Черты характера и отношения личности
Черты характера – это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности .
Характер человека проявляется в отношении человека к различным сторонам жизни:
1) отношение к другим,
2) отношение к самому себе,
3) отношение к общественной и личной собственности,
4) отношение к деятельности (см. табл. №9 )
Таблица 9
Основные отношения в структуре характера и их содержание
Наименование отношений | Особенности поведения и черты личности |
Отношение к людям | Общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие и т.п. |
Отношение к деятельности | Добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность и т.п. |
Отношение к общественной и личной собственности | Аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость и т.п. |
Отношение к себе | Скромность, самокритичность, требовательность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, эгоизм |
Структура и содержание характера каждого человека определяются:
1. Динамикой воли (насколько человек способен осуществить свои цели);
2. Спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона, который сопровождает те или иные его поступки;
3. Интеллектуальными особенностями человека;
4. Взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой или же, наоборот, находятся в конфликте, противоречат друг другу) см. табл. №.10
Таблица 10
Основные черты характера
Особенности человека | Основные черты характера |
Волевые | Решительность Настойчивость Самообладание Самостоятельность Инициативность |
Эмоциональные | Порывистость Впечатлительность Инертность Безразличие и др. |
Интеллектуальные | Глубокомыслие Сообразительность Находчивость Любознательность и др. |
Формирование характера
Характер не является врожденным, он формируется под воздействием условий жизни и целенаправленного воспитания. Однако, человек рождается с различными особенностями функционирования головного мозга, эндокринной системы. Эти особенности не психологические, а физиологические, но они выступают в качестве первых причин того, что одни и те же воздействия на детей могут вызвать различный психологический эффект. Они определяют условия, в которых будет развиваться психика человека. Эти различия в физиологических условиях – лишь первая причина различий характеров людей.
На формирование характера оказывают влияние в первую очередь условия жизни ребенка, та среда, в которой человек растет, "дух" общества, его мораль и ценностные ориентации. Источниками этого влияния служат общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации, обычаи, традиции и пр.
Очень серьезное влияние на формирование характера оказывают семейные условия, отношения в семье. Домашнее воспитание имеет решающее значение для формирования характера ребенка.
Характер формируется и в деятельности. Характер ребенка приобретает свое качественное своеобразие в последовательно ведущих для него видах деятельности – в игре, учебе, труде.
Характер человека во многом результат самовоспитания. В характере аккумулируются привычки человека. Если человек стремится воспитать у себя самокритичность как черту характера, он должен поступать самокритично. Нет характера, которого нельзя было бы скорректировать. Каждый человек отвечает за все проявления своего характера, и в состоянии заняться самовоспитанием.
Акцентуации характера
Любая черта характера человека, представляя собой некоторый устойчивый стереотип поведения, имеет разную количественную степень выраженности. "Когда количественная выраженность той или иной черты характера оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера".
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт.
Как считает один из ведущих исследователей данной проблемы А.Е. Личко, акцентуация характера (акцентуированные черты характера) – "это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим"[6, c.9].
В обычных условиях наличие той или иной акцентуации не всегда заметно окружающим, она не проявляется в поведении и не препятствует социальной адаптации. Это так называемая скрытая (латентная) акцентуация, которая представляет собой обычный вариант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такая акцентуация может появиться неожиданно под воздействием определенных стрессогенных (психогенных) факторов и лишь в определенных условиях, усиливающих степень выраженности определенной черты. Из этого следует, что "каждый тип акцентуации характера имеет свое слабое место, свою "ахиллесову пяту". Если психическая травма, эмоциональный стресс или просто трудная ситуация в жизни задевает эту уязвимую черту, то возникают разного рода срывы – от невротических реакций до состояния тяжелой и длительной дезадаптации". Все же другие воздействия на сознание человека, не направленные на наиболее уязвимые точки характера, обычно переносятся им без осложнений, не доставляя никаких неприятностей ни ему самому, ни окружающим.
На основании различных классификаций выделяются следующие важнейшие типы акцентуаций характера:
1. Циклический – периодическое чередование фаз хорошего и плохого настроения.
2. Гипертимный – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца.
3. Лабильный –резкая смена настроений в зависимости от ситуаций.
4. Астенический – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям, ипохондрии.
5. Сензитивный – повышенная впечатляемость, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности.
6. Психастенический – высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и тенденция к образованию обсессий.
7. Шизоидный – отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность (проявляется в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов), недостаток интуиции в процессе общения.
8. Эпилептоидный – склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляется в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность вязкость мышления, скрупулезная педантичность.
9. Застревающий (паранойальный) – повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнений других и как следствие, высокая конфликтность.
10. Демонстративный (истероидный) – выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризируемая авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворении потребности в признании.
11. Дистимный – преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.
12. Неустойчивый – склонность легко поддаваться влиянию окружающий, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер.
13. Конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму [8, c.16].
Каждая акцентуация характера имеет свои положительные и отрицательные стороны. Определение вида акцентуации позволяет увидеть, какие трудности социальной адаптации испытывает человек, позволяет прогнозировать его поведение, особенно в социально неблагополучных, осложненных ситуациях. Человек, знающий "трудности" своего характера, может при желании контролировать свое поведение, вовремя подавляя те или иные нежелательные для себя и окружающих формы реагирования. Особенности общения и поведения человека в зависимости от типа его акцентуации представлены в табл. №11
Таблица 11