Характеристика новообразований раннего возраста

(1-3года)

Все основные новообразования связаны с развитием орудийно-предметной деятельности, ведущей в раннем возрасте. Внутри этой деятельности развиваются психические процессы - восприятие, память, мышление, речь. В этой деятельности зарождается новый тип, который станет ведущим в следующем психологическом возрасте. Это сюжетно-ролевая игра.

Сравнение своих действий с действиями взрослого, нахождение сходства между ними является необходимым условием для возникновения тенденции к самостоятельности. Появляется феномен "Я сам". Тенденция к самостоятельным действиям связана с возникновением личного действия. Появление в речи местоимения "Я". До этого времени ребенок говорил о себе в третьем лице или называл себя по имени.

С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к пониманию эмоционального состояния другого человека.( явное стремление утешить расстроенного человека), детьми начинают усваиваться нормы поведения.

61.Анализ статьи Е.Ф. Рыбалко «Актуальные проблемы возрастной психологии»

Взаимодействие возрастной психологии с практикой осуществляется через комплекс наук о человеке, таких, как медицина, спорт, педагогика и психологические науки образованные в результате расширения междисциплинарных связей. Контакты с отдельными дисциплинами способствуют развитию проблематики возрастной психологии. Ананьев придавал значение интеграции наук. Интегральный подход к индивидуальному развитию личности предполагает, исследование его внутренних закономерностей и основных характеристик, раскрывающий временную и экологическую структуру онтогенеза психики. Работы Ананьева показали необходимость дифференциального подхода к возрастным различиям, поскольку таким образом выявляется внутренняя противоречивость и разновременность возрастной изменчивости функций. На основе знания общих закономерностей онтогенетического развития и системного подхода решаются прикладные и теоретические задачи: определение и научное обоснование возрастных норм психического развития, опредеделение функций и ролей человека в разные периоды его жизни.

Знание возрастных норм помогает оценить отклоняющиеся формы поведения и прагнозировать психическое развитие. Широкий диапазон действий возрастных норм обусловлен тем, что возраст выступает как одна из наиболее интегральных характеристик человека. Возрастная изменчивость тесно связана с индивидуальными характеристиками . при общем подходе к возрастным нормам ведущее значение имеет классификация периодов и отдельных фаз жизни, которые характеризуются сочетанием метрических и топологических свойств и имеют определенные возрастные границы.

При поиске возрастных различий важно учитывать относительный характер возростного фактора. Специфика возрастного фактора заключается в том, что он по-разному проявляется в отдельные периоды жизненного цикла и он выступает в единстве с индивидуальными особенностями, которые важно учитывать при разработке возрастных нормативов. С возрастом развитие человека все более индивидуализируется. Своеобразие индивидуальности, по Ананьеву, накладывает определенный отпечаток на переход от зрелости к старению.

62.Анализ статьи Л. С. Выготского «К психологии и педагогике детской дефективности»

телесный недостаток изменяет отношение человека к миру и сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект реализуется как социальная ненормальность поведения. Физический дефект вызывает как бы социальный вывих. Недостаток глаза или уха- выпадение серьезных социальных функций. Осязание у слепого и зрение у глухого не отличаются от нормального человека. Это зависит от рецепторных анализаторов. Слепого, глухонемого и слабоумного нужно мерить той же мерой, что и нормального. Слепоты и глухоты не существует вовсе. Слепой не ощущает тьмы, слепота не является болезненным состоянием. Социальное воспитание дефективного ребенка, основанное на методах социальной компенсации его природного недостатка— единственный научно состоятельный и идейно-верный путь. Глухонемой оказывается физически более приспособленным к познанию мира и к активному участию в жизни, чем слепой. Глухонемота у человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, потому что она изолирует человека от всякого общения с людьми. глухонемому можно вернуть речь. Вопросами дифективности занимается сурдопедагогика.

63. Анализ статьи А.В. Запорожца «Условия и движущие причины психического развития ребенка»

Одной из важнейших проблем детской психологии. Долгое время эта проблема рассматривалась в плане метафизической теории двух факторов (наследственности и внешней среды), которые в качестве внешних и неизменных сил предопределяют ход развития детской психики. Выготский указывал что для формирования человеческих психических качеств, таких как логическое мышление, творческое воображение, т. д., требуются определённые социальные условия жизни и воспитания. Социальная среда не просто внешние условие, а подлинный источник развития ребёнка, в ней содержатся материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человечека и которыми индивид должен овладеть в процессе своего развития. Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства и т. д., дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми.в связи с этим появляется проблема общения ребенка с другим людьми. Исследования Лисины показывают, что характер общения ребенка со всзрослыми и сверстниками с возростом усложняется.усложнение общения дает усвоение новых знаний.

64. Анализ статьи Р. Заззо «Психическое развитие ребенка и влияние среды»

Благодаря насследственности человек создает свою среду. Среда не дает насследственности возможность самовыражения , ориентации, оформления. Один фактор без другого теряет всякую реальность. В процессе роста насследственность и среда объединяются в единое целое. Необходимо различать проблемы наследственности и среды от проблемы индивидуальных различий.не существует ответа на проблему насслдественрости и среды так как взаимодействие факторов бесконечно изменчиво. Выжно рассматривать не только общую ситуацию где развивается индивид, но и семейную среду. Дети страдают от недостатка матери, ребенок становится чувствительным к разлуке в 4-5 месяца. Ребенок разлученноый в этом возрасте с матерью, и не усыновлен другой женщиной, рискует носить особую печать, отличающую сферу его аффективности и умственной деятельности.

65. Анализ статьи И.С. Кона «Постоянство личности: миф или реальность»

Мишел, проанализировав данные экспериментальной психологии, пришел к выводу, что невозможно подтвердить эмпирически идею личностного тождества, постоянство основанных и структуры личности. черты личности- а условные конструкты, за которыми нередко стоят весьма расплывчатые поведенческие или мотивационные синдромы, причем различение постоянных, устойчивых «черт» и изменчивых, текучих психологических «состояний» (застенчивость — устойчивая черта , смущение— временные состояния) в значительной мере условно. Мишел полагает, что нет оснований считать, что настоящее и будущее поведение полностью обусловлено прошлым. если индивиды не имеют относительно устойчивого поведения, отличающего их от других людей, то само понятие личности становится бессмысленным.черты личности включают динамические мотивационные тенденции, склонность искать или создавать ситуации, благоприятствующие их проявлению. Существует 5 разных теоретических моделей индивидуального развития: 1) типы развития индивидов неодинаковы и поэтому они достигают зрелости в разном возрасте, но результат одинаковый. 2) период развития и роста ограничен хронологическим возростом: то что было упущено в детстве, позже наверстать невозможно, и индивидуальные особенности человека можно предсказать ещё в детстве.

66. Анализ статьи Г.С. Костюк «Принцип развития в психологии»

Личность развивается в связи с возникающими в ее жизни внутренними противоречиями. Внешние противоречия- источники активности индивида, направленные на разрешение внутренних противоречий путем выборки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредствам деятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности. Неразрешенные противоречия- кризисы, а если они отностся к мативационной сфере-болезнннные нарушения личности, психоневрозы. Противоречия:

• расхождение между возникающими новыми потребностями, стремлениями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. Это побуждают личность к активности, направленной на усвоение новых форм поведения, овладение новыми способами действия.

• между уровнем психического развития и образом жизни. Личность перерастает свой образ жизнии неудавлетворяет её.

• Между тенденцией к инертности, устойчивости и стремлением к изменчивости.

67. Анализ статьи М.Я. Басова «Методика психологического наблюдения за детьми»

Наши рекомендации