Власть и социальная структура
Существуют бесспорные доказательства корреляции между способностью человека оказывать влияние и его положением в обществе. Обсуждение исследований социальной структуры выходит за рамки данной книги, нам вполне достаточно помнить о том, что существуют весьма веские теоретические основания полагать, что между властью и общественным положением индивидуума существуют как каузальная1, так и корреляционная связи2. Лидеры, как правило, популярны, имеют высокий общественный статус и занимают центральные позиции в средствах массовой информации. Также был подтвержден и общий характер связи между социальным статусом и влиянием (Moscovici, 1985).
Нельзя было бы ожидать подобной корреляции, если бы иерархия была психологически отвергнута: группа может быть отвергнута, поощрения девальвированы, информация подвергнута сомнению. В подобной ситуации влияние становится неразрывно связанным с социальной переменой. По мнению Тайфеля и Тернера, внутригрупповые отношения имеют тенденцию трансформироваться в опасные отношения внутригруппового конфликта и этноцентризма, когда доминирующая и подчиненная социальные группы воспринимают их отношения как нелегитимные, нестабильные и препятствующие социальной мобильности, усиливающей внутригрупповую идентификацию (Tajfel & Turner, 1986). При подобных условиях источниками влияния станут «внутренние» группы. То, что некогда было социальной иерархией, теперь вряд ли сможет установить отношения, основанные на влиянии. По мнению Московичи, доминантная группа, утратившая влияние, должна прибегнуть к силе, а успех активного меньшинства в переубеждении общества будет предвестником использования силы им самим против власти той группы, которая в прошлом доминировала (Ng, 1980). До сих пор социальная психология недостаточно изучала эти аспекты власти и влияния. Многообещающим началом является исследование влияния Zeitgeist (духа времени),
Казуальная — причинная связь. — Примеч. науч. ред. 1 Корреляционная — следственная зависимость. — Примеч. науч. ред.
Власть и социальная структура 1 8 7
а также введение таких понятий, как прогрессивное и реакционное меньшинство (Paicheler, 1976,1977, 1979; см. главу 6).
Тем не менее при изучении роли лидеров и повиновения авторитету социальные психологи все-таки приблизились к связи между властью и социальной структурой.
Лидерство
Лидеры — это люди или социальные роли, оказывающие на членов своей группы большее влияние, чем другие. Как правило, они имеют высокий статус, занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, нежели инициативы остальных членов группы, т. е. они намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в остальных членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей.
Согласно результатам одного из первых исследований, посвященных проблеме лидерства, нет никакого определенного «набора» личностных качеств, отличающих лидеров от других людей (Hollander, 1985). Нет такого определенного типа личности, о котором можно было бы сказать, что именно он присущ лидерам, или исходя из которого можно было бы предсказать, кто станет лидером. Индивидуальные особенности лидеров разных групп разные, и каждая проблема выдвигает своего лидера. Было доказано, что на основании личностных качеств вообще нельзя сделать надежного прогноза относительно поведения человека в конкретной ситуации (Ajzen, 1988). В разных ситуациях люди ведут себя по-разному, и их поведение не определяется индивидуальными особенностями, как следует из теории черт (trait concept), а зависит от конкретного человека в конкретной ситуации. Следовательно, теория черт, возможно, не адекватный способ концептуализации каких бы то ни было психологических качеств, которые на самом деле привносятся лидерами в конкретную ситуацию. Известно, что некоторые личностные качества действительно весьма незначительно коррелируют с лидерством в разных ситуациях (Stogdill, 1974), однако этих данных явно недостаточно для того, чтобы утверждать, будто одни люди самой природой предназначены на роли лидеров, а другие не могут быть ими.
1 88 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация
Альтернативная точка зрения заключается в том, что лидеры — это люди, исполняющие в своих группах некие функции, и что люди становятся лидерами, если обладают качествами, нужными данной группе в данное время. Например, согласно результатам исследования Мереи, именно группа определяет, кто будет принят ею в качестве лидера (Merei, 1949). Лидер не может навязать себя группе. По данным Шерифа, по мере того как внутригруповые отношения становятся все более враждебными и в зависимости от них изменяются потребности группы, изменяется и положение индивидуума в лидерской иерархии, что отражает новый вклад, который член группы способен внести в общее дело (Sherif, 1967). Какие функции исполняют лидеры? Важнейшие из них — две (Bales, 1950; Slater, 1955): функция специалиста в конкретной области (эксперта), «инициирующего структуру» (группу) соответственно стоящей перед ней задаче, и функция специалиста в области межличностных отношений (психолога), который регулирует психологический микроклимат в группе и ориентирован на поддержание контактов между членами группы. Эксперт играет ведущую роль в организации деятельности группы, направленной на решение стоящих перед нею проблем и достижение намеченных целей. Психолог поддерживает хорошие межличностные отношения в группе, чтобы она могла функционировать как единый, сплоченный социальный «организм».
Бэйлс полагает, что между этими функциями существует обратная зависимость, а потому нередко для эффективного функционирования группе необходимы два разных лидера. По мнению других исследователей, «инициирование структуры» и поддержание хороших межличностных отношений в группе — не связанные друг с другом показатели лидерской активности (см., например, Stogdill, 1974). Известен также и подход, согласно которому эти функции и ролевые активности «разбиваются» на множество параметров (Bowers & Seashore, 1966). Следовательно, человек, который станет лидером — и хорошим лидером, — это такой человек, который проявляет заботу о чувствах своих подчиненных и/или организует выполнение работы (Sorrentino & Field, 1986) тогда, когда группа нуждается в том, чтобы кто-то исполнял эти функции.
Более важным, чем личные качества лидера, представляется его способность обеспечить такое поведение и такой стиль поведения, которые необходимы группе в данных конкретных обстоятельствах. Классическое исследование влияния лидерского стиля на социаль-
Власть и социальная структура 1 8 9
ную атмосферу в группе — работа Левина и его коллег (Lewin et al., 1939), изучивших зависимость морального климата в группе и ее продуктивности от «автократического», «демократического» и «попустительского» стилей руководства (см. также обзор Sayles, 1966). Авторы нашли, что с точки зрения продуктивности группы эффективны как автократический, так и демократический стиль, но что с точки зрения морального климата в группе, мотивации и удовлетворенности ее членов демократический стиль явно эффективнее.
Автократический и демократический стили являются воплощением ролей «эксперта» и «психолога», но их представляют как оппонентов. Идеальным лидером может быть человек, который при необходимости способен выступить либо в обеих этих ролях одновременно, либо в любой из них, но при каких именно условиях целесообразно проявить власть, быть более демократичным или позаимствовать что-то у обоих этих стилей?
Теории, стремящиеся определить лидерскую эффективность с точки зрения соответствия между стилем руководства и ситуацией, известны под названием теорий контингентности (contingency theories): самым эффективным признается тот стиль, который возможен в данной ситуации. Наиболее известный пример этих теорий — теория Фидлера (Fiedler, 1964, 1978). Фидлер оценивал стиль руководства по рейтингам, которые определялись на основании опросника «Наименее желательный сотрудник» (наиболее высокий рейтинг принадлежал лидерам, ориентированным на межличностные отношения в группе), и классифицировал ситуации с точки зрения того, насколько они благоприятны для лидера (при этом учитывались отношения между лидером и остальными членами группы, структура задачи, решаемой группой, и авторитет лидера). Фидлер исходил из того, что чем ниже рейтинг лидера, определенный на основании опросника, тем лучше, по сравнению с лидером, имеющим высокий рейтинг, он действует в самых благоприятных и самых неблагоприятных условиях, а лидеры, имеющие высокий рейтинг, более успешны в ситуациях, средне благоприятных для них. В пользу этого предположения Фидлера говорят как данные, тесно коррелирующие с предсказанными им соотношениями (Strube & Garcia, 1981), так и результаты некоторых экспериментов (Chemers etal., 1975).
Однако существуют и сомнения относительно того, в какой мере установленные корреляции служат доказательством справедливости предположений Фидлера. Наблюдаемые соотношения характеризу-
1 90 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация
Власть и социальная структура 1 91
ются большой вариабельностью. Если же учесть все сложности функционирования групп в реальных условиях и «незрелость» теоретических категорий, использованных для того, чтобы классифицировать лидеров и ситуации, становится понятно, что в подобной вариабельности нет ничего удивительного. Более проблематичен вопрос о том, что означает «лидерский рейтинг» и какова его связь с реальным поведением лидеров, т. е. с тем, что они действительно делают в изменяющихся ситуациях. Фидлер полагает, что лидерский рейтинг, характеризующий стиль лидерства, отражает фиксированные личностные качества, но что эти качества не прогнозируют адекватного поведения в разных ситуациях. Позднее он предположил, что лидеры могут отличаться друг от друга не только тем, насколько им доступны разные стили руководства, но и тем, что они по-разному оценивают их важность и способны — в зависимости от ситуации прибегать к разным стилям. Если это действительно так, то становится значительно менее понятно, что именно лидеры с высокими или низкими рейтингами делают в реальных условиях для того, чтобы быть эффективными: скорее всего, их поведение будет определяться сложным влиянием их мотивов, способностей и особенностей ситуаций. Отмечается определенное смешение разных аспектов. Как должен вести себя человек, чтобы быть эффективным лидером в данной конкретной ситуации и в данной конкретной группе? Соответствуют ли различия между людьми тому, что требуется им для того, чтобы определенным образом вести себя в данной конкретной группе в данной конкретной ситуации? Стабильны ли эти различия и как нам определить «типы» людей, которые будут более успешными лидерами, чем другие? Правда ли, что некоторые люди лучше других способны варьировать свое поведение (или стиль своего поведения) в соответствии с конкретными условиями, а потому могут быть эффективными лидерами разных групп и при изменяющихся обстоятельствах? Кажется, на первые два вопроса у нас есть разумные, хоть и сыроватые, ответы, а вот ситуация с ответами на два последних вопроса менее удовлетворительна. Не исключено, что любой человек, обладающий минимальной квалификацией, может оказаться эффективным лидером в «нужной» группе и в «нужное» время. Нет избранных людей определенного типа, наделенных неким мистическим, «божественным правом» руководить другими. И все же те, кого мы считаем блестящими руководителями, это, возможно, такие люди, которые лучше приспособлены к варьированию своих действий в соответ-
ствии с потребностями группы и данного момента времени, потому что понимают и реально оценивают изменяющуюся групповую динамику. Именно этим они и отличаются от лидеров, которые и сами не изменяются с течением времени, и не способны помочь своей группе измениться, потому что они — заложники некоего устоявшегося, негибкого стиля руководства. Конечно же, нет ничего чрезмерного в требовании к лидеру умения видеть, что именно необходимо в данный момент времени, и соответствующим образом адаптировать свое собственное поведение; это элементарное требование, которому должен соответствовать любой лидер. Лидерское поведение — функция сложных процессов взаимодействия между изменяющимися установками людей и изменяющейся ситуацией. Как определить личностные качества человека, которые можно было бы использовать для прогнозирования его эффективного лидерского поведения в разных ситуациях, и избежать при этом их низведения до застывших, неизменных черт? Идея, согласно которой существуют люди с «неизменными лидерскими стилями», представляет собой версию слишком упрощенного подхода, основанного на определенных личностных качествах, и ей свойственны те же самые недостатки.
Одно из решений этой проблемы заключается в том, чтобы взглянуть на появление лидеров и на обретение ими влияния с позиций основных теорий процессов влияния. Холландер, например, изучал вопрос о том, каким образом лидеры приобретают над группой власть, дающую им возможность изменить и саму группу, и ее поведение, в контексте теории конформности, основанной на зависимости (Hollander, 1958; Hollander & Julian, 1970). Он утверждал, что люди должны «склоняться к лидерству», но, чтобы «на пути к нему» не оказаться отторгнутыми группой, им следует завоевать ее доверие с помощью определенной «доли» конформизма. Иные способы, с помощью которых стремящиеся к лидерству люди могут завоевать доверие своих групп, заключаются в том, чтобы продемонстрировать им свою компетентность, то, что они идентифицируют себя с группами, и обретение легитимной власти. Московичи рассматривает роль влияния меньшинств в социальных переменах в контексте своей модели социального конфликта как составной части процесса влияния (Mos-covici, 1976). Тернер (Turner etal., 1987) аналогично трактует лидерство в терминах базового анализа психологической группы и формирования нормы (см. главу 6). Экспериментальные данные (см., например, Bray et al., 1982) преимущественно подтверждают мысль о
1 92 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация
Власть и социальная структура 1 9 3
том, что группа должна поверить человеку, прежде чем идти за ним. Претендующие на роль лидеров должны доказать, что достойны вести за собой других, что им можно доверять, что они не враги и не безграмотные неучи, а образованные люди, которые идентифицируют себя с группой и защищают ее интересы (Kirkhart, 1963).
Повиновение авторитету
Изучая повиновение легитимной власти, Стэнли Милграм провел серию экспериментов, ставших самыми знаменитыми экспериментами в социальной психологии (Milgram, 1974). Все 18 исследований были выполнены по одному и тому же сценарию. Во всех экспериментах, кроме одного, участвовали мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, не учащиеся, принадлежавшие к разным социальным группам и имевшие различные специальности. Как правило, сессии проводились в престижной Лаборатории взаимодействия Йельского университета (Interaction Laboratory of Yale University).
Принцип проведения эксперимента заключался в следующем. Человек, откликнувшийся на объявление или на телефонный звонок, приходит в лабораторию, где ему предлагают выполнить ряд действий, явно противоречащих его совести. Экспериментатора интересовал следующий вопрос: как далеко готов зайти этот человек, выполняя его распоряжения, прежде чем откажется их выполнять? В данной ситуации экспериментатор был человеком, обладавшим легитимной властью; мерой повиновения испытуемого для экспериментатора служила его уступчивость вплоть до того момента, когда он отказывался выполнять распоряжения экспериментатора.
Придя в лабораторию, испытуемый обнаруживал там помимо экспериментатора еще одного человека, которому предстояло вместе с ним принять участие в изучении памяти и обучаемости, причем один из них (якобы по жребию) становился «учителем» (испытуемый), а второй — «учеником» (помощник экспериментатора, играющий заранее оговоренную роль). Экспериментатор говорил испытуемому, что проводится изучение влияния наказания на обучаемость. «Ученика» отводили в другую комнату, сажали в кресло, руки привязывали к подлокотникам, а к запястьям прикладывали электроды. Ему говорили, что он должен запомнить ряд словесных пар, и за каждую ошибку он будет получать наказание в виде электрического разряда, сила которого будет возрастать, если ошибки будут повторяться. Убедившись в том, что «ученик» на месте, экспериментатор отводил «учи-
теля» в основное лабораторное помещение и усаживал напротив внушительного вида прибора — «электрогенератора», основной деталью которого было 30 рычажков, расположенных между 15 и 450 вольтами «на расстоянии» 15 вольт друг от друга. Эти рычажки были снабжены этикетками с надписями — от «легкий шок» до «опасно — сильный шок»; два последних рычажка после того, который был помечен этикеткой «опасно — сильный шок», были помечены знаками XXX. «Учителю» говорят, что он должен протестировать «ученика»: зачитывать ученику пары слов и затем проверять его память, называя первое слово из каждой пары. Задача ученика — дополнить пару. Если «ученик» отвечает правильно, «учитель» переходит к следующей паре. Если же «ученик» ошибается (т. е. если он не может вспомнить нужное слово), «учитель» наказывает его электрическим разрядом, начав с 15 вольт и с каждой последующей ошибкой увеличивая разряд на 15 вольт, продвигаясь от 15 к 30,45, 60 вольтам и так далее до достижения самого высокого напряжения.
«Ученик» (помощник экспериментатора) на самом деле, конечно же, не получает никаких «электроразрядов», но исправно играет свою роль: делает ошибки в заранее оговоренной последовательности и «страдает» от наказаний. Для «учителя» ситуация вполне реальна, он нервничает, и ему явно не по себе. При 75 вольтах «ученик» стонет, при 120 вольтах — громко кричит, при, 150 вольтах — умоляет прекратить эксперимент и отпустить его. По мере того как возрастает напряжение, протест «ученика» становится все более настойчивым и эмоциональным. Реакцию «ученика» на разряд при напряжении 250 вольт Милграм описывает как «вопли агонизирующего». Если, видя страдания «ученика», «учитель» спрашивал экспериментатора, можно ли прервать «исследование» или говорил, что больше не хочет продолжать его, экспериментатор в неизменной последовательности отвечал не терпящим возражения тоном одно и то же: «Обстоятельства требуют продолжения работы», «Прерывать работу ни в коем случае нельзя», — завершая свои тирады репликой: «У вас нет выбора, вы должны продолжить работу».
В какой момент «учитель», рядовой гражданин, прекратит причинять очевидные и все возрастающие страдания невинной жертве, своему «ученику», и откажется выполнять распоряжения экспериментатора? Кто-то может подумать, что многие потенциальные испытуемые, узнав о том, что именно им предстоит делать, сразу же отказывались от участия в подобном «исследовании» и уходили из лабо-
1 9 4 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация
Власть и социальная структура 1 9 5
ратории. В действительности же ничего подобного ни разу не произошло: все свидетельствует о том, что по крайней мере в самом начале и цели экспериментатора, и его инструкции воспринимались как вполне легитимные. Милграм также попросил 3 группы людей, в числе которых было 39 психиатров, спрогнозировать их собственные наиболее вероятные реакции на эту ситуацию. Все ПО респондентов ответили, что в какой-то момент отказались бы продолжить «эксперимент» (по их мнению, среднее максимальное напряжение, до которого рни могли бы дойти, соответствует примерно девятому делению из тридцати, т. е. они могли бы дойти до того момента, когда «средний» шок превращается в «сильный»).
В эксперименте № 1 испытуемый не видел и не слышал «своей жертвы», которой было не разрешено подавать никаких «звуковых сигналов». При напряжении, равном 300 и 315 вольт, «ученик» начинал громко барабанить в стенку. Затем наступала тишина: «ученик» больше не подавал никаких признаков жизни. Однако даже при этих обстоятельствах, которые должны были бы заставить испытуемых начать волноваться, 26 человек из 40 (65 %) подчинились приказу экспериментатора и продолжали наказывать безмолвную жертву, увеличивая напряжение вплоть до 450 вольт (т. е. до напряжения, помеченного знаком XXX и отстоявшего на пять делений дальше, чем первое напряжение, возле которого было написано «осторожно — сильный шок»). Средний максимальный уровень, до которого дошли испытуемые, — 27 делений из 30. В трех экспериментах степень удаленности «ученика» от «учителя» постепенно уменьшалась: ему разрешалось выражать свой протест вербально, он помещался в туже комнату, в которой находился и «учитель», и, наконец, категорически отказывался от дальнейшего участия в эксперименте, из-за чего «учитель» был вынужден насильно удерживать его в кресле. При этих условиях 62,5; 40 и 30 % испытуемых соответственно все же довели наказание до максимального (средние уровни составили соответственно 24,53; 20,8 и 17,88). Возможность видеть жертву и ее страдания заметно снижала уровень покорности испытуемых, но он все же оставался шокирующе высоким: подчиняясь легитимной власти авторитета, люди делали то, что каждый из них считал ничем не оправданной и аморальной жестокостью.
Эксперимент № 5 проводился не в лаборатории, а в значительно более скромном и менее впечатляющем помещении — в подвале того же здания. «Ученик» не только выражал свой протест словами, как в
эксперименте № 2, но и упомянул о том, что у него больное сердце. Покорность «учителей» ничуть не уменьшилась (26 человек из 40 довели «эксперимент» до конца). Однако отсутствие экспериментатора рядом с «учителем» (эксперимент № 7) привело к резкому снижению покорности испытуемых: только 9 человек из 40 довели наказание до максимального уровня. Столь же интересны и другие результаты: женщины-испытуемые вели себя примерно также, как и мужчины, а кардинальное изменение обстановки — проведение исследований не в Йельском университете, а в одном из офисных зданий близлежащего промышленного города и исключение всего того, что могло бы напомнить испытуемым об университете, — снизило покорность испытуемых (местных жителей), но несущественно (47,5 % испытуемых продемонстрировали максимальную покорность). Если «ученик» требовал, чтобы его наказали разрядом, но экспериментатор запрещал это делать, испытуемые подчинялись экспериментатору. Если же в качестве экспериментатора выступал не ученый из Йельского университета, а вполне «заурядный человек», покорность резко снижалась: только 4 испытуемых из 20 довели наказание до максимального уровня. «Учителя» даже начинали защищать «учеников», если приказы о наказании отдавал не экспериментатор, а человек, который был представлен им как еще один испытуемый (эксперимент № 13а). Результаты экспериментов, проведенных при других условиях, убедительно доказали, что «решающую роль [в повиновении] играет скорее не готовность подчиниться конкретному приказу наказать кого-то электрошоком, а то, что этот приказ исходит от человека, имеющего авторитет. Приказы, исходящие от человека, не имеющего авторитета, утрачивают всю свою силу» (Milgram, 1974, р. 104).
Результаты двух завершающих исследований Милграма показывают, что пример двух испытуемых, продемонстрировавших открытое неповиновение экспериментатору и отказавшихся исполнять его приказы, заставил 36 человек из 40 взбунтоваться до того, как шок достиг предельного значения, в то время как присутствие «соучастника», выполнявшего «грязную работу», т. е. непосредственно управлявшего «электрогенератором», привело к тому, что количество подчинившихся возросло до 92,5 %. Подчинение или неподчинение испытуемых определялось влиянием экспериментатора и его авторитета, а также влиянием других участников эксперимента, особенностями ситуации и тем, насколько убедительным было поведение «жертвы».
1 96 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация
Власть и социальная структура 1 9 7
Почему испытуемые продолжали повиноваться экспериментатору? Милграм объясняет это несколькими причинами. Во-первых, существуют «привходящие обстоятельства», которые «загоняют в угол» испытуемого: вежливость, желание выполнить данное ранее обещание помочь экспериментатору и чувство неловкости за то, что вынужден его нарушить. Испытуемому не хочется ссориться с экспериментатором, и он ищет способы сгладить остроту конфликта. Он поглощен технической стороной задания и упускает из виду или отказывается замечать его более существенные последствия. Все его внимание направлено на исполнение возложенных на него обязанностей, он стремится выполнить свою работу как можно лучше, но не видит морального аспекта своих действий, по отношению к ним он слеп. Можно сказать, что, в известном смысле, испытуемый пытается не думать о своей чисто человеческой ответственности за происходящее и ведет себя так, словно он часть неодушевленного лабораторного оборудования. Ответственность за цели и моральный аспект его действий он возлагает на экспериментатора.
Наиболее распространенная форма ментальной установки покорного испытуемого — рассматривать себя как человека, не несущего ответственности за собственные действия. Он рассматривает себя как орудие некоей внешней власти, как оказавшегося в подчиненном социальном положении, обязанного подчиняться ей и не отвечающего за себя. По мнению Милграма, следствием повиновения авторитету становится исчезновение чувства ответственности. Типичный испытуемый после завершения эксперимента говорил примерно следующее: «Сам я никогда не стал бы этого делать. Я делал только то, что мне велели», словно у него не было никакого выбора.
Милграм называет это ментальное состояние «состоянием агента», подчеркивая тем самым, что человек при этом воспринимает себя как орудие другого человека, исполняющее его волю (это состояние является антиподом независимости). По мнению Милграма, это состояние отражает сдвиг установки, позволяющий людям функционировать в организованных, построенных по иерархическому принципу социальных системах, передавая право контроля на местном уровне центральной власти. Чтобы группа могла действовать как единое целое, люди способны отказаться от личной ответственности и положиться на того, кто занимает более высокое положение. Сдвиг в сторону «состояния агента», передача права контроля представите-
лю законных институтов, норм и референтных групп, означает, что место саморегулирования человека занимает легитимная власть.
Другие факторы, проявившиеся в экспериментах Милграма, — это тенденции некоторых испытуемых рассматривать проводимые исследования не как проявление воли других людей, а как безличный процесс с его собственной логикой и оправдывать свои действия, обвиняя во всем жертву и унижая ее. Ничего не поделаешь, происходящее — неизбежно, это результат безличного, естественного процесса, и вообще «ученик» заслуживает того, что с ним происходит, он сам во всем виноват, я ни при чем — такими словами испытуемый отрицает свою вину и оправдывает свои аморальные поступки.
Такое понятие, как «состояние агента», — реминисценция теории деиндивидуализации Ле Бона (LeBon, 1896), согласно которой деин-дивидуализация означает утрату личной ответственности, «скатывание» к антиобщественным импульсам и желание расовой (коллективной) бессознательности. По мнению Милграма, аморальные, антиобщественные поступки санкционируются легитимной властью. Баумейстер полагает, что эффекты деиндивидуализации — следствие ослабления социального (публичного) «Я» и усиления личной идентичности (Baumeister, 1982). Оказывается, группа способна навязывать публичную идентичность и конформность по отношению к нормам других людей («управление впечатлением»), усиление личной идентичности (F. H. Allport, 1924), объективное самоосознание и приверженность личным стандартам (Duval & Wicklund, 1972), утрату личной ответственности и передачу саморегулирования власти, ведущей к «законности», если личное аморальное поведение и деин-дивидуализация ведут к свободе от моральных ограничений во имя коллективной бессознательности. Важность процесса формирования нашего «Я» для понимания влияния группы наличность признается всеми, однако нельзя утверждать, что мы имеем достаточно ясные представления об этом влиянии (Hogg & Abrams, 1988). Что такое деиндивидуализация? Является ли она утратой публичной или личной идентичности, заменой собственной идентичности идентичностью другого индивидуума или изменением собственной идентичности? Чтобы ответить на этот вопрос, необходима конкретизация природы социальной ситуации, отношения человека к группе и того аспекта «Я», который изменяется. В следующей главе мы введем новое отличие между социальной и личной идентичностью, которое может помочь решить некоторые из этих проблем.
1 98 Глава 5. Власть, уступчивость и самопрезентация
Дополнительная литература 1 9 9
Выводы
Стоит только провести границу между властью и влиянием — и сразу же уступчивость и авторитет предстают как интереснейшие темы, безусловно заслуживающие внимания, темы, которые на удивление редко становятся предметами как специализированных, так и обобщающих исследований. Теория «управления впечатлением» внесла важный косвенный вклад в наше понимание процессов уступчивости, а концепции легитимной власти и «состояния агента» указывают важные теоретические направления, по которым должны двигаться те, кто изучает такой феномен, как авторитет.
Действительно ли теория зависимости удовлетворительна даже в качестве объяснения уступчивости? Во многих отношениях теория зависимости представляется метатеорией, которая не столько расширяет наши знания о том, как функционирует публичное «Я», сколько прогнозирует последствия этого функционирования. Признавая необходимость сначала обозначить субъективно ценные результаты, которые может дать уступчивость и которые, как полагают, являются ее мотивами, мы признаём и потребность в теориях, объясняющих функционирование личного «Я» в социальных ситуациях. Мы должны понимать, как социальный контекст и социальное влияние сказываются на личных мотивах индивидуума, на его целях и ценностях. Следовательно, теоретически равновероятно и то, что власть зависит от влияния (и что интернализированные индивидуумом социальные ценности в определенных условиях становятся очень значимыми), и то, что влияние зависит от власти. Следовательно, сама по себе зависимость ничего не объясняет, и то же самое может быть сказано о власти. Вывод, который может быть сделан из изложенного в этой главе, заключается в следующем: интеграция системных теорий влияния с непредвзятым и детальным изучением таких феноменов, как публичная и социальная идентичность, может оказаться очень полезной.
2. Hollander, Е. Р. (1985). Leadership and power. G. Lindzey & E. Aron-son (eds), The handbook of social psychology, Vol.2,3rd edn. New York: Random House. Хороший обзор исследований лидерства.
3. Milgram, S. (1974). Obedience to authority. London: Tavistock. Пре-
красная книга, которая легко читается. Настоятельно рекомендуется.
4. Ng, S. К. (1980). The social psychology of power. London: Academic
Press. Серьезный учебник, доступный читателям с разным уровнем подготовки.
5. Tetlock, P. E. & Manstead, A. S. R. (1985). Impression management versus intrapsychic explanation in social psychology: A useful dixo-tomy? Psychological Review, 92, 59-77. Хороший обзор исследований «управления впечатлением» и попытка продвинуть вперед теорию вопроса.
Дополнительная литература
1. Collins, В. & Raven, В. Н. (1966). Group structure: Attraction, coalitions, communication, and power. G. Lindzey & E. Aronson (eds), Handbook of social psychology, Vol. 4. Reading, Mass.: Addison-Wesley. Серьезный взгляд на влияние и власть с точки зрения зависимости.