речи, «обработку» аудитории. При подготовке аргументирующей речи необходимо обратить особое внимание на разработку ее вводной части, так как в речи этого типа оратору важно с первых слов привлечь и расположить к себе слушателей. При этом следует руководствоваться рядом принципов, выработанных риторикой. Назовем основные:
а) Заинтересовать слушателей.
б) Расположить слушателей к себе.
Для выполнения второй задачи- расположить адресата к себе, склонить на свою сторону- можно использовать ряд приемов и средств.
1). Первые три фразы речи могут содержать тактическую шутку ( не раздражающую слушателей. а, наоборот, примеряющую аудиторию с оратором), афоризм или цитату (тоже примиряющего характера). Желательна также похвала в адрес аудитории, но ни в коем случае не слишком явная, не грубая.
2) Оратор с самого начала речи должен продемонстрировать, что он не намерен «давить» на аудиторию, влиять на нее, принуждать ее к чему-то. Напротив, он показывает свою объективность, честность, заинтересованность в общем согласии (конструктивный подход к проблеме), заботу об интересах и благе слушателей, уважение к собравшимся. Поэтому следует избегать таких слов, как: вы должны, вам придется, я заставлю вас, вы вынуждены будете признать, что…и т. п. Гораздо лучше звучат риторические вопросы: Не лучше ли принять то-то и то-то…? Не разумней ли предположить, что…? Не естественней ли думать, что..? и т. д., а также вводные слова вероятно, по-видимому, возможно и прочие-т. е. все те фигуры, слова и выражения, которые позволяют смягчить категоричность высказывания. отношения между оратором и адресатом речи). Заинтересовать же слушателей легче всего, прямо связав обсуждаемую проблему с их собственными, личными, даже семейными и бытовыми, материальными, жизненными интересами (принцип близости), а также придав этому вопросу конкретную форму (принцип конкретности). Во Введении к убеждающей речи может быть сформулирован ее главный тезис. Так или иначе, оратор должен сказать о том, какой, собственно, вопрос он будет рассматривать и на каких проблемах, относящихся к этому вопросу, остановится, т. е. кратко пояснить структуру выступления. Последнее совершенно необходимо, если речь продолжится более 7-10 минут. Введение к речи лучше подготовить уже после составления ее основной части. Заключение и убеждающей. и агитирующей речи - очень важная их часть. Отнестись к ней необходимо максимально внимательно. Хорошее Заключение может спасти положение даже при некоторых недостатках аргументации. Верно и обратное: плохим заключением можно непоправимо испортить все впечатление от речи.
1) Для Заключения важнее всего: четкий, броский, выкристаллизованный вывод (лучше данный в образной форме), а не повторение позиций и фактов, раскрытых и приведенных в Основной части. Возможно использовать, как во Введении, цитату, афоризм, шутку – в зависимости от речевой ситуации. Для агитирующей речи, чтобы окончательно сформировать мотив тех действий адресата, которых вы хотите добиться, обратиться: а) к чувству долга слушателей, к лучшим сторонам человеческой натуры, к самым чувствительным струнам души каждого; б) к личным, даже, возможно, к материальным выгодам, которые слушатели получат для себя в результате этих действий.
2) Если речь агитирующая, обратите внимание на то, чтобы конкретно указать, каких именно действий вы ждете от слушателей, когда и в какой форме эти действия должны быть совершены.
3) И убеждающая, и агитирующая речь, как правило, заканчиваются призывом к аудитории. В убеждающей речи это призыв следовать сформированным в ходе слушания речи убеждениям. В агитационной - призыв к определенным и конкретным реальным действиям. В последнем случае, чтобы воздействовать на публику в нужном направлении и сделать это с пользой для себя, эффективно, оратор должен уметь верно оценить ситуацию и психологию слушателей. Чтобы призывать аудиторию продемонстрировать «поддержку делом» сразу же после речи, нужно иметь для этого достаточные основания: поступая так, оратор должен быть уверен, что его поддержит большинство, а меньшинство, соответственно, поймет, что «расклад» неблагоприятен. Иначе призыв окажется не только бессмысленным, но и вредным для престижа оратора- тот рискует «потерять лицо».
4) И последнее. Заключение обязательно должно быть оптимистичным, должно выполняться на «подъеме», создавая такой же подъем у публики.
Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с первого раза, воспринималась слушателями. Обязанности выступающего- свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом прежде всего следует иметь ввиду некоторые синтаксические и лексические особенности.
1) Простые предложения и части сложных предложений не должны быть чрезмерно длинными.
2) Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи, имеют разговорную интонацию. Длинные предложения, т. е. значительно распространенные и осложненные причастными и деепричастными оборотами. вставными конструкциями затрудняют восприятие, поэтому они неприемлемы для ораторского воздействующего выступления.
3) Нежелательно употреблять конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования- официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные прежде всего на передачу и сохранение информации, а не на воздействие.
4) Восприятие устной речи зачастую осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся на –ние, -тие, (например, расширение, принятие и т. п.). Считается, что вместо них лучше использовать глаголы (расширить, принять).
5) При подготовке к выступлению нельзя также злоупотреблять использованием специальных терминов. Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработке темы, о ее хорошем информационном обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.
Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказываются на восприятии. Поэтому хорошая воздействующая речь выдержана в определенной стилевой манере от начала и до конца. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Важнейшим качеством публичной речи является выразительность. Воздействующая сила выступления увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно-выразительные средства. 1. Метафора представляет собой перенос свойств одного предмета (явления, аспекта действительности) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
2. Эпитет. В узком понимании эпитет-это образное определение, выраженное метафорическим прилагательным. текст, насыщенный эпитетами, очень изобретателен и выразителен.
3. Гипербола (преувеличение)- количественное усиление интенсивности, свойств, особенностей поведения и т. п.
4. Сравнение-это уподобление изображаемого предмета, явления другому предмету, явлению на основе общего признака с целью выявить в объекте сравнения новые, важные свойства.
5. Антитеза-противопоставление образов и понятий, которые на фоне друг друга лучше выявляют свою специфику.
6. Подхват-повторение в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции. Этим достигается актуализация, усиление смысла повторяемого слова и всей конструкции в целом. Публичное выступление должно быть хорошо организовано в звуковом отношении. Чтобы речь звучала убедительно, оратор должен говорить выразительно и иметь хорошую дикцию. Дикция определяется как степень отчетливого произношения слов и слогов в речи. человек с плохой дикцией заставляет слушателей пропускать мимо ушей часть воспринимаемой информации, либо переспрашивать много раз. Поэтому, чтобы сделать речь убедительной, доказательной необходима выработка голоса и постановка правильной дикции. Выразительность речи. Именно выразительность речи способствует лучшему восприятию и пониманию услышанного.
Доказательность монологической речи обеспечивается, в том числе, (и даже в первую очередь) информационно. Информационное обеспечение выступления включает не только словесную информацию, но и цифровой, графический материал, формулы, иллюстрации и т. п.