Теории происхождения государства.
Признаки, отличающие право от социальных норм доклассового общества. Возникновение права.
Комплексы причин возникновения права:
А) экономические
Б) социально-управленческие
Причины и условия, вызвавшие право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и государства. Обычаи, проверенные, оценивались как данные свыше. Наиболее ценные были санкционированы государством и стали обычным правом. Цари ранних государств продолжают общесоциальные традиции права, пытались в законах поддерживать начало социальной справедливости:
А) ограничение богатства
Б) ограничение роста цен
Древнейшие правовые акты подтверждают это. Право с ранних этапов развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло роль нормативно-классового регулятора, регламентировало общественные отношения.
Переход от первобытно-общинной организации к государству сопровождался трансформацией системы социальных норм, которая выражалась как в количественном росте, так и в качественном усложнении. Социальные нормы стали более разнообразны и, наряду с обычаями и традициями, развиваются мораль, этикет, политика, идеология, культура.
Усложнение отношений в обществе, их конфликтный характер требовало более эффективных мер регулирования, важнейшими из которых стали письменно закрепленные, охраняемые от нарушения мерами государственного принуждения нормы права.
Первые правовые нормы являлись письменным выражением обычаев и традиций. В дальнейшем разрыв государственного и общественного права усилился. Нормы закона все более отражали не столько существующее, сколько необходимое с точки зрения власти состояние общественных отношений. Таким образом, возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубление и обострение конфликтов.
В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках. Они содержат четко сформулированные дозволения, обязования, ограничения и запреты. Также изменяется процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля над их выполнением (полиция, армия, суд). Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями, значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего (раб, свободный человек, мужчина, женщина). Процесс возникновения государства и права во многом протекал параллельно. Это происходило при взаимном их влиянии друг на друга.
Теории происхождения государства.
А) теологическая
Основоположник – Фома Аквинский (философ и богослов в Средневековье)
Придерживался этой теории Жан Маритен (французский религиозный философ)
Идея теории: государство – продукт Божественного творения, государственная власть – продолжение власти Бога на земле, необходимо подчинение граждан правителям, непослушание государству – неподчинение Всевышнего, общественный строй создан им, так что попытки менять его преступны. Управленческие функции должны принадлежать религиозным деятелям, любая светская власть производна от церковной.
Б) патриархальная
Н. К. Михайловский, Аристотель
Идея теории: государство – продукт развития одной семьи, власть государства – продолжение власти отца в семье (патриарха), правитель, как и отец, не выбирается, не смещается, сопротивление власти недопустимо, поскольку только патриарх может заботиться об остальных членах семьи. Без него государство обречено на распад и анархию.
В) договорная
Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс, А. Н. Радищев
Идея теории: государство – результат соглашения, сознательно и добровольно заключенного гражданами ради прекращения войн и анархии. Суть договора в том, что граждане передают часть своей свободы и власти государству, обязуясь соблюдать законы, платить налоги и пр., а взамен они получают право требовать от государства обязанности заботиться о них, для чего государство в лице власти наделяется правом принимать законы, собирать налоги, назначать наказание и пр. В случае злоупотребления государством своей властью, граждане имеют право расторгнуть договор, в том числе и насильственным путем.
Г) органическая
Платон, Г. Спенсер
Идея теории: государство – подобие человеческого организма, на него переносятся все закономерности организма человека; продукт социальной эволюции, которая выступает как разновидность эволюции биологической, поэтому сущность государства можно понять, изучая анатомию и физиологию человека. Государство, как и организм, имеет мозг и органы, обеспечивающие исполнение его решений. Каждый отдельный человек рассматривается как клетка организма. Порядок в государстве зависит от здоровья его «мозга», то есть от хороших правителей. Государство существует, пока есть люди.
Д) психологическая
Л. И. Петражицкий, З. Фрейд, Г. Тард
Идея теории: появление государства – результат свойств человеческой психики, закономерностей человеческого сознания. Государство – продукт разрешения психологических противоречий между активными индивидами и пассивной массой. Власть в обществе захватывают люди с более сильной психикой, с развитой волей. Основная часть общества – люди, склонные к подчинению.
Е) насилия
Е. Дюрин, К. Каутский, Л. Гумплович
Идея теории: государство – появилось из-за военно-политических факторов. Процесс разложения первобытного общества сопровождался войнами, насильственными захватами территорий, порабощением одних племен другими. Для успешного управления завоеванными народами был необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. Насилие является причиной любой власти, основой господства. Государство – не результат развития общества, а сила, навязанная извне.