Упражнение «Нарисуй маму и папу

СОДЕРЖАНИЕ

Сказка про Ксюшу............................................................. 3

Схема ролей....................................................................... 5

Тема 1. Я - ребёнок............................................................ 6

Тема 2. Я - мальчик, я - девочка................................ 10

Тема 3. Я - сын, я - дочь................................................ 15

Тема 4. Я - ученик, я - ученица................................... 20

Тема 5. Я - друг, я - подруга........................................ 24

Тема 6. Я - друг природы............................................. 28

Тема 7. Я - это Я ............................................................. 35

Поздравление Волшебника ...................................... 40

Вручение ключа ............................................................ 40

Серия «Психологическая служба»

Е.Н. Лебеденко

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ
И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Выпуск 2. Кто Я?!

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Творческая тетрадь

ББК 74.3
ЛЗЗ

Лебеденко Е.Н.

Л 33 Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 2. Кто Я?! Творчес-
кая тетрадь. - М.: Издательство «Книголюб», 2007. - 40 с. (Психологическая
служба.)

ISBN 978-5-903444-12-0

Вашему вниманию предлагается комплект, в который входят творческая
тетрадь с заданиями и информацией для ребенка и методическое руководство
к проведению диагностических и коррекционно-развивающих занятий.

Используя рефлексивно-дидактические игры, представленные в пособии,
взрослый поможет ребенку осознать свои социальные роли, оценить себя с
точки зрения социальных контактов, понять значимость своего «Я» и т.д.

Комплект предназначен для проведения групповых и индивидуальных за-
нятий с младшими школьниками, а также для индивидуальной работы с деть-
ми старшего дошкольного возраста.

Может использоваться в сочетании с учебниками курса «Окружающий
мир», «Человек и человечество» в программе «Образовательные системы
«Школа 2100».

Для практических психологов, педагогов и родителей.

ББК 74.3

ISBN 978-5-903444-12-0

© Е.Н. Лебеденко, 2006
© Оформление. ООО Издательство «Книголюб». 2006

СКАЗКА ПРО КСЮШУ


Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru
Ж

ила-была девочка Ксюша. Она очень
любила играть в компьютерные
игры. Нажимая на клавиши или двигая
«мышкой», она забывала обо всём и, не
замечая ничего вокруг себя, видела только
экран, на котором разворачивались события,
полные опасностей и приключений. Ксюше
всегда удавалось помочь героям преодолеть
опасности и победить. Она так увлекалась
игрой, что каждый раз представляла себя на
месте героя компьютерной игры и по-
настоящему переживала всё, что мог бы пережить герой. Если бы она
была на его месте, то встретившись с чудовищем, она бы, конечно,
испугалась, а получив неожиданную помощь, - обрадовалась.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

И вот однажды Ксюша играла в игру, в
которой героем был маленький мальчик,
примерно того же возраста, что и она. Ему
нужно было пройти по «Дороге его жизни», на
которой встречались разные препятствия и
сюрпризы. Вместе с мальчиком Ксюша
успешно прошла 6 уровней, это означало, что
герою игры исполнилось 6 лет. И вдруг на его
пути возникло препятствие. В стене, у которой
не было видно ни начала, ни конца,
находились закрытые каменные ворота.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Для того чтобы пройти через них, мальчику нужен ключ.
Оказалось, что ключ можно получить, если ответишь на вопрос: «Кто
ты?» Ксюша быстро ответила за героя: «Я Серёжа, мне 6 лет». Но
ворота по-прежнему были заперты.

Всеми известными ей
способами Ксюша пыталась
помочь герою, но тщетно.
Ворота не открывались.
Ксюша вышла из игры и легла
спать. Но долго не могла
уснуть: нерешённая задача не
давала ей покоя. И вот снится
Ксюше странный сон, будто бы
она, как и герой компьютерной
игры Серёжа, стоит на «Дороге


Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

своей жизни», перед каменными
воротами, а ключа от них у неё нет.
Она подошла к воротам и стала
стучать по ним, но в ответ - тишина.
Ксюша растерялась и не знала, что
делать дальше.

И вдруг перед ней появился
Волшебник. Он сказал, что он может
открыть ворота, но девочка должна
это сделать сама.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

- Разве я смогу, ведь они такие
большие и тяжёлые? - удивилась
Ксюша.

- Если ты побольше узнаешь о себе, заглянув в свой внутренний мир,
ты станешь волшебницей и получишь ключ. Ворота распахнутся перед тобой, ты сможешь ответить на вопрос «Кто Я?». Вот тогда ты пой-
дёшь дальше и узнаешь много интересного.

Ксюша обрадовалась и спросила:

- А как я смогу стать волшебницей?

Но тут... она проснулась. Ей,
конечно, не терпелось узнать, как же стать волшебницей, чтобы
помочь себе и компьютерному герою открыть эти загадочные ворота. И
Ксюша вспомнила слова Волшебника о том, что ключ может получить
только тот, кто

УЗНАЕТ ПОБОЛЬШЕ О СЕБЕ.

А вы, дорогие ребята, хотите узнать о себе что-то новое, заглянуть в
свой внутренний мир, стать волшебниками и уметь открывать на своём
пути любые двери?

Если вы этого хотите, тогда давайте отправимся в путь по
страницам этой книги. В путешествии нам будет помогать Волшебник,
а ещё ваши родители или кто-нибудь из взрослых. Играя, отвечая на
предлагаемые в книге вопросы, выучив стихи и правила, вы добьётесь
успеха и получите волшебный ключ к своему внутреннему миру, к
своему Я.



Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru Ну никак я не пойму, отчего и почему

Для всех взрослых

Я - ребёнок?

Ведь я вырос из пелёнок?

Если что «нельзя» бывает -
То «ребёнком» называют;
Если что-то надо им -
Сразу становлюсь «большим».

Снова слышу я спросонок:
«Посмотри, заснул ребёнок!»
Чтобы нас, детей, понять,
Взрослым надо объяснять:

Дети ходят, спят, растут
И любви от взрослых ждут.
Чтобы вырасти такими,
Как и взрослые - большими.

Упражнение «Маленький - большой»



Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru




Ответь на вопросы:

Каким ты себя считаешь? Большим(ой) или маленьким(ой)?
Почему? ________________________________________________________

_________________________________________________________________

Чем отличаются взрослые от детей? __________________________________

_________________________________________________________________

Взрослые берут на себя обязанности и ответственность за детей. Они • любят детей, защищают и оберегают их от опасности; • помогают детям расти, учат их, воспитывают; • обеспечивают детей материально, т.е. зарабатывают деньги на еду, одежду, учёбу и развлечения для них.  

Закончи предложение:

Я хочу ______________________________________________________ .

Я могу______________________________________________________ .

Я умею _____________________________________________________ .

Я не умею ___________________________________________________ .

Я люблю __________________________________________________________ .

Упражнение «Дядя Фёдор»

Вспомни сказку Э. Успенского «Дядя Фёдор, пес и кот».

Ответь на вопросы:

Как ты думаешь, почему мальчика называют «Дядя Фёдор»? _________

_________________________________________________________________

Можно ли назвать его взрослым? Почему? ___________________________

______

А ребёнком? Почему? ______________________________________________

_________________________________________________________________

Что бы ты чувствовал(а), если бы оказался(лась) на месте Дяди Фёдора? ______

__________

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Права и обязанности»

Волшебник: Я хочу тебе рассказать, что в роли
ребёнка у тебя есть две интересные вещи, от которых
зависит, что будут думать и говорить о тебе взрослые.
Это такие правила, которые ты:

1. Обязан(а) соблюдать (т.е. выполнять их надо
обязательно).

2. Имеешь право делать (т.е. можешь делать, а

можешь не делать).

Но я бы тебе посоветовал делать и первое, и второе, чтобы взрослые
назвали тебя вежливым и хорошим ребёнком.

1. Мои обязанности: Первым здороваться со взрослыми. Внимательно выслушивать, что говорят мне взрослые, не перебивать их.
2. Мои права: Высказывать вежливо своё мнение. Говорить о том, что чувствую. Говорить о том, что мне не нравится.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Зеркало»

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи»:

Каким ребёнком меня видят взрослые? __________________________________
Что они могут мне сказать ?____________ _____________________________

Что я чувствую, когда они видят меня таким(ой)? ____________________
Что бы я ответил(а)?_________________________________________________

Заключительное упражнение!

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Задание Волшебника:

Я думаю, ты многое о себе узнал(а), познакомившись с собой в этой роли.
А теперь я хочу увидеть, что нового ты теперь знаешь
и умеешь.

Нарисуй себя в этой роли.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Что нового ты узнал(а) в роли ребёнка? ________________________________

__________________________________________________________________

Что ты считаешь самым важным в этой роли?______________________________

_______

 
  Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

 
  Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Я — мальчик

Машины и роботы, армии, пушки,
Мне нравятся очень эти игрушки.
В компьютер я тоже люблю поиграть.
А на ночь и книжку могу почитать.
С друзьями гоняю я мяч по двору,
Берём иногда и девчонок в игру,
А если обидят - за них заступлюсь:
Ведь я же мальчишка! И этим горжусь!

Я - девочка

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru
Зайцы и мишки, куклы, коляски,
Лежат на столе акварельные краски.
Пока я смотрела мультфильм у подружки,
Скучали одни, без хозяйки, игрушки.
В платье и банты люблю нарядиться,
Можно в принцессу тогда превратиться.
А если надену я синие джинсы,
То не изменится главный мой принцип:
Когда вдруг мальчишки нос задирают,
Мешают играть или мяч забирают -
Скромно, с достоинством с ними держусь,
Знаю, я девочка - этим горжусь!

Упражнение «Два человечка»

Задание Волшебника: Дорисуй человечков так, чтобы один
превратился в девочку, а другой - в мальчика.



Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Как ты думаешь, есть ли ещё различия между мальчиком и девочкой? ____

___________________________________________________________________

Что общего между девочкой и мальчиком? ______________________________

______

Чего больше - различий или общего между ними? _________________________

___________

Упражнение «Из чего же сделаны девчонки,

из чего же сделаны мальчишки»

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru Задание Волшебника:

Внимательно рассмотри рисунки и расскажи, что
на них изображено. Выбери и обведи тот рисунок,
который тебе понравился больше всего. Выбери и
зачеркни тот, который не понравился.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Как ты считаешь, какими должны быть девочки (мальчики)? _____________

_________________________________________________________________

Как ты думаешь, на какую девочку (мальчика) на этих рисунках
похож(а) ты? Почему?_____________________________________________

_________________________________________________________________

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Зеркало»

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи»:

Каким мальчиком (девочкой) меня видят девочки (мальчики)? ___________

_________________________________________________________________

Что они могут мне сказать ?_________________________________________

_________________________________________________________________

Что я чувствую, когда они видят меня таким(ой)? ______________________

_________________________________________________________________

Что бы я ответил(а)? _______________________________________________

_________________________________________________________________

Упражнение «Права и обязанности»

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Волшебник: Знаешь ли ты, что первое, что узнали
о тебе твои родители, когда ты родился (лась), это - кто
ты: мальчик или девочка.

Если хочешь чувствовать себя хорошо в роли
мальчика, у тебя есть две интересные вещи.


1. Мои обязанности: Заниматься спортом. Стараться хорошо учиться. Защищать девочек и младших. Быть помощником родителей в делах, требующих силы, выносливости.  

2. Мои права: Быть сильным, закалять волю и характер. Стараться сдерживать свои эмоции (слёзы, гнев). Быть иногда слабым, допускать ошибки. Говорить о своих чувствах.  

Волшебник: Если хочешь чувствовать себя хорошо в роли девочки,
у тебя есть две интересные вещи.

1. Мои обязанности: Быть женственной (доброй, вежливой, аккуратной). Стараться хорошо учиться. Заботиться о младших. Быть помощницей в создании и поддержании уюта и красоты в доме, в приготовлении пищи.  
2. Мои права: Быть слабой, но стараться закалять характер. Говорить о своих чувствах и иногда не сдерживать слёзы. Интересоваться красивой одеждой, украшениями, игрушками.  

Волшебник: Когда вы играете вместе, то

 
  Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

мальчикам нужно проявлять
рыцарское отношение к девочкам, желание оказать помощь,
защитить;

• девочки могут обращать внимание мальчиков на красоту, добро, им следует вести себя скромно, с достоинством;

• мальчикам и девочкам необходимо взаимопонимание, желание уступать друг другу, быть взаимно вежливыми.

Заключительное упражнение

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Задание Волшебника:

Я думаю, ты многое о себе узнал(а), познакомившись с собой в этой роли. А теперь я хочу увидеть, что нового ты теперь знаешь и умеешь.
Нарисуй себя в этой роли.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Что нового ты узнал(а) в роли мальчика (девочки)? _________________________

_____

Что ты считаешь самым важным в этой роли? _____________________________

_____

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Я - сын

 
  Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Я, когда приду домой,
Сразу стану всем родной:
Для родителей я - сын.
Их люблю и сам любим.
Бабушке принёс утюг -
Я её послушный внук.
Помогать не устаю -
Я люблю свою семью!

Я - дочь

Я, когда приду домой,
Сразу стану всем родной:
Для родителей я - дочь,
И стараюсь им помочь,
Делать всё не устаю -
Я люблю свою семью!

Упражнение «Как я помогаю своим родителям»

Задание Волшебника:

Нарисуй, как ты помогаешь своим близким.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Часто ли ты помогаешь родителям? __________________________________

Что тебе нравится делать больше, а что меньше?____________________

_________________________________________________________________

Как ты думаешь, что чувствуют твои родные, когда ты стараешься им помогать? _______________________________________________________

Что ты чувствуешь, когда родители не могут уделить тебе время?

______

Упражнение «Семья из сказки»



Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru
Задание Волшебника:

У этого малыша, стоящего в центре, нет семьи.
Помоги ему. Рассмотри все рисунки, вспомни героев
этих сказок и выбери для малыша родителей.

Как ты думаешь, кто папа у этого малыша, а кто
мама? Обведи те рисунки, которые ты выбрал(а) и

проведи от них стрелочки к малышу.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Почему ты выбрал(а) именно этих персонажей?____________________________

Кто в этой «семье» самый главный?_______________________________

Что чувствуют все члены этой семьи?______________________________

Кто-нибудь из персонажей этих сказок напоминает тебе о твоей семье?__

_________________________________________________________________

Хочешь ли ты рассказать об этом? _______________________________

Упражнение «Нарисуй маму и папу

дома и на работе»

Задание Волшебника:

Возьми любые карандаши или фломастеры и нарисуй, как ты себе
представляешь маму и папу дома и на работе.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Что ещё делает дома мама (папа)?________________________________

Что ещё делает на работе папа (мама)?____________________________

Хотел(а) бы ты, когда вырастешь быть похожим(ей) на них? На кого
именно? ________________________________________________________

Как ты считаешь, чем похожи и чем отличаются папины и мамины
обязанности?____________________________________________________

Помогаешь ли ты родителям в их домашних заботах, что тебе
нравится делать больше всего? _____________________________ _______________

________

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Зеркало»

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи»:

Каким сыном/дочерью меня видят родители? ____________________________

Что они могут мне сказать? ___________________________________________

Что я чувствую, когда они видят меня таким(ой)?________ ______________

Что бы я ответил(а)?________________________________ ______________

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Права и обязанности»

Волшебник:

Я хочу тебе рассказать, что в роли сына (дочери) у тебя есть две интересные вещи, от которых будет зависеть, что скажут и будут думать о тебе твои родители.

1. Мои обязанности: Уважать родителей, ценить то, что они делают для меня, быть вежливым. Помогать родным, выполнять свои домашние обязанности. Прислушиваться к советам родных. Понимать, что родители вынуждены иногда наказывать детей за их провинности в целях воспитания.  
2. Мои права: Любить своих родных и выражать свою любовь как можно чаще. Дарить им свое хорошее настроение, поведение и подарки. Получать от них любовь, ласковые слова и подарки. Просить о помощи, внимании (почитать книжку, поиграть со мной). Быть иногда в плохом настроении и говорить родным о своих чувствах.  
Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Заключительное упражнение

Задание Волшебника:

Я думаю, ты многое о себе узнал(а), познакомившись с собой в этой роли. А теперь я хочу увидеть, что нового ты теперь знаешь и умеешь.

Нарисуй себя или свои чувства в этой роли.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Что нового ты узнал(а) в роли сына (дочери)? ___________________________

___________________________________________________________________

Что ты считаешь самым важным в этой роли? __________________________


____________

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Я -- ученик, я — ученица

 
  Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru В школе книги, дневники,
Дети там - ученики.
Руки дружно поднимают,
На вопросы отвечают.
Если все ответы знают,
То пятёрки получают.
А за шалости, бывает,
Их директор вызывает.
Знают все ученики -
Это вам не пустяки.

К дисциплине я привык —
Я — хороший ученик!

Ну, а я не баловница,
Знают все, я — ученица!

Упражнение «Школа»
Задание Волшебника:

Нарисуй картинку «Я ученик » или «Что мне нравится в школе».

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Закончи предложения:

Мне нравится в школе, потому что____________________ ____________

Мне не нравится в школе, потому что _____________________________

Мне трудно___________________________________________________

Я хотел(а) бы научиться ________________________________________

Моя учительница______________________________________________

Если бы я был(а) учителем______________________________________

Когда я получаю плохую оценку, я чувствую_______________________

Когда я получаю плохую оценку, мама ___________________________ .

Упражнение «Лесная школа»

Задание Волшебника:

Эти зверята ходят в лесную школу. И с ними случается разное.
Бывают хорошие дни, когда всё удаётся, а бывают дни, когда
происходят неприятные для них вещи. Рассмотри внимательно
картинки и расскажи, что произошло с ними. Некоторые из них
можешь раскрасить.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Как ты думаешь, что говорят ученики?____________________________

Как ты думаешь, что говорят родители?___________________________

Как ты думаешь, что говорит учитель? _______________________________

А что ему отвечает(ют)? ____________________________________ ___

Какая из этих картинок напоминает тебе ситуацию, в которой ты
был(а) хоть один раз?__________________________________ ____________

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Зеркало»

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи»:

Каким учеником меня видят в школе?______________________________

Что может сказать обо мне учитель?________________________________

Что я чувствую, когда они видят меня таким(ой)?_____________________

Что бы я ответил(а)? _____________________________________________

Упражнение «Права и обязанности»

 
  Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru


1. Мои обязанности: Учиться. Соблюдать дисциплину. Слушать, уважать учителя. Выполнять домашние задания. Беречь учебники и школьное имущество, Нести ответственность за плохую учёбу и плохое поведение.  

2. Мои права: Получать знания, хорошо учиться, стараться узнать новое. Внимательно слушать учителя. Дружить с одноклассниками. Уставать и отдыхать от уроков. Иметь право на ошибки, иметь право что-то не понимать и просить помощи у учителя и родителей. Говорить учителю и родителям о своих чувствах, если что-то не нравится. Знать о своих способностях и развивать их (заниматься в кружках, секциях).

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Заключительное упражнение

Я думаю, ты многое о себе узнал(а), познакомившись с собой в этой роли. А теперь я хочу увидеть, что нового ты теперь знаешь и умеешь.

Задание Волшебника:

Нарисуй себя и свои чувства в этой роли.

Ответь на вопросы:

Что нового ты узнал(а) в роли ученика(цы)? ____________________________

__________________________________________________________________
Что ты считаешь самым важным в этой роли?___________________________

__________________________________________________________________

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

 
  Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Я - друг

Выхожу гулять во двор -
Там мой лучший друг - Егор.
Если к нам во двор придёте,
Крепче дружбы не найдёте!
Говорим мы дружно, хором:
«Мы не ссоримся с Егором!»
Знают дети все вокруг -
Я Егору лучший друг!

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Я - подруга

Со своей подругой Олей
Я и дома, я и в школе.
Если к нам во двор придёте,
Крепче дружбы не найдёте!
Если вдруг возникнет спор,
Есть у нас с ней договор,
Уважать всегда друг друга!
Я - хорошая подруга!

Упражнение «Мой друг»
Задание Волшебника:

Нарисуй своего друга или картинку про то, как вы играете вместе.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Закончи предложения:

Мы любим играть, заниматься ___________ _______________________________

Со мной дружит (имя), потому что _______________________________________
Мне нравится в друге __________________________________________________

Мне иногда неприятно, когда ____________________________________________

Если мы поссорились, то__________ ____________________________________

Друг — это тот, кто ______________ ____________________________________

Дружба - это ___________________ ____________________________________

Упражнение «Дружба»

Задание Волшебника:

Рассмотри картинки и расскажи, что на них нарисовано.
Определи и назови чувства и действия, которые мешают дружбе, и те, которые помогают дружить. Впиши в таблички номера картинок.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru Упражнение «Зеркало»

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи»:

Каким меня видят мои друзья?__________________________________

Что они могут мне сказать?_____________________________________

Что я чувствую, когда они видят меня таким(ой)?___________________

Что бы я ответил (а)?__________________________________________

Упражнение «Права и обязанности»

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Волшебник: Я хочу тебе рассказать, что в роли
друга (подруги) у тебя есть две интересные вещи, от
которых будут зависеть твои отношения с друзьями.


1. Мои обязанности: Приходить на помощь и поддерживать друга в трудную минуту. Больше читать, предлагать интересные игры и выполнять правила игры, тогда другу будет со мной интересно. Стараться не обзывать друга, если поссорились, не говорить ему неприятных слов, тогда будет легче помириться. Интересоваться делами и проблемами друга, а не только своими.  
2. Мои права: Говорить другу про его хорошие качества и наедине, и в присутствии других, а о тех качествах, которые не нравятся в нём, говорить ему только наедине. Знать, что даже лучший мой друг - не моя собственность, и он не может всегда и во всём соглашаться со мной. Стараться в период знакомства больше узнать о друге, о его характере, темпераменте, это поможет лучше понимать его.  

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru
Задание Волшебника:

Я думаю, ты многое о себе узнал(а), познакомив-
шись с собой в этой роли. А теперь я хочу увидеть, что
нового ты теперь знаешь и умеешь.

Нарисуй себя или свои чувства в этой роли.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Что нового ты узнал(а) в роли друга (подруги)? _______________________

________________________________________________________________


Что ты считаешь самым важным в этой роли? ________________________

___________

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

В космическом пространстве
Наш общий дом — Земля.
Из очень дальних странствий
Попал на Землю я.

Есть на Земле всем место:
У рыб есть океан,
У птиц есть небо.
Дружно живут в краю саванн
Жираф, гиппопотам.
На Севере - олени.
И много поколений
Сменилось на Земле людей.
Раз вместе мы - то дружно
Жить на Земле нам нужно!
Я, например, природе— друг!
Я всех собак люблю вокруг!

Задание Волшебника:

Нарисуй картинку «Я и природа».

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Как ты думаешь, что чувствуют все, кто здесь изображён? _______________

_________________________________________________________________

Как бы ты назвал(а) себя на этой картинке? ___________________________

_________________________________________________________________

Упражнение «Переезд»

Задание Волшебника:

Представь, что ты переезжаешь в новую квартиру, но комната, в
которой ты будешь жить, не очень большая, и ты можешь взять с собой
только самое необходимое. Раскрась шесть картинок из тех, что здесь
нарисованы.

 
  Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Почему ты выбрал(а) именно эти предметы?________________________

А без того, что ты не взял(а), ты смог(ла) бы обойтись?_______________

Упражнение «Расскажи и покажи»

Задание Волшебника:

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Представь, что ты очутился(ась) в лесу. Раскрась, а затем покажи с
помощью движений и мимики образы деревьев, изображённые в
стихах.

Раскинув ветви вверх и вширь,
Встречал нас сторож-богатырь.
Седой красавец - дуб.
Ну, что же, проходите,
На чудеса смотрите,
Они повсюду ждут!

Ответьна вопросы:

Кого напоминает тебе дуб? _______________________________________

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Какими словами ты можешь описать это дерево?_________ __________

Вступаем в царство леса.
И вот она - принцесса,
Берёзка нас встречает,
Прозрачным сладким соком
С улыбкой угощает.
Блестят росой серёжки,
Нарядная с утра.
Причёска - зелень нежная,
А платье - белоснежная
И гладкая кора.

Ответьна вопросы:

Какой характер у берёзки? _______________________________________

Что ты чувствуешь, когда видишь её? _________________ __________

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Теперь все посмотрите
На иву: так скромна.
И ветви вниз склонила,
Но всем вокруг видна.
Развесила красиво
Свои листочки ива.

Они так серебрятся,
Порхают и резвятся.
И соловьи гнездятся
Среди её ветвей.

Ответь на вопросы:

Какой характер у ивы? ______________________________________

Кого напоминает тебе ива? ___________________________________


Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Вот занавес тумана
Поднялся и растаял.
На сцене - балерина,
Легка, стройна - осина.
Волнуется, боится
На сцене ошибиться.
Как кружево все ветки
Сплелись в один узор.
А круглые листочки
Раскинули шатёр.

Ответь на вопросы:

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Кого напоминает тебе осина? ______________________________________
Какими словами можно описать это дерево?________________________

А следом выступает
Большой кленовыйхор.
Красавцы удалые,
Все листья вырезные,
Плечистые, кудрявые,
Весёлые и бравые.

Ответь на вопросы:

Чем отличаются клёны от других деревьев, которые ты раскрасил(а)?

_______

Какие чувства они вызывают? ___________________________________________

Можно ли сказать, что у всех деревьев разный характер? ___________________

Какое дерево тебе больше всего понравилось и почему? ____________________

Если бы одно из деревьев могло стать твоим другом - с кем бы ты хотел(а) подружиться? _______________________________________________________

Упражнение «Если бы я превратился…»

Задание Волшебника:

Выбери любой образ, который я предлагаю, и нарисуй, как ты себя
представляешь в нём. Итак, если бы я превратился(ась) в...

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Что бы ты стал(а) делать, если бы превратился(ась) в ... ?____________

____________________________________________

Что ты чувствуешь в образе ... ?_________________________________

________________________________________________________________

Как ты относишься к другим образам (птицам, животным и т.д.)?

________________________________________________________________

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Зеркало»

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи»:

Что бы сказала обо мне природа (если бы умела говорить)? ___________________________________________________ _____________

____

Если бы мой домашний питомец заговорил, что бы он сказал обо
мне?___________________________________________________________

Что я чувствую, когда они видят меня таким(ой)?______________ ________

___________________________________________________________________

Что бы я ответил(а)? _________________________________________________

Упражнение «Права и обязанности»

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Волшебник: Я хочу тебе рассказать, что в роли
друга природы у тебя есть две интересные вещи, от
которых будет зависеть твоя жизнь на Земле.


1. Мои обязанности: i| Природа - мой дом. Надо знать и беречь природу. Изучать законы природы.  

2. Мои права: Любить природу, заботливо и бережно относиться к ней, радоваться жизни на Земле. Интересоваться природой, воспринимать и чувствовать все её проявления. Иметь домашних животных, ухаживать за ними. Наблюдать животных и птиц в зоопарке, в живой природе  

.

Заключительное упражнение

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru Я думаю, ты многое о себе узнал(а), познакомив-
шись с собой в этой роли. А теперь я хочу увидеть,
что нового ты теперь знаешь и умеешь.

Задание Волшебника:

Нарисуй себя или свои чувства в этой роли.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Что нового ты узнал(а) в роли друга природы? _________________________

_________________________________________________________________
Что ты считаешь самым важным в этой роли? _________________________

______

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Моя вообразилия»

Задание Волшебника:

Представь место где есть всё, что нужно именно тебе. Это может быть:

- город;
- дом;

- планета;

- остров;

- звезда или что-то ещё.

Вообрази это и постарайся передать в своём рисунке.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

Есть ли название у твоей Вообразилии? ______________________________

________________________________________________________________

Кто ещё живёт с тобой или рядом?___________________________________

_________________________________________________________________

Можно ли попасть сюда другим и как это сделать?______________________

_________________________________________________________________

Какие чувства ты испытываешь, находясь в своей ... (название)? __________

_________________________________________________________________

Упражнение «Цветик – шестицветик»

Задание Волшебника:

Раскрась каждый лепесток этого цветка в тот цвет, который бы
отражал твои чувства, когда ты находишься в той или иной роли.

А потом закрась середину цветка, в тот цвет на какой похоже твоё
чувство, когда ты не выполняешь никакую роль, а, например, спишь?
Когда ты раскрасишь весь цветок, дорисуй ему стебель и листья и
«посади» его в землю.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Ответь на вопросы:

- Расскажи об этом цветке, где он растёт?________________________ __

- Он растёт один или на лугу, в лесу, среди песка или где-то ещё? ______
_________________________________________________________________

- Его поливают? Светит ли для него солнце? _____________________ __

- Что ему снится, когда он засыпает?____________________________ __

- Какие чувства он испытывает?________________________________ __

- Есть ли рядом с ним цветы? Какие между ними отношения? __________

_________________________________________________________________

Упражнение «Карусель»

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru Задание Волшебника:

Выбери фразы, которые считаешь подходящими для того или иного
рисунка, и напиши на линейке рядом с каждым рисунком номера этих
фраз.

1. Я люблю 5. Меня любят

2. Я забочусь 6. Обо мне заботятся

3. Я уважаю 7. Меня уважают

4. Я верю 8. В меня верят

Упражнение «Я – это я»

Закончи предложения:

Я думаю о себе, что_____ __________________________________

Я хочу, чтобы у меня было__________________________________

Я радуюсь, когда__________ _______________________________

Я злюсь, когда____________ _______________________________

Я умею _________________ _______________________________

Я пока еще не умею________________________________________

Я верю, что________ _____________________________________

Я стремлюсь _____________________________________________

 
  Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Упражнение «Зеркало»

«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи»:

Каким я вижу себя? __________________________________________

Что я могу о себе сказать? _____________________________ _________

Что я чувствую, когда вижу себя таким(ой)? ______________________________________________________________

Упражнение «Права и обязанности»

1. Мои обязанности: Относиться к другим так, как я хотел(а) бы, чтобы другие относились ко мне. Видеть в человеке и положительные, и отрицательные качества.
2. Мои права: Думать и говорить о себе хорошо. Задавать иногда друзьям, родителям вопрос «Что вам нравится во мне? ».  

Заключительное упражнение

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru
Я думаю, ты многое о себе узнал(а) в разных ролях.
А теперь я хочу увидеть, что нового ты теперь знаешь
и умеешь.

Задание Волшебника:

Нарисуй себя и свои чувства в этих ролях.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru ____________________________________________________________

Ответь на вопросы:

Что нового ты узнал(а) о себе? ___________________________________

_________________________________________________________________

Что ты считаешь самым важным в этих ролях?______________________
_____________________________________________________________

Поздравления Волшебника

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Волшебник:

Ты познакомился (лась) с собой в каждой роли.

Я поздравляю тебя! Ты уже столько о себе узнал(а)!
Есть еще один секрет, который я хочу открыть тебе:
чтобы ты не играл(а) эти роли как в театре, а был(а)
сам(сама) собой, ты можешь сказать себе:

Я - это Я, а не только мои роли.

Я сам(а) Волшебник(ца) в своей жизни.

Я многое знаю и умею и еще многому смогу научиться, если захочу.

Я -_______________________________ (имя).

Я - человек.

Я - житель планеты Земля.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru

Вручение ключа

Я поздравляю тебя!

Ты ответил(а) на вопросы «Какой Я? », «Кто Я?» и
получаешь этот «ключ к себе». Им ты можешь
открывать любые двери в своей Жизни.

Упражнение «Нарисуй маму и папу - student2.ru



Серия «Психологическая служба»

Елена Николаевна ЛЕБЕДЕНКО

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ
И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Выпуск 2. КТО Я?!

Творческая тетрадь

Ответственный за выпуск - М. Вишневская
Редакторы - Е. Алифанова, И. Нагибина
Корректор - Н. Назарова
Оригинал-макет - Е. Капнулина
Художник - И. Махова
Обложка - В. Арбеков

ООО Издательство «Книголюб*
109544, Москва, ул. Рабочая, д. 93, стр. 2
Тел.: (495)950-57-08
E-mail: [email protected]
www. knigolub. ru

Подписано в печать 11.01.07.
Формат 60x90/8. Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л.
Тираж 1000 экз. Заказ №643.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных
диапозитивов в ОАО «Домодедовская типография»,

г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, корп. 1


Наши рекомендации